СТРАТЕГИИ ЛЕГИТИМАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ИМИДЖА В ДИСКУРСЕ РОССИЙСКИХ ГУБЕРНАТОРОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

Авторы

  • Юлия Владимировна Балакина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Нижний Новгород https://orcid.org/0000-0002-4942-5953
  • Алексей Владимирович Соснин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Нижний Новгород https://orcid.org/0000-0003-2823-6309
  • Мария Валентиновна Туманова ООО «Селдон 2», Россия, Нижний Новгород https://orcid.org/0000-0003-4567-4423

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-4-5-16

Ключевые слова:

пандемия; социальные сети; губернатор; политический дискурс; легитимация; имидж; самопрезентация

Аннотация

Актуальность представляемого исследования обусловлена, в первую очередь, новыми вызовами власти, связанными с пандемией COVID-19, а с другой стороны, растущей популярностью социальных сетей как платформы политической коммуникации. Цель работы ‒ изучение стратегий легитимации власти и поддержания имиджа в блогах руководителей регионов во время пандемии COVID-19. Методологической основой исследования послужила классификация стратегий и тактик речевого поведения О.Н. Паршиной (2005), а также классификация стратегий легитимации власти Т. Ван Левена (2008). Наряду с качественным контент-анализом авторами был использован корреляционный анализ данных. Результаты исследования показывают, что стратегии поддержания имиджа являются неотъемлемой частью дискурса легитимации. Наивысшая сила корреляции была выявлена между стратегией формирования эмоционального настроя адресата (стратегия поддержания имиджа) и стратегией моральной оценки и апелляции к авторитету (стратегии легитимации). Кроме того, в дискурсе губернаторов, участвующих в исследовании, не отмечено статистически значимых отклонений в использовании стратегий и тактик, что позволяет, вероятно, говорить о некой формирующейся тенденции в российском политическом дискурсе на фоне пандемии.

Биографии авторов

Юлия Владимировна Балакина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Нижний Новгород

кандидат филологических наук, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики

Алексей Владимирович Соснин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Нижний Новгород

доктор филологических наук, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики

Мария Валентиновна Туманова, ООО «Селдон 2», Россия, Нижний Новгород

магистр лингвистики

Библиографические ссылки

Андреева, Е. В., Архипова, М. П. (2021) ‘Речевое манипулирование как метод воздействия на общественное мнение в период пандемии COVID-19’, Филология: научные исследования, 6. URL: https: //nbpublish.com/library read_article.php?id=35922 (дата обращения: 13.12.2021). [Andreeva, E. V., Arkhipova, M. P. (2021) ‘Speech manipulation as a method of influencing public opinion during the COVID-19 pandemic’ [Rechevoe manip-ulirovanie kak metod vozdeistviya na ob-shchestvennoe mnenie v period pandemii COVID-19], Philology: Research, 6 (In Russ.)].

Зимова, Н. С., Фомин, Е. В., Смагина, А. А. (2020) 'Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти’, Научный результат. Социология и управление, 6 (2), cc. 159‒171. [Zimova, N. S., Fomin, E. V. & Smagina, A. A. (2020) 'Social networks as a new channel for interaction between society and government' ['Sotsial'nye seti kak novyi kanal vzaimodeistviya obshchestva i vlasti], Research result. Sociology and management, 6 (2), pp.159‒171 (In Russ.)].

Иссерс, О. С. (2006) Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: КомКнига. [Issers, O. S. (2006) Communicative Strategies and Tactics of Russian Speech [Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi] Moscow: KomKniga (In Russ.)].

Колмогорова, А. В. (2018) ‘Легитимация как социополитический феномен и объект дискурс-анализа’, Политическая лингвистика, 1. URL: https://www.politlinguistika.ru/jour/article/view/5/5 (дата обращения: 18.02.2021). [Kolmogorova, A. V. (2018) ‘Legitimation as a societal phenomenon and an object of discourse analysis’ [Legitimatsiya kak sotsiopoliticheskii fenomen i ob"ekt diskurs-analiza], Political Linguistics, 1 (In Russ.)].

Малышева, Г. А. (2020) ‘Cоциально-политические аспекты пандемии в обществе цифровой сетевизации: российский опыт’, Вестник Московского государственного областного университета, 3, cc. 60‒74. [Malysheva, G. A. (2020) ‘Socio-political aspects of the pandemic in the society of digital net-workization: Russian experience’ [‘Cotsi-al'no-politicheskie aspekty pandemii v obshchestve tsifrovoi setevizatsii: rossi-iskii opyt’], Bulletin of the Moscow State Regional University, 3, pp. 60‒74 (In Russ.)].

Михайлова, Е. В. (2006) Обучение самопрезентации. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ. [Mikhailova, E. V. (2006) Teaching self-presentation [Obuchenie samoprezentatsii]. Moscow: HSE (In Russ.)].

Панкратов, С. А., Морозов, С. И. (2021) ‘«Дистант» коммуникации: трансформация взаимодействия российского общества и власти в эпоху глобальной пандемии’, Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 26 (3), сс. 172‒181. [Pankratov, S. A., Morozov, S. I. (2021) ‘"Distant" Communication: Transform-ing the Interaction between Russian So-ciety and Government in the Era of a Global Pandemic’ [«Distant» kommu-nikatsii: transformatsiya vzaimodeistviya rossiiskogo obshchestva i vlasti v epokhu global'noi pandemii], Science journal of volgograd state university.History. Area studies. International relations, 26 (3), рр. 172‒181 (In Russ.)].

Паршина, О. Н. (2005) Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: дис. … докт. фил. наук. Саратов. [Parshina, O. N. (2005) Strategies and tactics of speech be-havior of the modern political elite of Rus-sia [Strategii i taktiki rechevogo povedeniya sovremennoi politicheskoi elity Rossii]. Dr. Diss. (Fil.). Saratov. (In Russ.)].

Сизоненко, А. Ю., Гнедаш, А. А., Катермина, В. В. (2021) ‘Сетевой дискурс и российский мэр: формирование цифровой социально-политической повестки дня в социальных сетях (опыт сетевого и лингводискурсивного анализа)’, Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 3 (112), pp. 100‒111. [Sizonenko, A. Yu., Gnedash, A. A., Katermina, V. V. (2021) ‘Network discourse and the Russian mayor: the formation of a digital socio-political agenda in social networks (the experience of network and linguo-discursive analysis)’ [Setevoi diskurs i rossiiskii mer: formirovanie tsifrovoi sot-sial'no-politicheskoi povestki dnya v sot-sial'nykh setyakh (opyt setevogo i lingvodiskursivnogo analiza)], Bulletin CHGPU I. Yakovlev, 3 (112), pp. 100‒111 (In Russ.)].

Скиперских, А. В. (2007) ‘Механизм политического текста в легитимации власти’, Власть, 10, pp. 55‒59. [Skiperskikh, A. V. (2007) ‘Mechanism of political text in the legitimation of power’ [Mekhanizm politicheskogo teksta v legitimatsii vlas-ti], Authority, 10, pp. 55‒59 (In Russ.)].

Страусс, А., Корбин, Дж. (2001) Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой, Москва: Эдиториал УРСС. [Strauss, A., Corbin, J. (2001) Fundamentals of Quali-tative Research: Grounded Theory, Pro-cedures, and Techniques [Osnovy kachestvennogo issledovaniya: obosno-vannaya teoriya, protsedury i tekhniki]. Moscow: Editorial URSS (In Russ.)].

Фалькина, Т. Ю. (2016) ‘Легитимация власти как фактор ее стабильности’, Вестник Уральского юридического института МВД России, 4, cc. 18‒21. [Falkina, T. Yu. (2016) ‘Legitimation of power as a factor of its stability’ [Legitimatsiya vlasti kak faktor ee stabil'nosti], Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 4, pp. 18‒21 (In Russ.)].

Шмелева, О. Ю. (2021) ‘Пандемия covid-19 и восприятие современного государства российской молодёжью (на материале нижегородской области)’, Вестник Московского государственного областного университета, 2, cc. 149‒165. [Shmeleva, O. Yu. (2021) ‘The covid-19 pandemic and the perception of the modern state by Russian youth (on the example of the Nizhny Novgorod re-gion)’ [Pandemiya covid-19 i vospriyatie sovremennogo gosudarstva rossiiskoi mo-lodezh'yu (na materiale nizhegorodskoi oblasti)], Bulletin of the Moscow State Re-gion University, 2, pp. 149‒165 (In Russ.)].

Alamsyah, N., Zhu, Y-Q (2022) ‘We shall en-dure: Exploring the impact of govern-ment information quality and partisan-ship on citizens' well-being during the COVID-19 pandemic’, Government In-formation Quarterly, 39(1), DOI: 10.1016/j.giq.2021.101646.

Arkin, R. M., Baumgardner, A. H. (1986) ‘Self-Presentation and Self-Evaluation: Pro-cesses of Self-Control and Social Con-trol’. In: Baumeister, R. F. (eds) Public Self and Private Self. Springer Series in Social Psychology. New York: Springer.

Beetham, D. (1991) The Legitimation of Power. Basingstoke: Macmillan.

Chen, Q., Min, Ch., Zhang, W., Wang, G., Ma, X., Evans, R. (2020) ‘Unpacking the black box: How to promote citizen en-gagement through government social media during the COVID-19 crisis’, Computers in Human Behavior, 110, DOI: 10.1016/j.chb.2020.106380.

Haman, M. (2020) ‘The use of Twitter by state leaders and its impact on the public dur-ing the COVID-19 pandemic’, Heliyon, 6 (11), DOI:10.1016/j.heliyon.2020.e05540.

Lalot, F., Heering, M. S., Rullo, M., Travaglino, G. A., Abrams, D. (2020) ‘The dangers of distrustful complacency: Low concern and low political trust combine to un-dermine compliance with governmental restrictions in the emerging Covid-19 pandemic’, Group Processes & Intergroup Relations, 25(1), pp. 106‒121, DOI: 10.1177/1368430220967986.

Reyes Bernard, N., Basit, A., Sofija, E., Phung, H., Lee, J., Rutherford, S., Sebar, B., Harris, B., Phung, D., Wiseman, N. (2021) ‘Analysis of crisis communication by the Prime Minister of Australia during the COVID-19 pandemic’, International Journal of Disaster Risk Reduction, 62, DOI: 10.1016/j.ijdrr.2021.102375.

Scharpf, F. W. (2006) ‘Problem solving effec-tiveness and democratic accountability in the EU’, (Reihe Politikwissenschaft / In-stitut für Höhere Studien, Abt. Poli-tikwissenschaft, 107). Wien: Institut für Höhere Studien (IHS), Wien. https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar-245820 (дата обращения: 30.01.2021).

Screti, F. (2013) ‘Defending Joy against the Popular Revolution: legitimation and delegit-imation through songs’, Critical Dis-course Studies, 10 (2), pp. 205‒222.

Van Leeuwen, T. (2008) Discourse and Practice: New tools for critical discourse analysis. Oxford: Oxford Univ. Pr.

Zeemering, E. S. (2021) ‘Functional fragmenta-tion in city hall and Twitter communica-tion during the COVID-19 Pandemic: Ev-idence from Atlanta, San Francisco, and Washington, DC’, Government Infor-mation Quarterly, 38 (1), pp. 101‒539.

Загрузки

Опубликован

2022-12-27 — Обновлена 2022-12-29

Версии

Как цитировать

Балакина, Ю. В., Соснин, А. В., & Туманова, М. В. (2022). СТРАТЕГИИ ЛЕГИТИМАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ИМИДЖА В ДИСКУРСЕ РОССИЙСКИХ ГУБЕРНАТОРОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 16(4). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-4-5-16 (Original work published 27 декабрь 2022 г.)

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии