КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСКУРСОВОДОВ – МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ФРИЛАНСЕРОВ

Анастасия Владимировна Фирсова, Светлана Эдуардовна Мышлявцева, Елена Николаевна Волк

Аннотация


В статье приведен опыт изучения профессионального сообщества экскурсоводов как объекта управления. Эффективной формой менеджмента для этой неформальной профессиональной группы стали курсы повышения квалификации, инициированные Министерством физической культуры, спорта и туризма Пермского края. В процессе курсов были выявлены ряд кадровых проблем, решение которых является важной задачей будущей программы развития туризма в регионе. Цель исследования – рассмотреть курсы повышения квалификации экскурсоводов не только как образовательную программу, но и как способ управления сообществом городских экскурсоводов. Мы предполагаем, что курсы – это инструмент, который позволяет: а) проанализировать качественный состав данной профессиональной группы; б) выявить круг проблем социального и экономического характера, которые испытывает современный экскурсовод; в) коррелировать последующий процесс обучения экскурсоводов с задачами развития туризма в регионе. Методы исследования: включенное наблюдение, проблемный тренинг, интервьюирование, анкетирование, анализ программных документов по развитию туризма. Данная работа началась в 2016 г. в рамках реализации государственной программы Пермского края «Развитие туризма» и продолжается по настоящее время. В краевой программе заявлены мероприятия по развитию кадрового потенциала, в том числе организация тренингов и мастер-классов для гидов, экскурсоводов и специалистов сферы гостеприимства. Кроме того, создана «база для проведения добровольной сертификации и аккредитации экскурсоводов, осуществляющих экскурсионную деятельность на территории Пермского края». Чтобы осуществить заявленную аккредитацию, необходимо выявить и изучить разобщенную профессиональную группу экскурсоводов, разработать образовательные программы повышения квалификации, скорректировать программы обучения с задачами развития туризма в регионе, а также с кадровыми запросами туроператоров внутреннего туризма.

 

DOI: 10.17072/2079-7877-2019-4-144-153


Ключевые слова


экскурсовод; фрилансер; программно-целевые программы развития туризма; повышение квалификации; кадры.

Полный текст:

PDF

Литература


Абашев В.В., Фирсова А.В. Прогулка и экскурсия в ряду телесно-дискурсивных практик освоения городского пространства // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 4(21). С. 108–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25981473 (дата обращения: 20.06.2018).

Будаева О.А. Туристский информационный центр: структура и направления деятельности // География и туризм. Пермь, 2017. Вып. 16. С. 72–84.

Государственная программа «Развитие туризма». URL: https://www.ptgperm.com/uploads/files/gp-rasvitie-turizma_2016.pdf (дата обращения: 01.08.2017).

Дзякович Е.В. Разработка профессионального стандарта гида-экскурсовода // Культура и образование. 2013. № 11. С. 52–55.

До Чан Фуонг, Фам Тхи Хай Йен, Белецкая Е.А., Харьковская Е.В. Современное состояние и перспективы развития профессии экскурсовода // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 3(15). С. 129–133.

Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. М.: Профиздат, 1976. 112 с.

Кашенкова И.С., Волкова Т.А. Функциональный аспект мифологизации в экскурсионном обслуживании (на примере сторителлинга) // География и туризм. 2018. Вып. 2. С. 128–131.

Кибанова О.В. Виды информационно-коммуникационных технологий в экспозиционно-выставочной деятельности // География и туризм. 2018. Вып. 2. С. 102–104.

Кирсанова И. А. Обучение экскурсоводов и гидов-переводчиков в 1960–1980-е годы (на примере Куйбышевской области) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 4. С. 86–93.

Кирсанова И.А. Организация экскурсионной работы с советскими гражданами и иностранными туристами в 1960–1980-е гг. (на примере Куйбышевской области) // Известия Саратовского университета. Сер. История. Международные отношения. 2015. Т. 15(2). С. 115–121.

Леонов Е.Е., Тараканов А.В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестник КемГУКИ. 2012. № 21 С. 64–74.

Лях О.А., Лиханова В.В. Инновации в экскурсионной деятельности // Учёные записки ЗабГУ. 2017. № 12(3). С. 160–168.

Майорова В.Ю. Новое поколение выбирает квест: к вопросу о реализации современных форм экскурсионного продукта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. URL: http://e-koncept.ru/2016/76202. Htm (дата обращения: 06.09.2017).

Мышлявцева С.Э. Туристское предложение и рейтинг туристских предпочтений (результаты опроса туроператоров внутреннего туризма в 2016 г.) // География и туризм. 2017. Вып. 16. С. 170–178.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 539н «Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)"» URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70737152/paragraph/1:0 (дата обращения: 05.12.2017).

Степанова О.В. Из истории экскурсионного дела в Москве: профессиональная подготовка экскурсоводов в 1937–1970 гг. // Культурологический журнал. 2013. № 2(12). URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/232.html&j_id=15 (дата обращения: 15.04.2017).

Система добровольной сертификации квалификаций экскурсоводов и гидов-переводчиков, осуществляющих экскурсионную деятельность и их аккредитации на территории Пермского края. URL: http://economy.permkrai.ru/upload/Об%20водов%2026%2001.docx (дата обращения 30.03.2016).

Фирсова А.В. «Голос города»: технология создания образа городской среды // Туризм в глубине России. Пермь, 2016. С. 178–183.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


 


ISSN: 2079-7877

Адрес издателя и учредителя: 614990, ПГНИУ, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, географический факультет.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-66784 от 08 августа 2016 г.

Научное издание

© ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2017.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.