РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РИТМА ПОЭЗИИ И. БРОДСКОГО В АВТОПЕРЕВОДАХ

Авторы

  • Наталья Валерьевна Шутемова Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Артём Михайлович Воловей Пермский государственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова:

поэтический текст, художественный перевод, ритмическая структура, автоперевод, сравнительно-сопоставительный анализ

Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных проблем поэтического перевода: проблема передачи специфической ритмичности поэтического подлинника на языке перевода. Статья посвящена репрезентации ритма поэзии Иосифа Бродского в его автопереводах на английский язык. Бродский, будучи одним из самых значительных поэтов XX в., часто занимался переводом собственных произведений, что выдвигает на передний план проблему сохранения поэтической формы текста. В данном исследования мы ставим целью анализ механизма передачи ритмических структур оригинала и выяснение, какие приёмы использует поэт для адаптации своих текстов к особенностям английского языка. Статья основывается на детальном сравнительном анализе выбранных стихотворений Бродского в русском и английском вариантах. В первую очередь акцентируется внимание на метре, который формирует звучание и восприятие поэтического произведения. Мы анализируем, каким образом Бродский использует разнообразные метры: ямбы, хореи, анапесты и дольники, и как они меняются в автопереводах. Рассматриваются также вопросы звукового оформления: аллитерация, ассонанс и другие фонетические фигуры, которые обеспечивают основу ритма его стихов, и передача которых невозможна в полном объёме из-за гетерогенности языков. В статье рассматривается теоретический аспект проблемы, связанный с понятием ритма и его ролью в поэзии.

Опубликован

2024-08-19

Выпуск

Раздел

ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ