Синтез знания как ценность науки

Философия творчества в становлении языка культуры

Авторы

  • Наталия Рафаэлевна Сабанина Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-192-204%20

Ключевые слова:

синтез знания, ценность, аксиологический конструктивизм, модальный знак, эпистатическая концепция истинности

Аннотация

В статье мы стремимся ответить на вопрос: правомерно ли утверждать, что «синтез знания» является ценностью науки. Выявление ценностного содержания процесса и результата синтеза нового знания определяет актуальное развитие человеческой цивилизации. Однако существует обоснованное предположение, что объяснение природы ценностей выходит за рамки методологических возможностей современной науки, т.к. ценность охватывает одновременно область познанного и непознанного, что ограничивает возможность конструирования достаточно полной модели развития человечества рамками картины мира своей формы жизни. В статье исследуются возможности аксиологического конструктивизма для построения логикосемиотических структур описания синтеза знания, позволяющие произвести объективацию его ценностных оснований. Контекст рассуждения задан декомпозицией базового утверждения о том, что синтез знания является ценностью науки. Показан процесс трансформации понимания ценности в различных аксиологических подходах (аксиологический нормативизм, субъективизм, нормативизм). Рассмотрены онтологические, гносеологические, логические основания развития теории ценностей. Обосновывается необходимость переосмысления логико-семиотического подхода к прочтению текстов культуры как вида синтетического знания, вплоть до необходимой реконструкции знаковых форм и семиотических конструкций с учетом ценностных аспектов смысло- и текстопорождения. Исследование основывается на методологии синергетики сложностности, использован теоретико-модельный подход с целью описания природы ценности, а также метод онтосемиотического моделирования для понимания ценностно обусловленных границ познания. Введение элемента «чувство» в структуру семиотического построения модального знака позволяет обозначить границы внетекстовых и внеязыковых областей научного знания. Для этого модель текста расширена до среды деятельности динамического субъекта, которая задана в виде трехуровневого текста культуры (доязыковой, языковой и постъязыковой уровни). Модальный знак образует пространство семиозиса и текстопорождения на основе «замысла» коммуникации и деятельности субъекта познания. Замысел как порождающий элемент текста носит личностно окрашенный характер, может быть представлен как единица «неявного знания» (по М. Полани). Показано, что в отличие от проблем разрешимых, неразрешимые проблемы значимы для субъекта, затрагивают ценностную область построения знания, активируя архетипические проявления, бессознательное, мифологическое мышление и установки. Отелесненное, ценностнозначное мышление вводит внерациональные отношения в полученные конструкты, обеспечивая его связность через личностное знание.

Биография автора

Наталия Рафаэлевна Сабанина , Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

соискатель, сектор Междисциплинарных проблем научно-технического развития

Библиографические ссылки

Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3–26.

Богоявленская Д.Б. О понятии «творчество» и «одаренность» // Психология творчества и одаренности: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 15–17 ноября 2021 г.): в 3 ч. / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Ассоц. техн. ун-тов, 2021. Ч. 1. С. 5–13. DOI: https://doi.org/10.53677/9785919160441_5_13

Васюков В.Л. Ситуации, события, факты: Формальная феноменология ситуаций. М.: Наука, 2019. 239 с.

Воробьева С.В., Симонов А.И. Денотат // Гуманитарный портал: Концепты / Центр гуманит. технологий. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7039 (дата обращения: 08.04.2022).

Григорьев И.В. О новом дыхании российской науки / Программа Международного научнопрактического форума «Синтез Знания и Красоты. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха». URL: https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_ events/2024/20-22_03_2024_rerikh.pdf (дата обращения: 26.04.2024).

Ивин А.А. Современная аксиология: некоторые актуальные проблемы // Философский журнал. 2010. № 1(4). С. 66–78.

Йоас Х. Возникновение ценностей / пер. с нем. К.Г. Тимофеевой. СПб.: Алетейя, 2013. 312 с.

Когнитивистика, математика в образовании. Философские проблемы и практические приложения: коллект. монография / под ред. В.Г. Кузнецова, В.С. Меськова, Н.Р. Сабаниной. М.: Русайнс, 2019. 458 с.

Лебедев С.А. Аксиология науки: ценностные регуляторы научной деятельности // Вопросы философии. 2020. № 7. С. 82‒92. DOI: https://doi.org/ 10.21146/0042-8744-2020-7-82-92

Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии / отв. ред. И.Я. Лойфман. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юридической академии, 1996. С. 193–224.

Телесность как эпистемологический феномен / отв. ред. И.А. Бескова. М.: Ин-т философии РАН, 2009. 231 с.

Сабанина Н.Р. Аксиологический конструктивизм в методологии ценностно-гуманитарной экспертизы // Наука и феномен человека в эпоху цивилизационного макросдвига / отв. ред. В.Г. Буданов, Л.П. Киященко. М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2023. С. 718–736. DOI: https://doi.org/10.29039/nrs-718-736

Соболева М.Е. Философия как «критика языка» в Германии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 412 с.

Habermas J. Entgegnung // Kommunikatives Handeln / hrsg. von A. Honneth, H. Joas. Frankfurt am Main, DE: Suhrkamp, 1986. S. 327–405. Habermas J. Kommunikatives Handeln und detranszendentalisierte Vernunft. Stuttgart, DE: Ph. Reclam, 2001. 87 S.

References

Asmolov, A.G., Shekhter, E.D. and Chernorizov, A.M. (2017). [Preadaptation to uncertainty as a navigation strategy for developing systems: routes of evolution]. Voprosy psychologii. No. 4, pp. 3–26.

Beskova, I.A. (ed.) (2009). Telesnost’ kak epistemologicheskiy fenomen [Physicality as an epistemological phenomenon]. Moscow: IPh RAS Publ., 231 p.

Bogoyavlenskaya, D.B. (2021). [On the concept of «creativity» and «giftedness»]. Psikhologiya tvorchestva i odarennosti: sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, 15–17 noyabrya 2021 g.): v 3 ch. [Psychology of Creativity and Giftedness: collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Moscow, November 15–17, 2021): in 3 parts]. Moscow: Technical Universities Association Publ., part 1, pp. 5–13. DOI: https://doi.org/10.53677/ 9785919160441_5_13

Grigor’ev, I.V. (2024). [About the new breath of Russian science]. Programma Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma «Sintez Znaniya i Krasoty. K 150-letiyu so dnya rozhdeniya N.K. Rerikha» [Program of the International Scientific and Practical Forum «Synthesis of Knowledge and Beauty. On the 150th anniversary of his birth N.K. Roerich»]. Available at: https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/202 4/20-22_03_2024_rerikh.pdf (accessed 26.04.2024).

Habermas, J. (1986). [Opposition]. A. Honneth (hrsg.) Kommunikatives Handeln [A. Honneth (ed.) Communicative action]. Frankfurt am Main, DE: Suhrkamp Publ., pp. 327–405.

Habermas, J. (2001). Kommunikatives Handeln und detranszendentalisierte Vernunft [Communicative action and detranscendentalized reason]. Stuttgart, DE: Ph. Reclam Publ., 87 p. Ivin, A.A. (2010). [Modern axiology: some actual problems]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal]. No. 1(4), pp. 66–78.

Joas, H. (2013). Vozniknovenie tsennostey [The emergence of values]. St. Petersburg: Aleteya Publ., 312 p.

Kuznetsova, V.G., Mes’kova, V.S. and Sabanina, N.R. (eds.) (2019). Kognitivistika, matematika v obrazovanii. Filosofskie problemy i prakticheskie prilozheniya [Cognitivistics, mathematics in education. Philosophical problems and practical applications]. Moscow: RUscience Publ., 458 p. Lebedev, S.A. (2020). [Axiology of science: value regulators of scientific activity]. Voprosy filosofii. No. 7, pp. 82–92. DOI: https://doi.org/10.21146/ 0042-8744-2020-7-82-92

Plotnikov, V.I. (1996). [The value world of man and his fate]. Dvenadtsat’ lektsiy po filosofii, otv. red. I.Ya. Loyfman [I.Ya. Loyfman (ed.) Twelve lectures on philosophy]. Yekaterinburg: Ural State Law Academy Publ., pp. 193–224.

Sabanina, N.R. (2023). [Axiological constructivism in the methodology of value-humanitarian examination]. Nauka i fenomen cheloveka v epokhu tsivilizatsionnogo Makrosdviga, otv. red. V.G. Budanov, L.P. Kiyaschenko [V.G. Budanov, L.P. Kiyashchenko (eds.) Science and the phenomenon of human in the era of civilizational Macroshift]. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy Publ., pp. 718– 736. DOI: https://doi.org/10.29039/nrs-718-736

Soboleva, M.E. (2005). Filosofiya kak «kritika yazyka» v Germanii [Philosophy as a «language criticism» in Germany]. St. Petersburg: SPbU Publ., 412 p.

Vasyukov, V.L. (2019). Situatsii, sobytiya, fakty. Formal’naya fenomenologiya situatsiy [Institutions, materials, facts. The formal phenomenological situation]. Moscow: Nauka Publ., 239 p.

Vorob’eva, V.V. and Simonov, A.I. (2022). [Denotation]. Gumanitarnyy portal: Kontsepty [Humanitarian portal: Concepts]. Center for Humane Technologies. Available at: https://gtmarket.ru/ concepts/7039 (accessed 04.08.2022).

Загрузки

Опубликован

07-08-2024

Выпуск

Раздел

Статьи