Русское православие перед лицом социальных вызовов: волонтерство и христианская реабилитация групп риска

Авторы

Ключевые слова:

православие, социальное служение, Русская православная церковь, волонтерство, гражданское общество

Аннотация

Проанализированы особенности реакции Русской православной церкви на социальные проблемы, существующие в обществе. Делается вывод, что социальное служение стало возрождаться в православии лишь в 2000-е гг. Большую роль стали играть рядовые приходы, которые в поселках и деревнях являются единственным центром духовной, культурной жизни. Существующие примеры православных проектов по реабилитации показывают, что налаживание церковной бюрократической системы социальной работы далеко не всегда означает только навязывание административных норм. Приходские проекты существуют параллельно с созданием общецерковных механизмов социального служения. При этом просветительская и образовательная деятельность Синодального отдела по социальному служению и благотворительности РПЦ помогает воспитанию специалистов в самых разных сферах, которые оказываются востребованы государством, общественными и околоцерковными фондами, которые получают государственные гранты. Волонтерские проекты привлекли в Церковь массу новых людей, поставили новые цели и задачи перед церковными активистами и перед самим духовенством, меняя как саму Церковь, так и общество вокруг. DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2218-1067-2018-2-156-171

Биография автора

Роман Лункин / Roman Lunkin, Институт Европы РАН

Ведущий научный сотрудник, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества

Библиографические ссылки

Белановский Ю. Может ли Церковь служить обществу? // Аргументы и факты. 2010. 29 нояб. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/society/22090 [Belanovskij Ju. Can the Church serve the so-ciety? Argumenty i Fakty. 29.11.2010. Available at: http://www.aif.ru/society/22090 (accessed 05.02.2018)].

Белановский Ю. Кто такие священники и почему появились «предатели в рясах»? // Аргументы и факты. 2012. 10 сент. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/society/35981[Belanovskij Ju. Who are the priests and why did the “traitors in cassocks” appear? Argumenty i Fakty. 10.09.2012. Availa-ble at: http://www.aif.ru/society/35981 (accessed 05.02.2018)].

Белановский Ю. Почему священников запрещают и почему они сами уходят? // Аргументы и факты. 2013. 21 янв. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/society/39761 [Belanovskij Ju. Why are the priests banned and leaving the service? Argumenty i Fakty. 21.01.2013. Available at: http://www.aif.ru/society/39761 (accessed 05.02.2018)].

«Во славу Божию»: волонтеры – не бесплатная рабочая сила. 02.02.2015. Приход.Ru. [Электронный ресурс]. URL: http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/20769/ [“For the glory of God”: the volunteers are not unpaid labor force. 02.02.2015. Prichod.ru. Available at: http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/20769/ (accessed 05.02.2018)].

Забаев И., Пруцкова Е. Социальная сеть православной приходской общины: возможности применения анализа социальных сетей в социологии религии // Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета (ПСТГУ). Сер. I. Богословие. Философия. 2013. 4 (48). С. 120–136. [Zabaev I., Pruckova E. The social network of the Orthodox parish community: possibilities for applying the analysis of social networks to the so-ciology of religion. St. Tikhon's University Review. Series I: Theology. Philoso-phy. Religious Studies. 2013. No. 4 (48). P. 120‒136].

Громыко Ал. А., Журкин В. В., Фёдоров В. П. и др. Европа XXI века. Новые вызовы и риски / под общ. ред. Ал. А. Громыко, В. П. Фёдорова. М., СПб., 2017. 584 с. (Сер. Старый Свет — новые времена / Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук). C. 100–122. [Europe in the 21st century. New challenges and risks: monograph / Al. A. Gromyko, V. V . Zhurkin, V. P . Fedorov et al.; ed. by Al. A. Gromyko, V. P . Fedorov. Collective monograph series: The Old World – the New Times. FANO “The Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences”. Moscow, St. Petersburg: Nestor-Istorija Publ., 2017. 584 p. P. 100‒122].

Координация деятельности церковных организаций в реабилитации наркозависимых. Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению РПЦ. Благотворительный Фонд св. прав. Иоанна Кронштадтского. М., 2016. [The coordination of the activity of Church organiza-tions in the rehabilitation of drug addicts. The Synodal Department for Church Charity and Social Ministry of Russian Orthodox Church. The Charity Foun-dation of the St. John of Kronstadt. Moscow, 2016].

Лункин Р.Н. Миссия милосердия: социальное служение церквей // Современная Европа. 2016. №4 (70). С. 154–158. [Lunkin R.N. The charity mis-sion: social service of churches. Contemporary Europe. 2016. No. 4 (70). P. 154‒158].

Общецерковная система реабилитации наркозависимых. Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению РПЦ. Благотворительный Фонд св. прав. Иоанна Кронштадтского. М., 2016. [All-church sys-tem of the rehabilitation of drug addicts. The Synodal Department for Church Charity and Social Ministry of Russian Orthodox Church. The Charity Foun-dation of the St. John of Kronstadt. Moscow, 2016].

Патриарх Кирилл: Каким должен быть приход XXI в. и существуют ли в Церкви активное и пассивное “сословия”? 2 февраля 2015 г. Портал «Православие и мир». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-kakim-dolzhen-byit-prihod-xxi-veka-i-sushhestvuyut-li-v-tserkvi-aktivnoe-i-passivnoe-sosloviya/ [Patriarch Kirill: What should the parish in the 21st century be like and are there active and passive “classes” in the Church? February 2, 2015. Web portal “Orthodoxy and World”. Available at: http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-kakim-dolzhen-byit-prihod-xxi-veka-i-sushhestvuyut-li-v-tserkvi-aktivnoe-i-passivnoe-sosloviya/ (accessed 05.02.2018)].

Религиозно-общественная жизнь в российских регионах / под ред. С.Б. Филатова. Т. I. М.: Летний сад, 2014. [Religious and social life in Russian re-gions. Ed. by S.B. Filatov. Vol. I. Moscow: Letnij sad Publ., 2014].

Филатов С.Б. Христианские религиозные сообщества России как субъект гражданского общества // Отечественные записки. 2005. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/6/hristianskie-religioznye-soobshchestva-rossii-kak-subekt-grazhdanskogo-obshchestva [Filatov S.B. Russian Christian communities as element of civil society. Homeland notes. 2005. No. 6. Available at: http://www.strana-oz.ru/2005/6/hristianskie-religioznye-soobshchestva-rossii-kak-subekt-grazhdanskogo-obshchestva (ac-cessed 05.02.2018)].

Загрузки

Опубликован

2018-09-23

Как цитировать

Roman Lunkin Р. Л. /. (2018). Русское православие перед лицом социальных вызовов: волонтерство и христианская реабилитация групп риска. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, (2), 156–171. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/1570