ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ШКОЛЬНОЙ ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

Авторы

  • Светлана Викторовна Бурдина (Svetlana V. Burdina) Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Ольга Анатольевна Шумилова (Olga A. Shumilova) Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (филиал в г. Пермь)

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-2-128-134

Ключевые слова:

школьная повесть, роман воспитания, жанр, сюжет, хронотоп.

Аннотация

Авторы статьи ставят перед собой цель проследить историю развития жанра школьной повести в русской литературе XX в. Школьная повесть сравнивается с романом воспитания. Выделяются этапы развития жанра школьной повести. Анализ наиболее значимых произведений школьной тематики дает возможность говорить об изменениях, происходивших не только в самой структуре жанра, но и в системе персонажей, в типах героев, а также помогает определить конструктивные элементы жанра, ставшие устойчивыми. Отслеживается продолжение традиций русской литературы о школе XIX в., отмечаются характерные черты, позволяющие объединить широкий круг произведений школьной тематики. Рассматриваются уже существующие попытки создания внутрижанровой типологии, дающие представление об основных типах конфликтов, характерных для школьных повестей. Уделяется внимание и динамике системы героев, хронотопа, проблематики и авторской позиции. Поэтапный анализ эволюции жанра школьной повести обеспечивает авторам статьи возможность обобщить опыт освоения русскими писателями школьной тематики в XX в.

Биографии авторов

Светлана Викторовна Бурдина (Svetlana V. Burdina), Пермский государственный национальный исследовательский университет

д. филол. н., профессор кафедры русской литературы 

Ольга Анатольевна Шумилова (Olga A. Shumilova), Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (филиал в г. Пермь)

к. филол. н., ст. преподаватель кафедры гуманитарных, естественнонаучных и общематематических дисциплин

Библиографические ссылки

Аркус Л. Приключения белой вороны: Эволюция «школьного фильма» в советском кино // Сеанс. 2010. 2 июня. URL: http://seance.ru/ blog/whitecrow/ (дата обращения: 2.12.2013).

Бурдина С.В., Мокрушина О.А. Изображение школы в русской литературе XIX века: основные тенденции // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 2 (26). С. 99–108.

Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 c.

Бочаров А. «Перпетуум-мобиле» Владимира Тендрякова. О повести «Ночь после выпуска» // Литература и современность. 1974–1975. № 14. М.: Худож. лит., 1976. С. 324–332.

Воловинская М.В. Образ двоечника в советской литературе для детей середины ХХ века // В измерении детства. Пермь, 2008. С. 138–143.

Габбе Т.Г. О школьной повести и её читателе // Детская литература. 1938. № 18–19. С. 33–41.

Железников В.К. Чучело. М: Астрель; АСТ; Владимир: ВКТ, 2011. 352 c.

Литовская М.А. Школьная повесть как инструмент анализа повседневности советской школы // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики. Пермь, 2010. С. 278–291.

Тарасов О.В. «Школьные повести» в системе художественного творчества В.Ф. Тендрякова: дисс. … канд. филол. наук: 10.01.02. М., 1994. 130 с.

Тендряков В.Ф. Ночь после выпуска // Собрание сочинений: в 5 т. Т. 4: Повести / сост. Н. Асмолова-Тендрякова. М.: Худож. лит., 1988. С. 575–648.

Arustamova A.A., Burdina S.W., Kondakov B.V., Mokrushina O.A. School as a subject of image in the Russian literature of the 1930’s // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, No 10s. P. 272–276.

Bergen T. J., Jr. More Myth Than Model in the Soviet Union: Anton S. Makarenko // Journal of Thought. 1997. № 32(2). P. 47–56.

Gehring T., Bowers F. B., Wright R. Anton Makarenko: The “John Dewey of the U.S.S.R.” // Journal of Correctional Education. 2005. № 56(4). P. 327–345.

Grenby M.O. Children's Literature. Edinburgh University Press, 2008. 232 p.

Kelly C. Children's World: Growing Up in Russia, 1890–1991. New Heaven: Yale University Press, 2007. 736 p.

Musgrave P. W. From Brown to Bunter: The Life and Death of the School Story. Routledge & Kegan Paul, 1985. 275 p.

References

Arkus L. Prikljuchenija beloj vorony: Evoljutsija «shkol'nogo fil'ma» v sovetskom kino [A white crow’s adventures: Evolution of the "school film" in the Soviet cinema]. Seans [Séance]. 2010. June 2. Available at: http://seance.ru/blog/whitecrow (ac¬cessed 02.12.2013).

Bakhtin M.M. Roman vospitanija i jego znachenije v istorii realizma [Bildungsroman and its importance in the history of Realism]. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creative work]. Moscow, 1979. 423 p.

Bocharov A. «Perpetuum-mobile» Vladimira Tendrjakova. O povesti «Noch' posle vypuska» [Vladimir Tendrjakov’s "perpetuum mobile". About the story "The Night after Graduation"]. Literatura i sovremennost' 1974–1975 [Literature and Modernity 1974-1975]. Iss. 14. Moscow, Khudozhestvennaja literatura Publ., 1976. P. 324–332.

Burdina S.V., Mokrushina O.A. Izobrazhenije shkoly v russkoj literature XIX veka: osnovnyje tendentsii [The representation of the school in Russian literature of the 19th century: main characteristics]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaja i zarubezhnaja filologija [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology]. 2014. Iss. 2(26). P 99–108.

Volovinskaja M.V. Obraz dvojechnika v sovetskoj literature dlja detej serediny XX veka [The image of a bad learner in the Soviet literature for children of the mid-20th century]. V izmerenii detstva [In the dimension of childhood]. Perm, 2008. P. 138–143.

Gabbe T.G. O shkol'noj povesti i jejo chitatele [About the school novel and its reader]. Detskaja literatura [Children's Literature]. 1938. Iss. 18–19. P. 33–41.

Zheleznikov V.K. Chuchelo [Scarecrow]. Moscow, Astrel Publ., AST; Vladimir, VKT. 2011. 352 p.

Litovskaja M.A. Shkol'naja povest' kak instru¬ment analiza povsednevnosti sovetskoj shkoly [The school story as a tool for the analysis of the Soviet school everyday life]. Antropologija sovetskoj shkoly: Kul'turnyje universalii i provintsial'nyje praktiki [Anthropology of the Soviet school: Cultural universals and provincial practices]. Perm, 2010. P. 278–291.

Tarasov O.V. «Shkol'nyje povesti» v sisteme khudozhestvennogo tvorchestva V.F. Tendrjakova. Diss. kand. fil. nauk [The "school story" in the system of V.F. Tendrjakov’s works. Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 1994. 130 p.

Tendrjakov V.F. Noch' posle vypuska [Night after Graduation]. Sobranije sochinenij: v 5 t. [Collected works: in 5 vols.]. Ed. by N. Asmolova-Tendrjakova. Moscow, Khudozhestvennaja literatura Publ., 1988. Vol. 4. Povesti [Novels]. P. 575–648.

Arustamova A.A., Burdina S.W., Kondakov B.V., Mokrushina O.A. School as a subject of image in the Russian literature of the 1930’s. Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No 10s. P. 272–276.

Bergen T. J., Jr. More Myth Than Model in the Soviet Union: Anton S. Makarenko. Journal of Thought. 1997. Iss. 32(2). P. 47–56.

Gehring T., Bowers F.B., Wright R. Anton Makarenko: The “John Dewey of the U.S.S.R.”. Journal of Correctional Education. 2005. Iss. 56(4). P. 327–345.

Grenby M.O. Children's Literature. Edinburgh University Press, 2008. 232 p.

Kelly C. Children's World: Growing Up in Russia, 1890-1991. New Heaven: Yale University Press, 2007. 736 p.

Musgrave P. W. From Brown to Bunter: The Life and Death of the School Story. Routledge & Kegan Paul, 1985. 275 p.

Загрузки

Опубликован

2017-12-08

Как цитировать

Бурдина (Svetlana V. Burdina) С. В., & Шумилова (Olga A. Shumilova) О. А. (2017). ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ШКОЛЬНОЙ ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, (2). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-2-128-134

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ