СТРАТЕГИИ ЛЕГИТИМАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ИМИДЖА В ДИСКУРСЕ РОССИЙСКИХ ГУБЕРНАТОРОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
DOI:
https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-4-5-16Ключевые слова:
пандемия; социальные сети; губернатор; политический дискурс; легитимация; имидж; самопрезентацияАннотация
Актуальность представляемого исследования обусловлена, в первую очередь, новыми вызовами власти, связанными с пандемией COVID-19, а с другой стороны, растущей популярностью социальных сетей как платформы политической коммуникации. Цель работы ‒ изучение стратегий легитимации власти и поддержания имиджа в блогах руководителей регионов во время пандемии COVID-19. Методологической основой исследования послужила классификация стратегий и тактик речевого поведения О.Н. Паршиной (2005), а также классификация стратегий легитимации власти Т. Ван Левена (2008). Наряду с качественным контент-анализом авторами был использован корреляционный анализ данных. Результаты исследования показывают, что стратегии поддержания имиджа являются неотъемлемой частью дискурса легитимации. Наивысшая сила корреляции была выявлена между стратегией формирования эмоционального настроя адресата (стратегия поддержания имиджа) и стратегией моральной оценки и апелляции к авторитету (стратегии легитимации). Кроме того, в дискурсе губернаторов, участвующих в исследовании, не отмечено статистически значимых отклонений в использовании стратегий и тактик, что позволяет, вероятно, говорить о некой формирующейся тенденции в российском политическом дискурсе на фоне пандемии.Библиографические ссылки
Андреева, Е. В., Архипова, М. П. (2021) ‘Речевое манипулирование как метод воздействия на общественное мнение в период пандемии COVID-19’, Филология: научные исследования, 6. URL: https: //nbpublish.com/library read_article.php?id=35922 (дата обращения: 13.12.2021). [Andreeva, E. V., Arkhipova, M. P. (2021) ‘Speech manipulation as a method of influencing public opinion during the COVID-19 pandemic’ [Rechevoe manip-ulirovanie kak metod vozdeistviya na ob-shchestvennoe mnenie v period pandemii COVID-19], Philology: Research, 6 (In Russ.)].
Зимова, Н. С., Фомин, Е. В., Смагина, А. А. (2020) 'Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти’, Научный результат. Социология и управление, 6 (2), cc. 159‒171. [Zimova, N. S., Fomin, E. V. & Smagina, A. A. (2020) 'Social networks as a new channel for interaction between society and government' ['Sotsial'nye seti kak novyi kanal vzaimodeistviya obshchestva i vlasti], Research result. Sociology and management, 6 (2), pp.159‒171 (In Russ.)].
Иссерс, О. С. (2006) Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: КомКнига. [Issers, O. S. (2006) Communicative Strategies and Tactics of Russian Speech [Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi] Moscow: KomKniga (In Russ.)].
Колмогорова, А. В. (2018) ‘Легитимация как социополитический феномен и объект дискурс-анализа’, Политическая лингвистика, 1. URL: https://www.politlinguistika.ru/jour/article/view/5/5 (дата обращения: 18.02.2021). [Kolmogorova, A. V. (2018) ‘Legitimation as a societal phenomenon and an object of discourse analysis’ [Legitimatsiya kak sotsiopoliticheskii fenomen i ob"ekt diskurs-analiza], Political Linguistics, 1 (In Russ.)].
Малышева, Г. А. (2020) ‘Cоциально-политические аспекты пандемии в обществе цифровой сетевизации: российский опыт’, Вестник Московского государственного областного университета, 3, cc. 60‒74. [Malysheva, G. A. (2020) ‘Socio-political aspects of the pandemic in the society of digital net-workization: Russian experience’ [‘Cotsi-al'no-politicheskie aspekty pandemii v obshchestve tsifrovoi setevizatsii: rossi-iskii opyt’], Bulletin of the Moscow State Regional University, 3, pp. 60‒74 (In Russ.)].
Михайлова, Е. В. (2006) Обучение самопрезентации. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ. [Mikhailova, E. V. (2006) Teaching self-presentation [Obuchenie samoprezentatsii]. Moscow: HSE (In Russ.)].
Панкратов, С. А., Морозов, С. И. (2021) ‘«Дистант» коммуникации: трансформация взаимодействия российского общества и власти в эпоху глобальной пандемии’, Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 26 (3), сс. 172‒181. [Pankratov, S. A., Morozov, S. I. (2021) ‘"Distant" Communication: Transform-ing the Interaction between Russian So-ciety and Government in the Era of a Global Pandemic’ [«Distant» kommu-nikatsii: transformatsiya vzaimodeistviya rossiiskogo obshchestva i vlasti v epokhu global'noi pandemii], Science journal of volgograd state university.History. Area studies. International relations, 26 (3), рр. 172‒181 (In Russ.)].
Паршина, О. Н. (2005) Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: дис. … докт. фил. наук. Саратов. [Parshina, O. N. (2005) Strategies and tactics of speech be-havior of the modern political elite of Rus-sia [Strategii i taktiki rechevogo povedeniya sovremennoi politicheskoi elity Rossii]. Dr. Diss. (Fil.). Saratov. (In Russ.)].
Сизоненко, А. Ю., Гнедаш, А. А., Катермина, В. В. (2021) ‘Сетевой дискурс и российский мэр: формирование цифровой социально-политической повестки дня в социальных сетях (опыт сетевого и лингводискурсивного анализа)’, Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 3 (112), pp. 100‒111. [Sizonenko, A. Yu., Gnedash, A. A., Katermina, V. V. (2021) ‘Network discourse and the Russian mayor: the formation of a digital socio-political agenda in social networks (the experience of network and linguo-discursive analysis)’ [Setevoi diskurs i rossiiskii mer: formirovanie tsifrovoi sot-sial'no-politicheskoi povestki dnya v sot-sial'nykh setyakh (opyt setevogo i lingvodiskursivnogo analiza)], Bulletin CHGPU I. Yakovlev, 3 (112), pp. 100‒111 (In Russ.)].
Скиперских, А. В. (2007) ‘Механизм политического текста в легитимации власти’, Власть, 10, pp. 55‒59. [Skiperskikh, A. V. (2007) ‘Mechanism of political text in the legitimation of power’ [Mekhanizm politicheskogo teksta v legitimatsii vlas-ti], Authority, 10, pp. 55‒59 (In Russ.)].
Страусс, А., Корбин, Дж. (2001) Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой, Москва: Эдиториал УРСС. [Strauss, A., Corbin, J. (2001) Fundamentals of Quali-tative Research: Grounded Theory, Pro-cedures, and Techniques [Osnovy kachestvennogo issledovaniya: obosno-vannaya teoriya, protsedury i tekhniki]. Moscow: Editorial URSS (In Russ.)].
Фалькина, Т. Ю. (2016) ‘Легитимация власти как фактор ее стабильности’, Вестник Уральского юридического института МВД России, 4, cc. 18‒21. [Falkina, T. Yu. (2016) ‘Legitimation of power as a factor of its stability’ [Legitimatsiya vlasti kak faktor ee stabil'nosti], Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 4, pp. 18‒21 (In Russ.)].
Шмелева, О. Ю. (2021) ‘Пандемия covid-19 и восприятие современного государства российской молодёжью (на материале нижегородской области)’, Вестник Московского государственного областного университета, 2, cc. 149‒165. [Shmeleva, O. Yu. (2021) ‘The covid-19 pandemic and the perception of the modern state by Russian youth (on the example of the Nizhny Novgorod re-gion)’ [Pandemiya covid-19 i vospriyatie sovremennogo gosudarstva rossiiskoi mo-lodezh'yu (na materiale nizhegorodskoi oblasti)], Bulletin of the Moscow State Re-gion University, 2, pp. 149‒165 (In Russ.)].
Alamsyah, N., Zhu, Y-Q (2022) ‘We shall en-dure: Exploring the impact of govern-ment information quality and partisan-ship on citizens' well-being during the COVID-19 pandemic’, Government In-formation Quarterly, 39(1), DOI: 10.1016/j.giq.2021.101646.
Arkin, R. M., Baumgardner, A. H. (1986) ‘Self-Presentation and Self-Evaluation: Pro-cesses of Self-Control and Social Con-trol’. In: Baumeister, R. F. (eds) Public Self and Private Self. Springer Series in Social Psychology. New York: Springer.
Beetham, D. (1991) The Legitimation of Power. Basingstoke: Macmillan.
Chen, Q., Min, Ch., Zhang, W., Wang, G., Ma, X., Evans, R. (2020) ‘Unpacking the black box: How to promote citizen en-gagement through government social media during the COVID-19 crisis’, Computers in Human Behavior, 110, DOI: 10.1016/j.chb.2020.106380.
Haman, M. (2020) ‘The use of Twitter by state leaders and its impact on the public dur-ing the COVID-19 pandemic’, Heliyon, 6 (11), DOI:10.1016/j.heliyon.2020.e05540.
Lalot, F., Heering, M. S., Rullo, M., Travaglino, G. A., Abrams, D. (2020) ‘The dangers of distrustful complacency: Low concern and low political trust combine to un-dermine compliance with governmental restrictions in the emerging Covid-19 pandemic’, Group Processes & Intergroup Relations, 25(1), pp. 106‒121, DOI: 10.1177/1368430220967986.
Reyes Bernard, N., Basit, A., Sofija, E., Phung, H., Lee, J., Rutherford, S., Sebar, B., Harris, B., Phung, D., Wiseman, N. (2021) ‘Analysis of crisis communication by the Prime Minister of Australia during the COVID-19 pandemic’, International Journal of Disaster Risk Reduction, 62, DOI: 10.1016/j.ijdrr.2021.102375.
Scharpf, F. W. (2006) ‘Problem solving effec-tiveness and democratic accountability in the EU’, (Reihe Politikwissenschaft / In-stitut für Höhere Studien, Abt. Poli-tikwissenschaft, 107). Wien: Institut für Höhere Studien (IHS), Wien. https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar-245820 (дата обращения: 30.01.2021).
Screti, F. (2013) ‘Defending Joy against the Popular Revolution: legitimation and delegit-imation through songs’, Critical Dis-course Studies, 10 (2), pp. 205‒222.
Van Leeuwen, T. (2008) Discourse and Practice: New tools for critical discourse analysis. Oxford: Oxford Univ. Pr.
Zeemering, E. S. (2021) ‘Functional fragmenta-tion in city hall and Twitter communica-tion during the COVID-19 Pandemic: Ev-idence from Atlanta, San Francisco, and Washington, DC’, Government Infor-mation Quarterly, 38 (1), pp. 101‒539.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2022-12-29 (2)
- 2022-12-27 (1)
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет Издателю журнала (Пермский государственный национальный исследовательский университет) право на использование его статьи в составе журнала, а также на включение текста аннотации, полного текста статьи и информации об авторах в систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Автор даёт своё согласие на обработку персональных данных.
Право использования журнала в целом в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ принадлежит Издателю журнала и действует бессрочно на территории Российской Федерации и за её пределами.
Авторское вознаграждение за предоставление автором Издателю указанных выше прав не выплачивается.
Автор включённой в журнал статьи сохраняет исключительное право на неё независимо от права Издателя на использование журнала в целом:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).
Направление автором статьи в журнал означает его согласие на использование статьи Издателем на указанных выше условиях, на включение статьи в систему РИНЦ, и свидетельствует, что он осведомлён об условиях её использования. В качестве такого согласия рассматривается также направляемая в редакцию справка об авторе, в том числе по электронной почте.
Редакция размещает полный текст статьи на сайте Пермского государственного национального исследовательского университета: http://www.psu.ru и в системе OJS на сайте http://press.psu.ru
Плата за публикацию рукописей не взимается. Гонорар за публикации не выплачивается. Авторский экземпляр высылается автору по указанному им адресу.