Особенности развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России

Авторы

  • Николай Александрович Кондратов Северный(Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Ключевые слова:

Арктическая зона России, транспортная инфраструктура, Северный морской путь

Аннотация

Стратегические задачи освоения российской Арктики в долгосрочной перспективе предполагают развертывание в этом регионе национальных проектов по разработке минеральных ресурсов и развитию транспортной инфраструктуры, прежде всего Северного морского пути и его морских портов, а также сухопутного и воздушного видов транспорта, входящих в состав международных транспортных коридоров.Транспорт, являясь одним из ключевых факторов поддержки конкурентоспособности предприятий Арктической зоны России, выполняет важную социальную функцию по обеспечению мобильности и качества жизни проживающего здесь населения. От степени развития транспортной инфраструктуры, внедрения нового оборудования и технологий в этой сфере зависит выполнение инновационного сценария развития Арктической зоны, подразумевающего формирование новой модели экономического роста, основанной на знаниях и инновациях.Цель исследования – проанализировать современное состояние и направления развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России. Предпринята попытка дать ответ на вопрос о существовании арктической транспортной системы.doi 10.17072/2079-7877-2017-4-68-80Поступила в редакцию: 21.03.2017 

Биография автора

Николай Александрович Кондратов, Северный(Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

кандидат географических наук, доцент кафедры географии и гидрометеорологии 

Библиографические ссылки

Грузооборот портов арктического бассейна по итогам 2015–2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://pro-arctic.ru/15/10/2015/news/ (дата обращения: 22.02.2017).

Иванов Ю.М., Романенко А.А., Лебедев Г.В. Морские порты России – траектория развития // Транспорт Российской Федерации. 2013. № 5(48). С. 4–8.

Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А. Направления модернизации арктической морской транспортной системы // Научно-практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 4(20). С. 5–11.

Лебедев Г.В. Особенности пространственной организации транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации: дис. ... канд. геогр. наук. СПб., 2014. 184 с.

Ломоносов М.В. Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию // Собр. соч.: в 10 т. Т.6.: Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии (1747–1765 гг.). М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. С. 417–499.

О проекте «Белкомур» [Электронный ресурс]. URL: http://www.belkomur.com/belkomur (дата обращения: 22.08.2016).

Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения: распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. № 384. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 10.10.2010).

Пересыпкин В., Яковлев А. Северный морской путь в проблеме международных транспортных коридоров // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 3. С. 16–19.

Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство 2 серийных универсальных атомных ледоколов: постановление Правительства РФ № 715 от 19 августа 2013 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs (дата обращения: 22.08.2016).

Проблемы Северного морского пути / Совет по изучению производительный сил РАН; Центр. науч.-исслед. и проектно-конструкт. ин-т. мор. флота (ЦНИИМФ). М.: Наука, 2006. 581 с.

Российская Арктика: современная парадигма развития / под ред. акад. А.И. Татаркина. СПб.: Нестор-История, 2014. 844 с.

Селин В., Николаева А. Особые портовые зоны в Арктике // Морской сборник. 2008. № 6. С. 40–44.

Селин В.С., Шпак А.В., Серова В.А. Развитие малой авиации Арктической зоны Российской Федерации // Аналитический Вестник «Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути Арктической зоны Российской Федерации». 2015. № 6. С. 33–36.

Смирнов А.А., Головинский С.А. Перспективы развития Северного морского пути (к 55-летию атомного ледокольного флота России) //Арктика: экология и экономика. 2014. № 4(16). С. 108–113.

Совместный транспортный план Баренцева региона. Предложения по развитию транспортных коридоров для дальнейшего изучения / Руководящий комитет Баренцево / Евроарктической панъевропейской транспортной зоны (БЕАТА). М, 2013. 155 с.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://правительство.рф/docs/22846/ (дата обращения: 22.02.2013).

О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 296 от 2 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/38377 (дата обращения: 22.08.2016).

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории СМП: Федеральный закон РФ от 28 июля 2012 г. №132. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs (дата обращения: 22.08.2016).

Цатуров Ю.С., Клепиков А.В. Современное изменение климата Арктики: результаты нового оценочного доклада Арктического Совета // Арктика: экология и экономика. 2012. № 4(8). С. 76–81.

Чистобаев А.И. Транспортно-экономические связи Европейского Северо-Востока. М.: Наука, 1974. 168 с.

Загрузки

Опубликован

2018-01-09

Как цитировать

Кондратов, Н. А. (2018). Особенности развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России. Географический вестник=Geographical Bulletin, (4). извлечено от http://press.psu.ru/index.php/geogr/article/view/1231

Выпуск

Раздел

Экономическая, социальная и политическая география

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.