РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ КАК КОМПОНЕНТА ОСОЗНАННОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Авторы
Наталья Сергеевна Попова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Ключевые слова:
эмпатия, осознанность, иноязычное образование, художественный текст, обучение русскому языку как иностранному
Аннотация
Стремительно меняющийся политический и социально-экономический контекст современной жизни становится угрозой для физического и психологического здоровья граждан. Противодействовать негативным воздействиям окружающего мира возможно лишь с помощью аккумуляции собственного личностного ресурса и грамотного управления им, что обеспечивается формированием осознанности. Высокий уровень развития составляющих осознанности – умений саморегуляции, саморефлексии и эмпатии делает жизнедеятельность человека психологически безопасной и благополучной. В рамках образовательного процесса вопросы здоровьесбережения не теряют своей актуальности. Навести мосты эффективного и психологически безопасного взаимодействия преподавателей и студентов помогает эмпатия. В иноязычном образовании эмпатию можно развивать при работе с художественными произведениями. При написании художественного текста автор воссоздает реальные эмоциональные ситуации, описывает вербальные и невербальные детали поведения человека, используя различные языковые средства. В условиях усилившегося культурного обмена со странами Азии, Латинской Америки и Африки особую значимость приобретает распространение русского языка и культуры за рубежом. Для решения этих задач во многих странах открываются центры открытого образования, обучающие взрослых и детей русскому языку (функциональная грамотность). Ключевую роль в продвижении равноправного сотрудничества, уважения к культуре других стран играет эмпатия.