ОПОРНЫЙ КАРКАС НАСЕЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ПРЕДЕЛАХ ТРАНССИБИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА

Авторы

  • Николай Владимирович Воробьев Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, г. Иркутск, Россия
  • Александр Николаевич Воробьев Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, г. Иркутск, Россия
  • Нина Александровна Ипполитова Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, г. Иркутск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17072/2079-7877-2025-1-50-61

Ключевые слова:

расселение, концентрация населения, концентрация производства, примагистральные территории, агломерационные территории, центр-периферия, магистраль-периферия, Транссибирская магистраль

Аннотация

Целью данного исследования является выявление пространственной взаимосвязи населенияи производства территорий транссибирской полосы юга Байкальского региона (Иркутской области, РеспубликиБурятия и Забайкальского края). Исследование велось с использованием статистического, картографического исравнительно-географического методов; за единицы статистического наблюдения взяты муниципальные образования верхнего уровня. Основные результаты заключаются в выявлении главных урбанизированных ареалов итранспортных коридоров в местах максимальной концентрации населения. Так, демографический потенциал Иркутской части Транссибирского транспортного коридора составляет более половины населения региона. По объему промышленного производства проведено ранжирование муниципальных образований региона, выявлена индустриальная специализация. Оценено влияние уровня развития, индустриальной специализации и размещенияпроизводительных сил на демографическую ситуацию и трансформацию систем расселения. Географические аспекты пространственного развития выражаются в усилении двух частично перекрывающихся градиентов концентрации населения и производства: магистрально-периферийного и центрально-периферийного. В настоящеевремя агломерационные эффекты преобладают над магистральными, однако городские агломерации функционируют исключительно на магистралях. Современные рыночные условия через усиление экономических и экономико-географических контрастов, усиление роли важнейших элементов опорного каркаса региона в виде магистралей и агломераций при деградации местной инфраструктуры воздействуют на демографическую и производственную ситуацию.

Биографии авторов

Николай Владимирович Воробьев, Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, г. Иркутск, Россия

кандидат географических наук, доцент, старшийнаучный сотрудник

Александр Николаевич Воробьев , Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, г. Иркутск, Россия

кандидат географических наук, старший научныйсотрудник

Нина Александровна Ипполитова, Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, г. Иркутск, Россия

кандидат географических наук, доцент, старшийнаучный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2025-03-30

Как цитировать

Воробьев, Н. В., Воробьев , А. Н., & Ипполитова, Н. А. (2025). ОПОРНЫЙ КАРКАС НАСЕЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ПРЕДЕЛАХ ТРАНССИБИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА. Географический вестник=Geographical Bulletin, (1(72), 50–61. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2025-1-50-61

Выпуск

Раздел

Экономическая, социальная и политическая география