ДЕТИ ЛОГОСА ИЛИ КАК ХИТРОУМНЫЕ ГРЕКИ СКОНСТРУИРОВАЛИ СЕБЕ ГРАЖДАНСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Авторы

Ключевые слова:

гражданская идентичность, политическая философия, патриотизм, «конституционный патриотизм»

Аннотация

Статья посвящена исследованию вклада политической философии в формирование полисного единства и гражданской идентичности античного общества. Античная политическая философия сыграла роль «машины идентичности», используя различные способы конструирования этой идентичности, последовательно обосновывая ее физикой, моралью, концепцией наилучшей формы правления. Первоначально это конструирование ценностей патриотизма и гражданского долга, как основы полисной идентичности, опиралось на космоцентристскую натурфилософию. Кризис полиса вызвал критику этой концепции со стороны софистов, увидевших в ней средство политических манипуляций. Заслугой Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона становится разработка концепта гражданского долга патриотизма как политической категории, отличной от приморидиального чувства любви к Родине. Также был сделан вывод, что долженствование граждан по отношению к государству, как основа государственной идентичности, возможно только при условии исполнения самим государством своего долга перед гражданами. Гражданская идентичность в глазах этих мыслителей опирается не только на любовь к Родине, но и предполагает политический выбор.Ценность античного опыта конструирования идентичности связана с обращением к науке и рациональной аргументации. Современные теории идентичности зачастую апеллируют к нерационалистическим аргументам, в том числе к националистическим. Однако понятие «национальная идентичность» слишком многозначно. Государственная идентичность, опирающаяся на национальные, исторические и культурные традиции, постоянно будет сталкиваться с риском появления людей, для которых эти традиции окажутся чужими. Античный опыт конструирования гражданского единства средствами рациональной аргументации можно рассматривать как историческую традицию, в которой так нуждается «конституционный патриотизм» для обоснования современного варианта гражданской идентичности. DOI: 10.17072/2218-1067-2020-4-76-84

Биографии авторов

Михаил Мартынов / Mihail Martynov, Сургутский государственный университет

доктор политических наук, доцент, главный научный сотрудник

Алена Габеркорн / Alena Gaberkorn, Сургутский государственный университет

ассистент

Библиографические ссылки

Адо, П. (1999) Что такое античная философия? / пер. с франц. В. П. Гайдамака. Москва: Издательство гуманитарной литературы, 320 с. [Ado, P. (1999) What is ancient philosophy? [Chto takoe antichnaya filosofiya?] / Perevod s franczuzskogo V. P. Gajdamaka. Moscow: Izdatel`stvo gumanitarnoj literatury`, 320 р. (In Russ.)].

Аристотель (1984) Политика. Сочинения: в 4 тт. Т. 4. Москва: Мысль, 830 с. [Aristotel (1984) Policy [Politika]. Sochineniia v. 4 tt. T 4. Moscow: Mysl, 830 р. (In Russ.)].

Богомолов, А. С. (2006) Античная философия: учебник. Москва: Высшая школа, 390 с. [Bogomolov, A. S. (2006) Ancient phi-losophy: textbook. [Antichnaya filosofiya. Uchebnik]. Moscow: Vy`sshaya shkola, 390 p. (In Russ.)].

История античной философии: учебное пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. С. В. Светлова (2016) Москва: Издательство Юрайт, 288 с. [The history of ancient philosophy: a text-book for academic undergraduate [Istoriya antichnoj filosofii: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata / pod obshh. red. S.V. Svetlova (2016)]. Mos-cow: Izdatel`stvo Yurajt, 288 р. (In Russ.)].

Коротецкая, Л. В. (2012) ‘Особенности интеллектуального патриотического дискурса в Германии 1990-х годов’, Полис, 1, сс. 92–99. [Korotetskaia, L. V. (2012) ‘Features of intellectual Patriotic discourse in Germany of the 1990s’ [Osobennosti intellektualnogo patrioticheskogo diskursa v Germanii 1990-kh godov], Polis, рр. 92–99. (In Russ.)].

Лифшиц, М. (1979) Мифология древняя и современная. Москва, 581 с. [Lifshits, M. (1979) Mythology of the ancient and modern [Mifologiia drevniaia i sovremennaia]. Moscow, 581 р. (In Russ.)].

Малинова, О. Ю. (2010) ‘Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России’, Полис. Политические исследования, 2, сс. 90–105. [Malinova, O. Ju. (2010) ‘Symbolic politics and the construction of macro-political identity in post-Soviet Russia’ [Simvolicheskaja politika i konstruirovanie makropoliticheskoj identichnosti v postsovetskoj Rossii], Polis. Politicheskie issledovanija, 2, рр. 90–105. (In Russ.)].

Материалисты Древней Греции: собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура (1955) Москва. [Collection of texts of Heraclitus, Democritus and Epicurus [Materialisty Drevnei Gretsii Sobranie tekstov Geraklita Demokrita i Epikura]. Moscow (In Russ.)].

Надточаев, А. С. (1990) Философия и наука в эпоху античности. Москва: Изд-во МГУ, 286 с. [Nadtochaev, A. S. (1990) Philosophy and science in the era of an-tiquity [Filosofiya i nauka v e`poxu an-tichnosti]. Moscow: Izd-vo MGU, 286 р. (In Russ.)].

Нерсесянц, В. С. (1979) Политические учения Древней Греции. Москва, 264 с. [Nersesiants, V. S. (1979) Political teachings of Ancient Greece [Politicheskie ucheniia Drevnei Gretsii]. Moscow, 264 р. (In Russ.)].

Платон (2016) Полное собрание сочинений в одном томе. Москва, 1311 с. [Platon (2016) The complete works in one volume [Polnoe sobranie sochinenii v odnom tome]. Moscow, 1311 р. (In Russ.)].

Хабермас, Ю. (2005) Политические работы / сост. А.В. Денежкина; пер. с нем. Б.М. Скуратова. Москва: Праксис, 368 с. [Habermas, Y. (2005) Political works / comp. A.V. Denezhkin; per. with him. B.M. Skuratov [Politicheskiye raboty]. Moscow: Praxis, 368 p.

Цицерон (1974) О старости. О дружбе. Об обязанностях. Москва, 243 с. [TSitseron (1974) About old age. On friendship. About the responsibilities [O starosti. O druzhbe. Ob obiazannostiakh]. Moscow, 243 р. (In Russ.)].

Finley, M. I. (1978) ‘Empire in Grec0-Roman World’, Greece & Rome, 25 (1), рр. 1–15.

Fornara, Ch. W., Samons, L. J. (1991) Athens from Cleisthenes to Pericles. Berkeley etc., 199 p.

Hansen, M. H. (1987) The Athenian assembly in the age of Demosthenes. Oxford; N.Y., 249 p.

Hansen, M. H. (2010) ‘The concepts of dēmos, ekklesia and dikasterion in Classical Athens’, Greek, Roman and Byzantine Stud-ies, L, 50, рр. 499–536.

Mitchell, Th. N. (2015) Democracy’s Beginning: The Athenian Story. New Haven; London, 368 p.

Ober, J. (1989) Mass and elite in democratic Athens: Rhetoric, ideology and the power of the people. Princeton (N.J.), 390 p.

Raaflaub, K. A. (2015) ‘Why Greek Democracy? Its Emergence and Nature in Context’, A Companion to Greek Democracy and the Roman Republic / Ed. by Hammer D. Ox-ford, рр. 23–43.

Sinclair, R. K. (1988) Democracy and participation in Athens. Cambridge etc., XVI, 253 p.

Untersteiner, M. (1993) Les Sophistes. T. 1. Paris: Vrin.

Загрузки

Опубликован

2020-12-27

Как цитировать

Mihail Martynov М. М. /, & Alena Gaberkorn А. Г. /. (2020). ДЕТИ ЛОГОСА ИЛИ КАК ХИТРОУМНЫЕ ГРЕКИ СКОНСТРУИРОВАЛИ СЕБЕ ГРАЖДАНСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 14(4), 76–84. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/4007