УСЛОВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ СОВЕТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Авторы

  • Илья Вяткин / Ilia Viatkin Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург http://orcid.org/0000-0003-2746-3016
  • Юрий Кабанов / Yuriy Kabanov Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург http://orcid.org/0000-0002-4011-2010
  • Михаил Карягин / Mikhail Karyaginm Центр политической конъюнктуры, Москва http://orcid.org/0000-0001-8562-5840
  • Станислав Кукарцев / Stanislav Kukartsev Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург http://orcid.org/0000-0003-4884-1581
  • Павел Миронов / Pavel Mironov Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург http://orcid.org/0000-0002-8595-7017

Ключевые слова:

общественные консультативные советы, информационная открытость, публичная политика, качественный сравнительный анализ

Аннотация

Информационная открытость общественных консультативных советов является важным, но пока недостаточно полно изученным показателем их роли в публичной политике, отражающим их активность и готовность к «обратной связи» с гражданами. Исследователи часто подчеркивают низкую степень открытости советов и существенные диспропорции в ее развитии на федеральном и региональном уровне, однако причины подобной ситуации анализируются достаточно редко, особенно в сравнительной перспективе. Настоящая статья представляет собой попытку восполнить этот пробел и выявить условия, которые приводят к большей открытости советов. В качестве кейса выбран Санкт-Петербург. Для анализа открытости была собрана авторская база данных, содержащая как оценку открытости сайтов советов, так и переменные, отражающие условия их функционирования. Основным методом исследования выступил качественный сравнительный анализ нечетких множеств. Исследование строится вокруг двух теоретических ожиданий. С одной стороны, предполагается, что на открытость положительно влияет автономия совета в вопросах ведения сайта и организации деятельности, с другой – «посредническая», в противовес «экспертной», роль совета в публичной политике.По результатам анализа можно сделать вывод, что, хотя ни один из факторов нельзя считать гарантией открытости, различия в автономии и роли советов могут иметь значение. Автономия совета, понимаемая как продолжительность его существования и доля представителей некоммерческого сектора, представляется значимым условием независимо от той роли, которую исполняет ОКС, ‒ «посреднической» или «экспертной». В определенных случаях значение может приобрести независимость сайта совета, его ведомственная принадлежность, а также открытость «профильного» органа власти. Однако для полного понимания ситуации необходимо дополнительное изучение отдельных случаев. Тем не менее, важным вкладом данного исследования можно считать выработку целостной рамки для анализа открытости, которая может быть использована для анализа других случаев. DOI: 10.17072/2218-1067-2021-2-129-141

Биографии авторов

Илья Вяткин / Ilia Viatkin, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

студент образовательной программы «Политология и мировая политика»

Юрий Кабанов / Yuriy Kabanov, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

старший преподаватель департамента политологии и международных отношений

Михаил Карягин / Mikhail Karyaginm, Центр политической конъюнктуры, Москва

ведущий эксперт

Станислав Кукарцев / Stanislav Kukartsev, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

студент образовательной программы «Политология и мировая политика»

Павел Миронов / Pavel Mironov, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

студент образовательной программы «Политология и мировая политика»

Библиографические ссылки

Батуев, А. Д., Комин, М. О., Коробкин, Е. Н. (2020) Открытость Общественных советов при федеральных органах исполнительной власти в России. Москва: Счетная палата Российской Федерации, Центр перспективных управленческих решений, 36 с. [Batuev, A. D., Komin, M. O., Korobkin, E. N. (2020) The Openness of Public Councils under Federal Executive Bodies in Russia [Otkrytost' Obshchestvennyh sovetov pri federal'nyh organah ispolnitel'noj vlasti v Rossii]. Moscow: Accounts Chamber of Russian Federation, Center for Advanced Governance, 36 p. (In Russ.)].

Горный, М. Б. (2011) ‘Общественные консультативные структуры при органах власти: опыт Санкт-Петербурга’, Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2(86), сc. 14–24. [Gornyj, M. B. (2011) ‘Public Consultative Structures under the Government: Experience of St. Petersburg’ [Obshchestvennye konsul'tativnye struktury pri organah vlasti: opyt Sankt-Peterburga], Teleskop: zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issledovanij, 2(86), pp. 14–24. (In Russ.)].

Дьякова, Е. Г., Трахтенберг, А. Д. (2019) ‘Общественные советы при органах исполнительной власти: эксперты, контролеры или мирские челобитчики?’, Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6(154), сс. 180–201. [D'yakova, E. G., Trahtenberg, A. D. (2019) ‘Public Councils under the Executive Branch: Experts, Supervisors, or Worldly Petitioners?’ [Obshchestvennye sovety pri organah ispolnitel'noj vlasti: eksperty, kontrolery ili mirskie chelobitchiki?], Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 6(154), pp. 180–201. (In Russ.)].

Дьякова, Е. Г. (2018) ‘Формирование системы общественных советов при региональных органах исполнительной власти: экспертиза или представительство?’, XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 21, сс. 189–192. [D'yakova, E. G. (2018) ‘Formation of a System of Public Councils under Regional Executive Authorities: Expertise or Representation?’ [Formirovanie sistemy obshchestvennyh sovetov pri regional'nyh organah ispolnitel'noj vlasti: ekspertiza ili predstavitel'stvo?], XXI Ural Sociological Readings. Social space and time of the region: problems of sustainable development. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 21, pp. 189–192. (In Russ.)].

Зеленский, П. А. (2018) ‘Эффективность работы общественных советов при органах государственной власти как показатель правовой культуры общества’, Правовая культура, 4, cc. 69–78. [Zelenskij, P. A. (2018) ‘The Effectiveness of the Work of Public Councils under State Authorities as an Indicator of the Legal Culture of Society’ [Effektivnost' raboty obshchestvennyh sovetov pri organah gosudarstvennoj vlasti kak pokazatel' pravovoj kul'tury obshchestva], The Legal Culture, 4, pp. 69–78. (In Russ.)].

Кабанов, Ю. А., Карягин, М. Е. (2015) “Необитаемые острова” открытости: проблемы открытых государственных данных в России’, Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 11(4), сс. 38–51. [Kabanov, Y. A., Karyagin, M. E. (2015) “Uninhabited Islands” of Openness: Problems of Open State Data in Russia’ [“Neobitaemye ostrova” otkrytosti: problemy otkrytyh gosudarstvennyh dannyh v Rossii’], Political expertise: POLITEX, 11(4), pp. 38–51. (In Russ.)].

Кабанов, Ю. А. (2020) ‘Публичная политика в гибридных режимах: обзор исследований’, Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 14(2), сс. 142–150. [Kabanov, Y. A. (2020) ‘Public Policy in Hybrid Regimes: A Review’ [Publichnaya politika v gibridnyh rezhimah: obzor issledovanij], Bulletin of Perm University. Political Science, 14(2), pp. 142–150. (In Russ.)]. DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2218-1067-2020-2-142-150.

Карягин, М. Е. (2017) ‘Информационная открытость деятельности экспертных со-обществ на примере общественных советов при федеральных органах исполнительной власти РФ’, в: Ясин, Е. Г. (ред.) XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики., кн. 2, сс. 145–151. [Karyagin, M. E. (2017) ‘Information Openness of the Activities of Expert Communities on the Example of Public Councils under the Federal Executive Bodies of the Russian Federation’ [Informacionnaya otkrytost' deyatel'nosti ekspertnyh soobshchestv na primere obshchestvennyh sovetov pri federal'nyh organah ispolnitel'noj vlasti RF], in: Yasin, E. G. (ed.) XVII April International Academic Conference on Economic and Social Development. Moscow, Higher School of Economics Publishing House., b. 2, pp. 145–151 (In Russ.)].

Петрова, Л. А., Сунгуров, А. Ю. (2012) ‘Институты-посредники между органами власти и обществом: Случай Санкт-Петербурга’, Вопросы государственного и муниципального управления, (2), сс. 78–96. [Petrova, L. A., Sungurov, A. Y. (2012) ‘Mediators Institutes between Government and Society: Case of Saint-Petersburg’ [Instituty-posredniki mezhdu organami vlasti i obshchestvom: Sluchaj Sankt-Peterburga], Public Administration Issues, (2), pp. 78–96. (In Russ.)].

Руденко, В. Н. (2007) ‘Консультативные общественные советы в системе делиберативной демократии’, Сравнительное конституционное обозрение, 4(61), сс. 116–124. [Rudenko, V. N. (2007) ‘Public Advisory Councils in the System of Deliberative Democracy’ [Konsul'tativnye obshchestvennye sovety v sisteme deliberativnoj demokratii], Comparative Constitutional Review, 4(61), pp. 116–124. (In Russ.)].

Сулимов, К. А. (2018) ‘Консультативно-совещательные органы в современной России: субъектность без автономии?’, Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 12(3), cc. 88–102. [Sulimov, K. А. (2018) ‘Consultative and Advisory Bodies in Modern Russia: Agency without Autonomy?’ [Konsul'tativno-soveshchatel'nye organy v sovremennoj Rossii: sub"ektnost' bez avtonomii?], Bulletin of Perm University. Political Science, 12(3), pp. 88–102. (In Russ.)]. DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2218-1067-2018-3-88-102.

Сулимов, К. А., Титова, С. Р. (2016) ‘Консультативно-совещательные органы по межнациональным отношениям в со-временной России: представление базы данных’, Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 4, сс. 150–167. [Sulimov, K. A., Titova, S. R. (2016) ‘Consultative and Advisory Bodies for Interethnic Relations in Modern Russia: Introducing a Database’ [Konsul'tativno-soveshchatel'nye organy po mezhnacional'nym otnosheniyam v sovremennoj Rossii: predstavlenie bazy dannyh], Bulletin of Perm University. Political Science, 4, pp. 150–167. (In Russ.)].

Сунгуров, А. Ю., Дубровский, Д. В., Карягин, М. Е., Тиняков, Д. К (2020) ‘Общественно-консультативные советы как форма вовлечения экспертного знания в процесс политико-управленческих решений (на примере г. Санкт-Петербурга)’, Вопросы государственного и муниципального управления, 2, сс. 7–31. [Sungurov, A. Y., Dubrovsky, D. V., Karyagin, M. E., Tiniakov, D. K (2020) ‘Public Consulatative Councils as a Way of Involving Expert Knowledge in Policy Decision Process (Case of St. Petersburg)’ [Obshchestvenno-konsul'tativnye sovety kak forma vovlecheniya ekspertnogo znaniya v process politiko-upravlencheskih reshenij (na primere g. Sankt-Peterburga)], Public Administration Issues, 2, pp. 7–31. (In Russ.)].

Сунгуров, А. Ю. (2013) ‘Общественные советы как институты мониторинговой демократии? Опыт Краснодарского края’, Социум и власть, 6 (44), сс. 48–54. [Sungurov, A. Y. (2013) ‘Public Councils as Institutions of Monitoring Democracy? Experience of the Krasnodar Krai’ [Obshchestvennye sovety kak instituty monitoringovoj demokratii? Opyt Krasnodarskogo kraya], Society and Power, 6 (44), pp. 48–54. (In Russ.)].

Сунгуров, А. Ю., Карягин М. Е. (2017) ‘Российское экспертное сообщество и власть: основные формы взаимодействия’, Полис, 3, сс. 144–159. [Sun-gurov, A. Y., Karyagin, M. E. (2017) ‘Russian Expert Community and Government: Main Forms of Interaction’ [Rossijskoe ekspertnoe soobshchestvo i vlast': osnovnye formy vzaimodejstviya], Polis. Political Studies, 3, pp. 144–159. (In Russ.)]. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.03.10.

Duşa, A. (2019) QCA with R: A comprehensive resource. New York: Springer International Publishing.

Kabanov, Y., Karyagin M. and Romanov V. (2017) ‘Politics of Open Data in Russia: Regional and Municipal Perspectives’ in: Kumar, T.V. (ed.) E-Democracy for Smart Cities. Advances in 21st Century Human Settlements. Singapore: Springer, pp. 461–485. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-10-4035-1_15.

Kabanov, Y. and Chugunov, A. V. (2017) ‘Electronic “Pockets of Effectiveness”: E-governance and Institutional Change in St. Petersburg, Russia’ in: Janssen, M. et al. (ed.) International Conference on Electronic Government. Springer, Cham, LNCS, vol. 10428, pp. 386–398. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-64677-0_32.

Knox, C. and Janenova, S. (2018) ‘Public councils in Kazakhstan: a case of emergent participative democracy?’, Central Asian Survey, (37)2, pp. 305–321. DOI:

https://doi.org/10.1080/02634937.2017.1410467.

Krick, E., Christensen, J. and Holst, C. (2019) ‘Between ‘Scientization’ and a ‘Participatory Turn’. Tracing shifts in the governance of policy advice’, Science and Public Policy, 46(6), pp. 927–939. DOI: https://doi.org/10.1093/scipol/scz040.

Owen, C. and Bindman, E. (2017) ‘Civic participation in a hybrid regime: Limited pluralism in policymaking and delivery in contemporary Russia’, Government and Opposition, 54(1), pp. 98–120. DOI: https://doi.org/10.1017/gov.2017.13.

Ragin, C. C. (2006) ‘Set relations in social research: Evaluating their consistency and coverage’, Political analysis, 14(3), pp. 291–310. DOI: https://doi.org/10.1093/pan/mpj019.

Ragin, C. C. (2009) ‘Qualitative comparative analysis using fuzzy sets (fsQCA)’ in: Rihoux, B. and Ragin, C. C. (ed.) Configurational comparative methods: Qualitative comparative analysis (QCA) and related techniques. Thousand Oaks, CA: Sage, pp. 87–121.

Schneider, C. Q. and Wagemann, C. (2007) Qualitative Comparative Analysis (QCA) und Fuzzy Sets: Ein Lehrbuch für Anwender und jene, die es werden wollen. Opladen and Farmington Hills: Verlag Barbara Budrich.

Schneider C. Q. and Wagemann, C. (2010) ‘Standards of good practice in qualitative comparative analysis (QCA) and fuzzysets’, Comparative Sociology, 9(3), pp. 397–418. DOI: https://doi.org/10.1163/156913210x12493538729793.

Tavares, A. F. and da Cruz, N. F. (2017) ‘Explaining the transparency of local government websites through a political market framework’, Government Information Quarterly, 37(3), pp. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.giq.2017.08.005.

Yavuz, N. and Welch, E. W. (2014) ‘Factors af-fecting openness of local government websites: Examining the differences across planning, finance and police de-partments’, Government Information Quarterly, 31(4), pp. 574–583. DOI: https://doi.org/10.1016/j.giq.2014.07.004

Загрузки

Опубликован

2021-07-03

Как цитировать

Ilia Viatkin И. В. /, Yuriy Kabanov Ю. К. /, Mikhail Karyaginm М. К. /, Stanislav Kukartsev С. К. /, & Pavel Mironov П. М. /. (2021). УСЛОВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ СОВЕТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 15(2), 129–141. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/4617