Концепция смерти автора и проблема посттворчества в цифровую эпоху

Философия творчества в становлении языка культуры

Авторы

  • Сергей Максимович Малков Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-205-213

Ключевые слова:

Ролан Барт, смерть автора, личность, обезличивание, язык, генеративные технологии, цифровое общество, посттворчество

Аннотация

В работе анализируется концепция смерти автора Ролана Барта, изложенная им в статье «Смерть автора» (1968). Показывается, что в данном тексте можно выделить две различные ее трактовки: 1) автор умирает с появлением читателя; 2) автор умирает с кончиной буржуазной эпохи. Предпринимается попытка объединить их в одну концепцию на основе анализа понятия «обезличивание», которое, на наш взгляд, является у Барта одним из основополагающих. Делается вывод, что под обезличенным субъектом письма французский интеллектуал скорее всего понимал не отдельного человека, а человека вообще или человечество в целом. Процесс обезличивания осуществляется благодаря языку. Последний, по Барту, представляет собой набор готовых слов, фраз, оборотов, которые пишущий черпает для своих нужд, вынимая их запасников как из огромного ящика. В результате автор из творца идей, каким он представлялся начиная с Нового времени, превращается в простого скриптора. Ту же процедуру обезличивания язык производит и с читателем. В цифровом обществе проблема обезличивания автора возрождается в новом обличье, в результате чего концепция Барта обретает вторую жизнь. Благодаря использованию современных генеративных технологий творчество живых артистов подвергается имитации, причем порой без их согласия. Особая ситуация возникает с умершими артистами, цифровые образы которых современные технологии способны искусственно воссоздавать и использовать в новых произведениях. В качестве примеров приводятся случаи из современного музыкального искусства, нейросети GPT, а также отечественного кинематографа.

Биография автора

Сергей Максимович Малков , Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

младший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Барт Р. Смерть автора / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / сост., общ. ред. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 384–391.

Береснева Н.И., Кокарева Е.А. Эволюция идеи «Смерть автора» // Филологические заметки. 2012. Т. 10, № 1. С. 3–10.

Брайдотти Р. Постчеловек / пер. с англ. Д. Хамис. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. 408 с.

Ковалевская Т.В. О человеке, его личности и тайне и о ее разгадках // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 3(23). С. 247–255. DOI: https://doi.org/10.22455/26190311-2023-3-247-255

Колесников С.А. Автор в жизни и в радости // Человек. 2018. № 5. С. 140–154. DOI: https://doi.org/10.31857/s023620070000730-0

Колесников С.А. Взгляни на дом свой, автор! // Человек. 2017. № 4. С. 159–172.

Колесников С.А. Так похоронен ли автор? // Человек. 2016. № 4. С. 132–145.

Лекторский В.А. Умер ли человек? // Человек. 2004. № 4. С. 10–16.

Малков С.М. Автор как культурноисторический субъект // Человек. 2011. № 4. С. 146–157.

Спешилова Е.И. Бессмертие автора // Человек.RU. 2016. № 11. С. 118–125.

Усов О.О. Федоров В.А., Федорова Н.А., Головешкина Н.В. «Смерть автора» в контексте современной журналистики // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 4(48). С. 197–201.

Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. С.В. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. С. 7–46.

Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х / пер. с англ. А.В. Гараджа. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 128 с.

Шошина С. Скарлетт Йоханссон раскритиковала OpenAI из-за голоса чат-бота // РБК. 2024. 21 мая. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 664c29689a794743d712fb65 (дата обращения: 28.04.2024).

Gibbs A. 200 musical artists sign an open letter against unethical AI in music, what to know // The Tennessean. 2024. Apr. 2. URL: https://www.tennessean.com/story/entertainment/mus ic/2024/04/02/200-musical-artists-sign-an-openletter-against-harmful-ai-in-music/73179130007/ (accessed: 28.04.2024). Robison K. ChatGPT will be able to talk to you like Scarlett Johansson in Her // The Verge. 2024. May 13. URL: https://www.theverge.com/2024/ 5/13/24155652/chatgpt-voice-mode-gpt4o-upgrades (accessed: 28.04.2024).

References

Bart, R. (1989). Smert’ avtora [Death of the author]. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Bart R. Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress Publ., pp. 384–391.

Beresneva, N.I. and Kokareva E.A. (2012). [Evolution of the idea of «Death of the author»]. Filologicheskie zametki [Philological Studies]. Vol. 10, no. 1, pp. 3–10.

Braidotti, R. (2021). Postchelovek [Posthuman]. Moscow: Institut Gaidara Publ., 408 p.

Foucault, M. (1996). [What is an author?]. Fuko M. Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual’nosti. Raboty raznykh let [The will to truth: beyond knowledge, power and sexuality. Works of different years]. Moscow: Kastal’ Publ., pp. 7–46.

Gibbs, A. (2024). 200 musical artists sign an open letter against unethical AI in music, what to know. The Tennessean. Apr. 2. Available at: https://www.tennessean.com/story/entertainment/mus ic/2024/04/02/200-musical-artists-sign-an-openletter-against-harmful-ai-in-music/73179130007/ (accessed 28.04.2024). Haraway, D. (2017). Manifest kiborgov: nauka, tekhnologiya i sotsialisticheskiy feminizm 1980-kh [The cyborg manifesto: Science, technology and socialist feminism in the 1980s]. Moscow: Ad Marginem Press, 128 p. Kolesnikov, S.A. (2016). [So is the author buried?]. Chelovek [Human Being]. No. 4, pp. 132–145.

Kolesnikov, S.A. (2017). [Look homeward, the author!]. Chelovek [Human Being]. No. 4, pp. 159–172. Kolesnikov, S.A. (2018). [The author in life and in joy]. Chelovek [Human Being]. No. 5, pp. 140– 154. DOI: https://doi.org/10.31857/ s023620070000730-0

Kovalevskaya, T.V. (2023). [On the human being, personality and mystery, and its solutions]. Dostoev

skiy i mirovaya kul’tura. Filologicheskiy zhurnal [Dostoevsky and World Culture. Philological Journal]. No. 3(23), pp. 247–255. DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-3-247-255

Lektorsky, V.A. (2004). [Is a person dead?]. Chelovek [Human Being]. No. 4, pp. 10–16.

Malkov, S.M. (2011). [The author as a cultural and historical subject]. Chelovek [Human Being]. No. 4, pp. 146–157.

Robison, K. (2024). ChatGPT will be able to talk to you like Scarlett Johansson in Her. The Verge. May 13. Available at: https://www.theverge.com/ 2024/5/13/24155652/chatgpt-voice-mode-gpt4oupgrades (accessed 28.04.2024).

Shoshina, S. (2024). [Scarlett Johansson criticized OpenAI because of the voice of the chatbot]. RBK. May 21. Available at: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/664c29689a794743d712fb65 (accessed 28.04.2024).

Speshilova, E.I. (2016). [The immortality of the author]. Chelovek.RU. No. 11, pp. 118–125.

Usov, O.O., Fedorov, V.A., Fedorova, N.A. and Goloveshkina, N.V. (2020). [«The death of the author» in the context of contemporary journalism]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University]. No. 4(48), pp. 197–201.

Загрузки

Опубликован

07-08-2024

Выпуск

Раздел

Статьи