ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИЗОХРОН К ИЗУЧЕНИЮ ГРАНИЦ ОРЛОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Авторы

  • Евгения Михайловна Журавлёва Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия
  • Римма Евгеньевна Рогозина Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17072/2079-7877-2025-3-50-62

Ключевые слова:

транспортная доступность, изохроны, границы агломерации, делимитация, Орловская городская агломерация, ГИС

Аннотация

При определении границ городских агломераций многие исследователи применяют методизохрон транспортной доступности. Особенно часто этот прием используется при первоначальном определениитерритории, на которой впоследствии выявляются внутриагломерационные связи. Для Орловской городской агломерации (ОГА) построение изохрон проводилось с учетом общественного и личного транспорта. Была установлена предельная изохрона – 1,5 часа. Все построения осуществлялись в программе QGIS на основании информации дорожной сети Орловской области при передвижении личным автомобильным, а также общественнымтранспортом.Моделирование осуществлялось несколькими способами: с применением методов геоинформационногоанализа и обработки в ГИС-системах «QGIS» и «GRASS GIS», вручную по данным открытой ГИС«Яндекс.Карты», по параметрам расписания маршрутов автовокзала г. Орла. В результате были получены 4 картосхемы, по которым проведен анализ распространения изохрон и входящих в них городских населенных пунктов. Транспортная доступность Орловской городской агломерации при передвижении автомобильным личнымтранспортом охватывает более значительную территорию по сравнению с общественным (свыше 50 % площадиОрловской области в первом случае и 4–6 % во втором).На основании полученных результатов дана предварительная структура ОГА. Ядро – г. Орёл. Пригороднаязона включает пгт Знаменка и Нарышкино. Внутренняя периферия включает малые города Мценск и Болхов, пгтКромы и Змиёвка. Во внешнюю периферию включены малые города Новосиль, Малоархангельск, Дмитровск, атакже пгт Залегощь, Покровское, Глазуновка, Шаблыкино, Хотынец.Проанализированы преимущества и недостатки рассмотренных способов, а также даны рекомендации поприменению метода изохрон для определения транспортной доступности городской агломерации.

Биография автора

Римма Евгеньевна Рогозина, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

кандидат географических наук, доцент,заведующий кафедрой социально-экономическойгеографии и регионоведения

Загрузки

Опубликован

2025-11-20

Как цитировать

Журавлёва, Е. М., & Рогозина, Р. Е. (2025). ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИЗОХРОН К ИЗУЧЕНИЮ ГРАНИЦ ОРЛОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ. Географический вестник=Geographical Bulletin, (3(74), 50–62. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2025-3-50-62

Выпуск

Раздел

Экономическая, социальная и политическая география