https://press.psu.ru/index.php/polit/issue/feed Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science 2025-11-04T10:00:11+00:00 Turtseva Christina polsci_bulletin@psu.ru Open Journal Systems <p>Журнал <strong>"Вестник Пермского университета Политология"</strong> является научным журналом, публикующим статьи по результатам исследований в области политической науки, обзоры научной литературы и рецензии. Журнал видит свою миссию в том, чтобы способствовать обеспечению уровня академической дискуссии, который соответствует стандартам мировой политической науки. </p> <p>Журнал принимает к публикации оригинальные научные статьи, обзоры актуальных проблем политической науки на русском и английском языках, не опубликованные ранее и не представленные на рассмотрение в иные российские и зарубежные журналы.</p> <p>С 2010 г. журнал входит в <strong>Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий</strong>, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (<a href="http://vak.ed.gov.ru/87">список ВАК</a>).</p> <p>Издание включено в национальную информационно-аналитическую систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) и доступно в библиотеке <a href="https://elibrary.ru/title_about.asp?id=28264">Elibrary</a></p> <p align="justify">Свидетельство о регистрации средства массовой информации<strong> ПИ <strong>№ ФС77-68264</strong></strong> от 27 декабря 2016 г.</p> <p align="justify"><strong>ISSN (Print): 2218-1067</strong></p> <p align="justify"><strong>DOI журнала: <span style="font-family: TimesNewRomanPS-BoldMT; font-size: small;">10.17072/<span class="wmi-callto">2218-1067</span></span></strong></p> <p align="justify"><strong>Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2023: 0.543</strong></p> <p align="justify">Материалы, поступающие в редакцию журнала, проходят независимое рецензирование. Плата за публикацию не взымается, гонорары не выплачиваются. </p> <p align="justify"><a href="http://www.psu.ru/files/docs/podrazdeleniya/redaktsiya-vestnikov-pgu/ustav_vestnikov_pgu-2021.pdf"><strong>Устав редакций научных журналов ПГНИУ</strong></a></p> <p align="justify"><a href="http://www.psu.ru/files/docs/podrazdeleniya/redaktsiya-vestnikov-pgu/Polozhenie_ob_eticheskih_standartah_redakcionnoi_politiki.pdf"><strong>Положение об этических стандартах</strong></a></p> <p align="justify"><strong><a href="http://www.psu.ru/files/docs/podrazdeleniya/redaktsiya-vestnikov-pgu/licenzionnyj-dogovor-2022.doc">Лицензионный договор</a> </strong></p> <p align="justify"><a href="http://www.psu.ru/files/docs/podrazdeleniya/redaktsiya-vestnikov-pgu/soglasie-personalnye-dannye.doc"><strong>Согласие на обработку персональных данных</strong></a></p> <p align="justify"> </p> <p align="justify"><strong>Уважаемые авторы! </strong></p> <p align="justify"><strong>Статьи просим подавать через электронную редакцию и дублировать на электронную почту журнала polsci_bulletin@psu.ru.</strong></p> https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10825 ВОЛНЫ ПРАВОГО РАДИКАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ: ВЫЗОВЫ, РЕТРОСПЕКТИВА, ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ 2025-09-30T07:50:09+00:00 Ростислав Романович Тищенко 1032211882@pfur.ru <p>Анализируется эволюция правого радикализма в Европе с акцентом на анализ его идеологической эволюции и причин популяризации в последние десятилетия. Рассматривается циклическая природа этого политического явления, которое, по мнению автора, не является случайным процессом, а представляет собой закономерную реакцию на глобальные и внутренние социально-политические изменения. Используя структурно-функциональных подход, с применением ретроспективного и сравнительного методов исследования, автор предпринимает попытку выделить ключевые этапы развития праворадикальных движений, начиная с их зарождения в XIX веке и заканчивая современным состоянием. Оцениваются факторы влияния на популяризацию современной волны правого радикализма в Европе, такие как миграционный кризис, экономическое неравенство и глобализация. В результате исследования описана трансформация праворадикальных движений, которые адаптировались к современным политическим нормам и приобрели новые формы, которые включили в рамки своего дискурса постмодернистский популизм и антиглобализм. Автор приходит к выводу о том, что правый радикализм имел четыре этапа трансформации глобального дискурса в Европе; в истории континента существовало две волны правого радикализма, и сейчас мы переживаем ее вторую итерацию; современный цикл ультраправой идеологии продолжит усиливать свои позиции в обозримом будущем, учитывая вызовы, стоящие перед европейскими обществами в условиях экономических и культурных кризисов.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10826 ГЕОГРАФИЯ ИЛИ ИДЕОЛОГИЯ? СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЗИЦИЙ ЛЕВЫХ И ПРАВЫХ ПОПУЛИСТОВ ПО ВОПРОСУ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ) 2025-09-30T09:36:29+00:00 Андрей Сергеевич Тарасов atarasov@ibei.org Артем Романович Туренко arturenko@hse.ru <p>Рассматривается риторика левых и правых популистских партий по проблеме политики развития. Авторы ставят вопрос о том, какую роль при ее реализации играет миграционный контекст, а именно кризис беженцев, который способствовал электоральному росту популистов на европейской арене. На примере страны приема (Итальянская Республика) и страны назначения (Федеративная Республика Германия) производится сравнительный анализ риторики правых («Альтернатива для Германии», «Лига») и левых популистских партий («Движение пяти звезд», «Левая партия») на национальном уровне с целью определения сходств и различий в их установках. Используя метод контент-анализа политических программ на выборы в национальные парламенты, авторы отмечают, что левопопулистские партии больше фокусируются на проблеме политики развития, чем их правые оппоненты. Риторика немецкой и итальянской левых партий имеет между собой больше общих черт, чем у правых популистов. Популистские партии рассматривают политику развития через призму миграционной политики. Как правые, так и левые популисты подчеркивают важность решения миграционной проблемы, однако для первых политика развития&nbsp;‒ инструмент борьбы с миграцией в национальных интересах, для вторых – средство уменьшения социально-экономического неравенства и достижения социальной справедливости. Вместе с тем авторы приходят к выводу о том, что различия в риторике обусловлены не географическими факторами, а тем, к какой «основной идеологии» обращаются партии. Миграционный контекст не является ключевым при проведении политики развития.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10868 ДИХОТОМИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛИДЕРОВ ФРАНЦУЗСКОЙ ОППОЗИЦИИ: ДИСКУРСИВНЫЙ АСПЕКТ 2025-11-02T08:53:42+00:00 Артём Игоревич Мясников miasnickov.artyom@yandex.ru <p>Настоящая работа посвящена анализу дискурсивных аспектов политической репрезентации лидеров<br>французской оппозиции на примере Манюэля Бомпара и Жордана Барделла. Исследование опирается<br>на методологическую концепцию анализа дискурсов Э. Лакло и Ш. Муфф, а также на методику П.<br>Ибарры и Дж. Китсьюза по выявлению риторических стратегий. Эмипирической базой исследования<br>являются предвыборные выступления оппозиционных лидеров в ходе досрочных парламентских вы-<br>боров 2024 года во Франции. Проведенный анализ позволяет дополнить теоретические исследования,<br>посвященные изучению дискурсивных стратегий в рамках популистских идеологий. Исследование<br>развивает концепцию «теории подковы», подтверждая факты наличия схожих риторических идиом<br>как среди радикально левых, так и среди праворадикальных партий: выступления лидеров «Непоко-<br>ренной Франции» и «Национального объединения» демонстрируют, что они во многом используют<br>схожие коммуникативные интенции в адрес правительства Франции, делая акцент как на его неспра-<br>ведливой политике, так и на закрытости властей от простых граждан. Вместе с этим в дискурсивных<br>стратегиях лидеров французской оппозиции значительную роль играют идеологические различия<br>между левыми и правыми политическими ценностями, что в том числе отражается в артикуляции<br>партийных идей. Результаты исследования указывает на продолжающееся противостояние между<br>левыми и правыми оппозиционными партиями за поддержку избирателей из схожих социально-<br>политических групп, что, в свою очередь, может способствовать дальнейшему расколу политическо-<br>го пространства Франции на три основных блока.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10869 ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЯЗЫЧНОГО КОНТЕНТА В TikTok ДО И ВО ВРЕМЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ) 2025-11-02T09:09:16+00:00 Надежда Константиновна Радина rasv@yandex.ru Анна Юрьевна Хоменко akhomenko@hse.ru <p>Представленное исследование посвящено изучению изменений, которые произошли с видеоконтентом социальной сети TikTok после начала специальной военной операции (СВО) и блокировки российского сегмента данной интернет-платформы. Исследователи предположили, что факт СВО и ограничения в доступе к TikTok создали «мобилизационные условия», при которых видеоконтент русскоязычных тиктокеров стал более политизированным. Материалом исследования стали видео и их метаданные, в том числе хэштеги: коллекция периода «до СВО» (244 хэштега, 19 тематических групп, 2520 видео); коллекция периода «после СВО» (187 хэштегов; 17&nbsp;групп; 851 видео). В результате выяснилось, что русскоязычный сегмент TikTok и до СВО содержал контент политического содержания (видео о проблемах демократии, выборов, действий оппозиционных правительству сил и т.д.). После начала СВО большинство видео русскоязычного сегмента изучаемой социальной сети со значительным числом просмотров и лайков, которые вошли в материалы исследования, оказались посвященными политическим вопросам (преимущественно военным). Полученные результаты исследователи связывают с изменениями в повседневной жизни россиян ‒ пользователей TikTok: видео отражают злободневные проблемы. Другим объяснением политизации видеоконтента может быть изменение в составе пользователей заблокированного TikTok: компьютерные инструменты обхода блокировки стали использовать те тиктокеры, которые оказались готовы продвигать собственную гражданскую позицию в пространстве Всемирной сети.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10870 СТЕРЕОТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА СМОЛЕНЩИНЫ КАК ЦЕНТРА ЗАПАДНОГО ПРИГРАНИЧЬЯ РОССИИ 2025-11-02T09:21:08+00:00 Василий Владиславович Двойнев vassilidvoinev@yandex.ru Олег Александрович Кажанов kazhanov@bk.ru Елена Евгеньевна Сухова elena-suchova@mail.ru <p>Статья представляет результаты социологического исследования политического сознания и поведения студенческой молодежи Смоленской области, выявленных в ходе определения ее ценностных ориентаций, установок, а также мотивов выражения гражданской позиции. Специфика объекта исследования обусловлена особым географическим положением региона на западной границе Российской Федерации, которая в контексте современной политической науки может рассматриваться в качестве «фронтира», и оказывает влияние на отношение к власти, жизненные стратегии молодежи, вовлеченность студенчества в различные политические процессы. Реализованная в рамках исследования выборочная совокупность является репрезентативой. Полученная социологическая информация сравнивалась с результатами более ранних исследований, проведенных в регионе, а также с данными серии общероссийских опросов. Согласно полученным данным, в целом политические ценности и установки студенчества Смоленщины как центра западного приграничья укладываются в общероссийские тренды политического сознания и поведения молодежи. Вместе с тем выявлены и описаны специфичные черты, отличающие в этом плане установки и мотивы поведения смоленских студентов от общероссийских показателей. Анализ политических стереотипов позволил дать типологическую характеристику политико-культурной идентичности смоленского студенчества.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10871 ВЛИЯНИЕ МАССОВОГО РЕДИСТРИКТИНГА НА ДОЛЮ ГОЛОСОВ ЗА ИНКУМБЕНТА НА ВЫБОРАХ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ 2025-11-02T09:28:55+00:00 Вадим Юрьевич Девятников vdevyatnikov@hse.ru <p>Редистриктинг как процесс пересмотра границ избирательных округов может оказывать серьезное влияние на электоральные процессы, в том числе в автократических режимах с электоральными институтами. Так, предметом исследования настоящей статьи стали политические последствия электоральной реформы, проведенной в ряде регионов России за последние несколько лет. С помощью разработанного автором алгоритма по парсингу сайтов в государственной автоматизированной системе (ГАС) «Выборы» были собраны данные о результатах голосования на выборах в региональные законодательные собрания шестнадцати регионов. В этих регионах с 2019 по 2023 год было увеличено количество мандатов, распределяемых по мажоритарной избирательной системе, что потребовало массового редистриктинга для создания новых избирательных округов. Это создало благоприятные условия для изучения политических последствий массового пересмотра границ избирательных округов. С использованием данных о результатах выборов в региональные парламенты удалось оценить степень влияния массового редистриктинга на электоральные результаты инкумбентов, которая оказалась статистически значимой, но незначительной и неспособной повлиять на результат выборов, из чего следует, что редистриктинг не оказал заметного влияния на электоральную стабильность инкумбентов-парламентариев.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10872 ИМИДЖЕВЫЕ СТРАТЕГИИ ГУБЕРНАТОРОВ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В РОССИИ В 2017–2022 ГОДАХ 2025-11-02T09:38:19+00:00 Алексей Александрович Скворцов aaskvortsov_2@edu.hse.ru <p>Статья посвящена комплексному анализу связи между типами региональных политических режимов и особенностями формирования имиджевых стратегий губернаторов России в 2017–2022 годах. В&nbsp;центре внимания находится вопрос о том, как региональный политический контекст (включая уровень зависимости от центра, степень авторитаризма и патримониализма) влияет на выбор инструментов публичного позиционирования и легитимации власти глав регионов. В качестве методологической базы используется трехосевая модель Ю.О.&nbsp;Гайворонского, позволяющая комплексно классифицировать региональные режимы, а также методы критического дискурс-анализа, применяемые к контенту губернаторских аккаунтов в социальной сети «ВКонтакте». Проведен сравнительный анализ стратегий губернаторов с разной территориальной аффилиацией: выявлено, что «варяги» чаще прибегают к конфронтационным, агитационным и манипулятивным стратегиям, тогда как местные лидеры делают ставку на рационализацию, информирование и открытость. Многообразие политических и коммуникативных стратегий, выявленное в исследовании, свидетельствует о том, что процессы легитимации и формирования имиджа губернаторов в современной России зависят не только от федеральной вертикали власти, но и от уникальных особенностей регионального политического пространства. Установлено, что политический режим региона задает рамки и ограничения для применения различных имиджевых практик и формирует уникальные «правила игры» в публичной политике.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10873 КООПТАЦИЯ, УСТУПКИ И РИСК ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ: ПОЧЕМУ РЕФОРМЫ УСИЛИВАЮТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ? 2025-11-02T09:44:14+00:00 Надежда Владимировна Борисова borisova_nv@psu.ru <p>Рассматриваются институциональные и агентивные факторы неуспеха реформ-уступок, направленных на удовлетворение требований этнических движений за самоопределение (ДС). На основе бинарного сравнительного анализа четырех кейсов (Черногория vs Сербия и Фриулия-Венеция-Джулия vs Италия; албанское меньшинство vs Северная Македония и венгерское меньшинство vs Словакия) исследуются политико-исторический контекст, институциональные условия, структура и фрагментация ДС, специфика элит и стратегия кооптации со стороны правящих групп. В центре внимания ‒ динамика взаимодействия между государством и этническим движением, выборные и управленческие стратегии элит, а также влияние институционального дизайна на устойчивость или, напротив, воспроизводство территориальной конфликтности. Автор показывает, что даже полностью реализованные реформы могут не привести к снижению конфликтности или угрозы территориальной целостности, если сохраняется высокая фрагментированность движений, влияет внешнее давление или кооптация носит инструментальный характер. Сделан вывод о комплексной роли политических акторов и политико-исторического и институционального контекста в (не)успехе реформ-уступок в условиях этнополитической напряженности.</p> <p><strong>&nbsp;</strong></p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10877 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ИТАЛИИ И ИСПАНИИ: ИНВАРИАНТНОСТЬ ТРАЕКТОРИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 2025-11-03T07:46:13+00:00 Константин Андреевич Сулимов k.sulimov@psu.ru <p>До конца 2000-х годов решение территориального вопроса в Италии и Испании двигалось если не по идентичным, то по очень схожим траекториям. В обоих случаях были созданы регионализированные государства с относительно высокой степенью автономии регионов в их составе. Но в 2010-е в Испании разгорелся конфликт вокруг возможной сецессии Каталонии. В Италии, напротив, можно было наблюдать постепенную деполитизацию территориального вопроса. В обоих случаях это привело к остановке передачи полномочий от центра к регионам и самого процесса плавной трансформации институционального статус-кво. Однако в 2024–2025 годах произошли события, которые дают основания полагать, что обе страны возвращаются на прежнюю институциональную траекторию – постепенной передачи полномочий отдельным регионам, что усиливает региональную асимметрию и одновременно стимулирует попытки ее минимизации. Сравнение двух данных случаев с опорой на теорию институционального изоморфизма нацелено на прояснение того, как и почему воспроизводится эта институциональная логика, которая оказалась очень устойчивой и способной пережить серьезный политический кризис. Общий ответ на вопрос о причинах устойчивости институциональной траектории состоит в том, что некоторые ключевые элементы конфигурации центр-периферийных отношений и системы стимулов ее участников не изменилась.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10879 РЕФОРМЫ-УСТУПКИ КАК РЕАКЦИЯ ГОСУДАРСТВ НА ТРЕБОВАНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ 2025-11-03T07:52:13+00:00 Петр Вячеславович Панов panov.petr@gmail.com <p>В условиях, когда в стране появляется политически значимое движение за самоопределение (ДС), возникает угроза территориальной целостности государства. Правительства по-разному реагируют на эту угрозу. Наряду с политикой подавления ДС типичной стратегией государств является реализация реформ, направленных на уступки ему. Даже применяя силу против сепаратистов, власти нередко готовы идти на компромисс. Реформы-уступки, однако, далеко не всегда дают желаемый результат. Исследование факторов, влияющих на их эффективность, выполнено методом логистической регрессии на эмпирическом материале более 100 реформ-уступок. Основные предположения, сформулированные на основе институционального подхода, подтвердились: существенное значение для успеха реформ-уступок имеет их «соразмерность» требованиям движения за самоопределение, а также стабильность соотношения сил и предпочтений акторов (государства и ДС) после проведения реформы. Все это позволяет обрести в результате реформы своего рода институциональное равновесие, в условиях которого интенсивность конфликта между государством и движением за самоопределение снижается. При этом анализ показывает, что факторы, вытекающие из институционального подхода к исследованию эффективности реформ-уступок, имеют большую объяснительную силу, нежели «традиционные» структурные объяснения.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10880 ОТ ЯЗЫКА НАЦИИ К ЯЗЫКУ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 2025-11-03T07:56:34+00:00 Константин Юрьевич Замятин k.zamiatin@hse.ru <p>В последнее время разрабатываются новые официальные документы не только по национальной, но и по языковой политике. Этот процесс свидетельствует о том, что языковая политика формируется в качестве самостоятельного направления государственной политики. В чем причины и возможные последствия этого процесса? В данной статье проанализированы официальный дискурс по вопросам языковой политики, представленный в стратегических документах и законодательных актах, принятых и разрабатываемых в последние годы, а также институциональный контекст с целью понимания роли идей и ее ограниченности структурными факторами при формирования языковой политики в рамках неоинституционалистского подхода. Результаты исследования показывают, что идеологическое стремление изменить содержание языковой политики связано с процессами нациестроительства и более широкого поиска цивилизационной идентичности, в которых, прежде всего из-за внешнеполитической повестки, язык приобрел роль ключевого маркера. Однако попытка изменения формы языковой политики сталкивается с существенными структурными ограничениями и может повлечь незапланированные результаты и для внутренней политики, в частности в результате замены коллокации концептов «язык» и «народ» на коллокацию «язык» и «культура».</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/10881 СИНТЕЗ ГРАЖДАНСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАЦИОНАЛИЗМА В КОНЦЕПЦИИ ШВЕЙЦАРСКОЙ НАЦИИ 2025-11-03T08:03:10+00:00 Ярослав Петрович Кузнецов YaPKuznetsov@yandex.ru <p>Рассматривается процесс эволюции концепции швейцарской нации через анализ швейцарской политики нациестроительства. В рамках этносимволистского подхода автор исследует ценностные и символические ресурсы, использованные для конструирования швейцарской национальной идентичности. Особенности политического устройства Швейцарии и разделение общества по религиозному и языковому признаку привели к формированию «добровольной нации» (Willensnation), объединенной общностью политических ценностей и институтов. Но в 1930-е годы произошла трансформация швейцарского национального дискурса, вызванная угрозой со стороны националистической политики Германии и Италии. Швейцарская политика нациестроительства была переориентирована с гражданского национализма на национализм культурный с целью выявления действительных характеристик, демонстрирующих самобытность и единство национального сообщества. Для достижения этой цели политическая и интеллектуальная элита Швейцарии стала активно продвигать среди населения национальную историю, культуру и географию. В результате исследования были выявлены основные элементы швейцарского культурного национализма ‒ альпийский детерминизм и культурное многообразие. Автор приходит к выводу о том, что культурный национализм дополняет концепцию «добровольной нации» и обосновывает национальное единство швейцарского общества, несмотря на его религиозную и языковую гетерогенность.</p> 2025-11-04T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025