Язык, смысл, осознанность: аспекты обусловленности

Философия творчества в становлении языка культуры

Авторы

  • Ирина Александровна Бескова Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-160-169%20

Ключевые слова:

язык, осознанность, смысл, недуальность, целостность, когниция, сознание, язык науки, язык искусства, знание, красота, инновация, опыт, восприятие

Аннотация

Проблему соотнесенности языков науки и искусства следует рассматривать в контексте решения более общего вопроса о связи языка, смысла и когнитивного статуса реализации восприимчивости в процессе индивидуации организма. Анализ предпосылок языковой компетенции на стадии онтогенетически более ранней, чем этап функционирования изолированно бытийствующих когнитивных агентов, позволяет выявить новые аспекты сопряжения выразительных ресурсов и обусловливающего их опыта. Реконструкция ряда методологически значимых параметров стадии становления когниции в пренатальный период вводит в исследовательское пространство эпистемологии инновационные по своей структуре пласты смыслов, принципиально отличающиеся от структуры тех содержаний, которыми оперирует субъект как завершившая свое становление индивидуальность (постнатальный период). На основе учета недуального формата реализуемой когнитивности обосновывается возможность особого рода перцептивнокоммуникативных процедур (расширение сознания, скачок осознанности, «претворение в сознание»), способных порождать принципиально иные содержательные схемы, чем те, которыми человек оперирует в рамках персонифицированного бытия-в-мире. Преображения модуса осознанности оказываются различимы в призме логико-методологического анализа стадии недуального формирования когнитивного потенциала языковой компетенции. Подобные небанальные ресурсы соотнесены с состоянием целостности субъекта познания, когда диссоциация на мысль и чувство, знание и красоту не просто отсутствует, но является невозможной. Это состояние неделимой сплавленности впечатлений, проявляющееся как предпосылка, условие, исток формирования синкретичных, симультанно-слитых смыслов, модальная принадлежность которых не определена, поскольку феномен модальной отнесенности на стадии зарождения, формирования и функционирования подобных содержаний не актуализируем. Предлагаемый ракурс углубленного истолкования истоков возникновения образно-символических средств репрезентации опыта позволяет трансформировать восприятие когнитивного потенциала человека в контексте более базовых ресурсов обусловливания.

Биография автора

Ирина Александровна Бескова, Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Бескова И.А. Парадигмальный сдвиг, проявляющий природу человеческого разума // Наука и феномен человека в эпоху цивилизационного макросдвига / отв. ред. В.Г. Буданов, Л.П. Киященко. М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2023. С. 267–311. DOI: https://doi.org/ 10.29039/iab-267-311

Бородай С.Ю. Язык и познание: пострелятивистская исследовательская программа // Вопросы языкознания. 2019. № 4. С. 106–136. DOI: https://doi.org/10.31857/s0373658x0005709-8

Киященко Л.П. Парадокс целостности человека: критика способности быть // Человек как открытая целостность / отв. ред. Л.П. Киященко, Т.А. Сидорова. Новосибирск: Академиздат, 2022. С. 14–32. DOI: https://doi.org/10.24412/cl-369762022-1-14-32

Марцинковская Т.Д. Язык искусства и язык науки: парадоксы сближения // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/287/5 66 (дата обращения: 22.03.2024). DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.287 Новоселов М.М. О тождестве и отождествлениях (интервальный аспект) // Философия творчества: ежегодник. Вып. 3: Творчество и жизненный мир человека / под ред. Н.М. Смирновой, И.А. Бесковой; Ин-т философии РАН. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 211–219.

Петросьян С.Н. Пренатальный и перинатальный периоды развития ребенка как кризисный этап становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. Вып. 3(183). С. 114–122.

Рерих Е.И. Агни Йога (Знаки Агни Йоги). М.: Междунар. Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2008. 600 с.

Рерих Е.И. Листы Сада Мории. Кн. 2. Озарение. М.: Междунар. Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003. 328 с.

Рерих Е.И. Община (Урга). М.: Междунар. Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2004. 304 с. Смирнова Н.М. Образ и смысл: опыт когнитивной лингвистики // Философия творчества: ежегодник. Вып. 8: Философскометодологический анализ творческих процессов / под ред. Н.М. Смирновой, И.А. Бесковой; Ин-т философии РАН. М.: Голос, 2022. С. 150–178.

Языки науки — языки искусства: сб. науч. тр. / ред.-сост. З.Е. Журавлева. М.; Ижевск: Ин-т компьют. исслед., 2004. 448 с.

Aladyshkin I., Anosova N., Noskova O. Prospects for the Synthesis of the Language of Art, Science and Technology in Russian Science Art // Technologies in a Multilingual Environment: Proceedings of the XXII International Conference on Professional Culture of the Specialist of the Future (St. Petersburg, Russia, 24–26 November, 2022). Cham, CH: Springer, 2023. P. 135–145. DOI: https://doi.org/ 10.1007/978-3-031-26783-3_13

Dominiczak M.H. Languages of Art and Languages of Science // Clinical Chemistry. 2012. Vol. 58, iss. 8. P. 1270–1275. DOI: https://doi.org/10.1373/clinchem.2012.182014

Johnson M. The Philosophical Significance of Image Schemas // From Perception to Meaning: Image Schemas in Cognitive Linguistics / ed. by B. Hampe. Berlin; N.Y.: Mouton de Gruyter, 2005. P. 15–34. DOI: https://doi.org/10.1515/ 9783110197532.1.15

Stefaner M., Daston L., Christiansen J. The Language of Science: How the Words We Use Have Evolved over the Past 175 Years // Scientific American. 2020. Vol. 323, iss. 3. P. 26–33. DOI: https://doi.org/10.1038/scientificamerican0920-26

References

Aladyshkin, I., Anosova, N. and Noskova, O. (2023). Prospects for the synthesis of the language of art, science and technology in Russian science art. Technologies in a Multilingual Environment: Proceedings of the XXII International Conference on professional culture of the specialist of the future (St. Petersburg, Russia, 24–26 November, 2022). Cham, CH: Springer Publ., pp. 135–145. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-26783-3_13

Beskova, I.A. (2023). [Paradigmatic shift revealing the nature of the human mind]. Nauka i fenomen cheloveka v epokhu tsivilizatsionnogo Makrosdviga, otv. red. V.G. Budanov, L.P. Kiyaschenko [V.G. Budanov, L.P. Kiyashchenko (eds.) Science and the phenomenon of human in the era of civilizational Macroshift]. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy Publ., pp. 267–311. DOI: https://doi.org/10.29039/iab-267-311

Boroday, S.Yu. (2019). [Language and cognition: A postrelativist research program]. Voprosy yazykoznaniya. No. 4, pp. 106–136. DOI: https://doi.org/ 10.31857/s0373658x0005709-8

Dominiczak, M.H. (2012). Languages of art and languages of science. Clinical Chemistry. Vol. 58, iss. 8, pp. 1270–1275. DOI: https://doi.org/ 10.1373/clinchem.2012.182014

Johnson, M. (2005). The philosophical significance of image schemas. B. Hampe (ed.) From perception to meaning: Image schemas in cognitive linguistics. Berlin, New York: Mouton de Gruyter Publ., pp. 15–34. DOI: https://doi.org/10.1515/ 9783110197532.1.15

Kiyaschenko, L.P. (2022). [The paradox of human integrity: a critique of the ability to be]. Chelovek kak otkrytaya tselostnost’, otv. red. L.P. Kiyashchenko, T.A. Sidorova [L.P. Kiyashchenko, T.A. Sidorova (eds.) Man as an opened integrity]. Novosibirsk: Akademizdat Publ., pp. 14–32. DOI: https://doi.org/10.24412/cl-36976-2022-1-14-32

Martsinkovskaya, T.D. (2018). [The language of art and the language of science: the paradoxes of convergence]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological Studies]. Vol. 11, no. 59. Available at: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/287/5 66 (accessed 22.03.2024). DOI: https://doi.org/ 10.54359/ps.v11i59.287

Novosyolov, M.M. (2017). [On identity and identification (an interval aspect)]. Filosofiya tvorchestva yezhegodnik. Vyp. 3: Tvorchestvo i zhiznennyy mir cheloveka, pod red. N.M. Smirnovoy, I.A. Beskovoy [N.M. Smirnova, I.A. Beskova (eds.) Philosophy of Creativity: yearbook. Iss. 3: Creativity and the life world of man]. Moscow: IInteLL Publ., pp. 211–219.

Petros’yan, S.N. (2016). [Prenatal and perinatal periods of child development as a crisis stage of personality formation]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [The Bulletin of the Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology]. Iss. 3(183), pp. 114–122.

Roerich, H. (2003). Listy Sada Morii. Kn. 2. Ozarenie [Leaves of Morya’s Garden. Book Two: Illumination]. Moscow: ICR Publ., Master-Bank Publ., 328 p.

Roerich, H. (2004). Obschina (Urga) [Brotherhood (Urga)]. Moscow: ICR Publ., MasterBank Publ., 304 p. Roerich, H. (2008). Agni Yoga (Znaki Agni Yogi) [Agni Yoga]. Moscow: ICR Publ., Master-Bank Publ., 600 p.

Smirnova, N.M. (2022). [Image and meaning: Experience’s framework of cognitive linguistics]. Filosofiya tvorchestva yezhegodnik. Vyp. 8: Filosofsko-metodologicheskiy analiz tvorcheskikh protsessov, pod red. N.M. Smirnovoy, I.A. Beskovoy [N.M. Smirnova, I.A. Beskova (eds.) Philosophy of Creativity: yearbook. Iss. 8: Philosophical and methodological analysis of creative processes]. Moscow: Golos Publ., pp. 150–178. Stefaner, M., Daston, L. and Christiansen, J. (2020). The language of science: How the words we use have evolved over the past 175 years. Scientific American. Vol. 323, iss. 3, pp. 26–33. DOI: https://doi.org/10.1038/scientificamerican0920-26

Zhuravleva, Z.E. (ed.) (2004). Yazyki nauki — yazyki iskusstva: sbornik nauchnykh trudov [Languages of science — languages of art: collection of scientific papers]. Moscow: ICI Publ, 448 p.

Загрузки

Опубликован

07-08-2024

Выпуск

Раздел

Статьи