https://press.psu.ru/index.php/mir/issue/feedМировая литература в контексте культуры2024-11-15T12:06:41+00:00Бячкова Варвара Андреевнаworldlit@mail.ruOpen Journal Systemshttps://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/5260Особенности детских воспоминаний в повести П. Модиано «Смягчение приговора» 2024-11-15T07:11:25+00:00Александр Дмитриевич Бажановbazhanov.sascha@yandex.ru<p>В статье анализируются особенности реконструкции детских воспоминаний в повести П. Модиано «Смягчение приговора». К анализу привлекаются тезисы Нобелевской лекции писателя и работы зарубежных исследователей его творчества. В статье делается вывод о том, что П. Модиано реализует в этом произведении сквозную для его творчества тему памяти, он воссоздаёт образы прошлого через реконструкцию детских воспоминаний героя-повествователя, раскрывает особенности его мышления. В повести ключевые ситуации детской жизни героя рассматриваются с двух ракурсов: детское представление, основанное на наивном неведении, и взрослый, рациональный взгляд на произошедшее.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Бажанов А.Д.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9730Учительная функция «гностика» Климента Александрийского 2024-11-15T07:18:14+00:00Александр Юрьевич БратухинBratucho@yandex.ru<p>В статье рассматриваются пассажи из «Стромат» Климента Александрийского, в которых он пишет об учительной функции «гностиков» (прототипах старцев). По мнению Климента, гностик призван, усовершенствовавшись сам, учить других, но не должен делать это без разбора: он помогает желающим этого, имеет право наказывать, не гонится за количеством учеников. Гностик формирует ученика, призывает к действию личным примером, даёт указание. Он знает время, метод и аудиторию. Прообразом гностиков явились левиты, которые, согласно пророку Иезекиилю, должны были учить народ отличать чистое от нечистого.</p>2024-11-15T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Братухин А.Ю.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9731Образ героя в романе Герберта Уэллса «Бэлпингтон Блэпский»2024-11-15T07:24:42+00:00Мария Игоревна Бердышеваberdyshevamaria1@gmail.comИрина Александровна Новокрещенныхira-tabunkina@mail.ru<p>В статье проанализирована экспозиция героя, герой в глазах других персонажей, его внутренняя и внешняя речь и отношение к войне. Показано, что Бэлпингтон Блэпский с детства стремится скрыться от реальности, присваивая себе вымышленное имя, находясь под влиянием культуры конца XIX в. Противопоставление с другими героями, война высвечивают внутренний конфликт Бэлпингтона Блэпского.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Бердышева М.И., Новокрещенных И.А.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9732Парадоксы образа ребенка в романах Томаса Гарди 2024-11-15T07:28:31+00:00Варвара Андреевна Бячковаbvarvara@yandex.ru<p>В статье анализируется образ ребенка в романах Т. Гарди и связанные с ним парадоксы. В соответствии с трагическим пафосом романов писателя, появление нового человека делает его родителей уязвимыми, обнажает сделанные ими неверные шаги и ошибки и пр. Детские годы персонажей наполнены символами предстоящих испытаний и трагедий, которые ему предстоит пережить во взрослой жизни. Из-за свойственных ему невинности и мудрости ребенок видит неприглядные стороны жизни и оказывается не в состоянии их принять, что также ведет к трагическим последствиям. Вместе с тем, героев Т. Гарди, отличающихся жестоким или равнодушным отношением к детям, ждет возмездие, помощь ребенку вознаграждается, и иногда детские образы в романах писателя являются символами надежды.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Бячкова В.А.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9435Иранский поэт Мирза Мухаммед Фарохи Язди: тематика и проблематика гражданской лирики 2024-08-28T10:37:23+00:00Хура Гариб-Хоссейниhourahosseini1998@gmail.com<p>В настоящем исследовании мы анализируем творчество иранского поэта-интеллектуала Мухаммед Фарохи Язди в контексте их социально-политической тематики и проблематики. Кроме литературной и публицистической деятельности Фарохи Язди был известен один из выдающихся политических деятелей своей эпохи. Рассмотрев политические концепции в его произведениях, мы отметили, что поэт уделял особое внимание тяжёлым условиям жизни и проблемам крестьянства. Он защищал права и свободы страдающих крестьян всеми способами. Участвуя в национальном собрании Фарохи Язди пытался улучшить условия жизни своих соотечественников. Поэт-патриот писал в своих социально-политических стихотворениях о протесте народа против правительства, ратуя за освобождение народа Ирана. Фарохи Язди отдал свою жизнь за родную страну, борясь с несправедливостью и нищетой, отстаивая свободу слова и печати, протестуя против правительства.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Гариб-Хоссейни Х.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9722"Маскарадные оргии": карнавальная культура в романе Роберта Гэлбрейта «Смертельная белизна»2024-11-14T12:35:12+00:00Евгения Витальевна Лапинаjanerm@list.ru<p>В статье рассматривается влияние карнавальной культуры на поэтику системы образов в романе Роберта Гэлбрейта «Смертельная белизна». В качестве теоретической базы используются феминистский критизизм и теория карнавальной культуры М. М. Бахтина. Маска выступает ключевым символом для понимания образного ряда романа. Идентичность главной героини, частного детектива Робин Эллакотт, находится в процессе изменения и развития. Образы персонажей напоминают участников карнавала в масках героев сказок и рыцарских романов. Женщина-детектив разгадывает смысл окружающих ее масок и в профессиональной деятельности, и в частной жизни.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Lapina E.V.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9723Глюттонические сравнения в речи рассказчика-ребенка (на материале романов К. Кинг Night Rainbow и М. Сакс All The Lost Things)2024-11-14T12:40:58+00:00Наталья Николаевна Николинаnickolyasya@yandex.ru<p>В статье рассматривается стилизация речи рассказчика-ребенка в романах К. Кинг <em>Night</em> <em>Rainbow</em> (2013) и М. Сакс <em>All</em> <em>the</em> <em>Lost</em> <em>Things</em> (2019), в которых повествование ведется от лица девочек 5 и 7 лет соответственно. Их речь стилизуется под детскую с помощью различных языковых средств, в том числе - использования глюттонических сравнений. Согласно основанию сравнения, они могут быть разделены на тематические группы. Указанные сравнения могут быть маркерами возраста рассказчика. Наличие сравнений и актуальность темы еды в реальной детской речи делает эффективным их использование для правдоподобной стилизации речи рассказчика-ребенка. </p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Николина Н.Н.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9724Метапрозаические стратегии в романе Х. Х. Мильяса «У тебя иное имя» 2024-11-14T12:46:51+00:00Инга Валерьевна Сусловаinga_sus@mail.ru<p>В статье анализируется аспекты метапрозаической поэтики в романе современного испанского писателя Хуана Хосе Мильяса «У тебя иное имя» (1986). Отмечается, что повествование организуют два сюжетных плана, связанных с образом главного героя: история романа и история любви. Делается вывод о том, что в рассуждениях героя о романе и о собственном творчестве обнаруживаются стереотипные установки метапрозаического письма. Посредством этого приёма Х. Х. Мильяс, c одной стороны, выстраивает перечень метапрозаических штампов, с другой, – представляет традицию романной саморефлексии.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Суслова И.В.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9725Хронотоп в романе Адама Торпа «Правила перспективы» 2024-11-14T12:52:16+00:00Наталия Юрьевна Тихоновичntikhonovich@mail.ru<p>В статье исследуются особенности хронотопа в романе современного британского писателя А. Торпа «Правила перспективы» (2005). Детально комментируются две ключевые сюжетные линии, каждая из которых имеет свою систему образов и особое временное измерение. Делается наблюдение о том, что, хотя все линии имеют общее место действия – здание городского музея Кайзера Вильгельма, у каждого персонажа сохраняется индивидуальное восприятие пространства и времени своей жизни в контексте военного времени, в которое происходит действие.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2004 Тихонович Н.Ю.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9726Принцип алогизма в европейском театре абсурда и русской драме 1930–1950-х гг. 2024-11-14T13:00:55+00:00Марина Игоревна Трунилинаferya@yandex.ru<p>В статье рассматривается роль алогизма в сюжетно-композиционной организации абсурдистских пьес Д. Хармса «Елизавета Бам» и Э. Ионеско «Лысая певица». Формирование новой эстетической парадигмы, иного типа художественного мышления обусловило типологическое сходство данных произведений, в основе художественной картины которых лежит экзистенциальный кризис. Алогизм, расшатывание событийной конструкции, прием минус-действия характерны для сюжетно-композиционной организации произведений русской и европейской драматургии 1920–1950-х гг.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Трунилина М.И.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9733Мотив изгнания в романе М. Пуига «Pubis Angelical» 2024-11-15T07:33:20+00:00Анастасия Петровна Чагинаliolio@list.ru<p>Цель статьи заключается в анализе мотива изгнания и выявлении средств его воплощения в романе М. Пуига «Pubis Angelical» (1979), написанном в первые годы вынужденной эмиграции писателя. Выявлено, что мотив изгнания связан с мотивом смерти и пограничным состоянием, при этом преодоление «инобытия» происходит в двух плоскостях: с одной стороны, героиня находится между старой (Поцци) и новой (Беатрис) действительностью; с другой – между прошлым и будущим, которые разворачиваются во вставных историях (сновидениях) об Актрисе/Хозяйке и W-218. В ходе исследования показано сильное автобиографичное начало романа.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2004 Чагина А.П.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9734Этика гостеприимства и светских приемов в контексте культуры викторианской эпохи (на примере произведений Энтони Троллопа) 2024-11-15T07:40:03+00:00Нелли Зефаровна Шамсутдиноваnellie.shamsutdinova@gmail.com<p>В статье рассматриваются некоторые вопросы этикета, характерные для английского светского общества второй половины – последней трети XIX в., а также общепринятые нормы поведения, сформировавшиеся в викторианскую эпоху. Кроме того, в работе сопоставляются понятия этикета и этики и прослеживается этимология этих терминов; особое внимание уделяется таким формам проявления известного английского гостеприимства, как светские приемы, званые обеды, визиты. На примере произведений Энтони Троллопа анализируется взаимосвязь английской культуры с европейской и влияние, оказанное викторианской эпохой на мировую культуру в целом.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2004 Шамсутдитнова Н.З. https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9735Тень Данте на страницах поэмы Э.Паунда «The Cantos» 2024-11-15T07:45:10+00:00Людмила Викторовна БратухинаLoli28@yandex.ru<p>В статье исследуется интертекст в поэме «The Cantos», связанный с такими источниками, как произведения Данте Алигьери, одного из авторитетнейших предшественников для Э. Паунда. Анализируется входящее в цикл «Рок Дрилл» (1953–1956) Canto XCIII, в тексте которого интерпретируются цитаты и аллюзии из «Пира» Данте. В ходе анализа выявляются отразившиеся в тексте Canto XCIII представления об устройстве мироздания и движущих его силах, заимствованные Паундом у Данте. Подчеркивается значимая для произведения американского автора идея «интернационального» интертекста, содержащаяся цитируемых в тексте Canto XCIII фрагментах «Пира». Прослеживаются у Данте и Паунда сходные мотивы в понимании специфики осуществления созерцания истины как наивысшей цели разумного человека. Делается вывод о значимости данного претекста для понимания Canto XCIII.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2004 Братухина Л.В.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9736«Незримое, или Тайная жизнь Кэт Морли» Кэтрин Уэбб: преемственность и переосмысление традиций Томаса Гарди 2024-11-15T07:51:28+00:00Галина Сергеевна Васильеваgalina.vasileva.s.2021@mail.ru<p>В статье рассматривается преемственность традиций на уровне женских образов в романах Томаса Гарди и современной английской писательницы Кэтрин Уэбб. Образ женщины, отстаивающей свою свободу в эпоху викторианства, представлен в романе «Незримое, или Тайная жизнь Кэт Морли» и восходит к женскому образу Т. Гарди. Кроме этого, очевидны и сквозные мотивы в творчестве Т. Гарди и К. Уэбб: мотивы смерти и противостояния двух пространств – природы и города.</p> <p>К. Уэбб, во многом переосмысляя традиции творчества Т. Гарди, по-новому прочитывает женскую природу, вводя образ современный женщины, способной выстраивать свою судьбу.</p> <p>В результате автор приходит к выводам о преемственности литературных традиций Т. Гарди современной писательницей К. Уэбб.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2004 Васильева Г.С.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9737«Север и Юг» Элизабет Гаскелл: интермедиальный анализ романа и его киноверсии 2004 г. 2024-11-15T08:00:08+00:00Алёна Александровна Жевлаковаazhevlakova23@gmail.comБорис Михайлович Проскурнинbproskurnin@yandex.ru<p>В статье рассматриваются интермедиальные связи романа «Север и Юг» Элизабет Гаскелл и его одноименной экранизации. Роман Гаскелл остается одним из значимых литературных творений XIX в., которое обращается к основным социальным аспектам викторианской действительности, классовым различиям и влиянию индустриализации на жизнь викторианского общества. Благодаря интермедиальному анализу мы можем увидеть и проследить, как два разных вида искусства включаются друг в друга, трансформируясь и взаимодействуя, акцентируя внимание на заложенные в литературном прочтении и вновь обнаруженные смыслы. Интермедиальный анализ помогает посмотреть на литературное произведение под другим ракурсом и глубже войти в идейно-художественную целостность нового произведения искусства – экранизацию литературного произведения.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2004 Жевлакова А.А., Проскурнин Б.М.https://press.psu.ru/index.php/mir/article/view/9738«Попечитель» и «Барчестерские башни» Энтони Троллопа: интермедиальный анализ романов и их киноверсии 1982 г.2024-11-15T08:08:45+00:00Лада Алексеевна Мироноваya.lada03@yandex.ruБорис Михайлович Проскурнинbproskurnin@yandex.ru<p>В статье даётся интермедиальный анализ романов "Попечитель" и "Барчестерские башни" Энтони Троллопа и их киноверсии 1982 года. Исследование обращено к изучению взаимосвязи между литературными произведениями и их экранизациями, анализу влияния кинематографической интерпретации на восприятие и понимание литературных произведений. Результаты исследования позволяют выявить признаки латентной интермедиальности в романах, а также сходства и различия литературного произведения и его кинематографических версий.</p>2024-08-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2004 Миронова Л.А., Проскурнин Б.М.