Образные схемы как когнитивная основа языковой артикуляции
Философия творчества в становлении языка культуры
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-152-159%20Ключевые слова:
телесно-ориентированная эпистемология, когнитивная лингвистика, психология развития, воображение, образные схемы, перцептивный смысл, концепт, метафораАннотация
Встроенность ценностно-смысловых характеристик субъекта в корпус научного знания в парадигме постнеклассической рациональности объективно способствует размыванию жестких границ между философией сознания и когнитивными науками. Подобная размытость границ проявляется в процессах конвергенции, обусловившей сходство (или сродство) средств образной и символической манифестации их когнитивных продуктов. В данной статье речь пойдет о когнитивных функциях воображения, точнее, о влиянии его схематизированных продуктов на формирование концептуальных метафор в процессах ментального развития. В свою очередь, изучение онтогенетических оснований мышления способствует прояснению дискуссионных моментов современной теории образных схем. Методологической основой их изучения является установка конструктивного реализма (В.А. Лекторский), концептуально развернутая в современной телесно-ориентированной эпистемологии. Продемонстрировано, каким образом телесно-ориентированная эпистемология ассимилирует и философски обогащает концептуальные наработки когнитивной лингвистики и девелопментальной психологии, опровергая ранее сложившееся в лоне когнитивных наук представление о том, что философия вполне заменима их наиболее общими абстрактными разделами. Областью применения результатов исследования служат общие разделы теории познания, посвященные когнитивным функциям воображения, а также семиотические исследования, направленные на изучение интенциональных актов порождения смысла в трансформационных когнитивных процессах от перцепта к концепту. Результатом исследования является демонстрация того, каким образом современная телесноориентированная эпистемология взаимодействует с когнитивными науками (когнитивной лингвистикой, психологией развития) в постижении тайн смыслообразования, в частности, построения языковых метафор из изначального опыта доречевого схватывания природного и социокультурного миров. Сформулирован вывод, что образная схематизация предшествует концептуальной метафоризации и развивается, испытывая ее определяющее воздействие.Библиографические ссылки
Gibbs, R.W. (2005). The psychological status of image schemas. Hampe B., Grady J.E. (eds.) From perception to meaning: Image Schemas in Cognitive Linguistics. Berlin, DE: Mouton de Gruyter Publ., pp. 113–136. DOI: https://doi.org/10.1515/ 9783110197532.2.113
Grady, J.E. (2005). Image schema and perception: Refining a defenition. Hampe B., Grady J.E. (eds.) From perception to meaning: Image Schemas in Cognitive Linguistics. Berlin, DE: Mouton de Gruyter Publ., pp. 35–57. DOI: https://doi.org/ 10.1515/9783110197532.1.35
Hampe, B. (2005). Image schemas in cognitive linguistics: Introduction. Hampe B., Grady J.E. (eds.) From perception to meaning: Image Schemas in Cognitive Linguistics. Berlin, DE: Mouton de Gruyter Publ., pp. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1515/ 9783110197532.0.1
Lakoff, G. and Johnson, M. (1980). Metaphors we live by. Chicago, IL: The University of Chicago Press, 256 p. DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/ 9780226470993.001.0001
Mandler, J.M. (1992). The foundations of conceptual thought in infancy. Cognitive Development. Vol. 7, iss. 3, pp. 273–285. DOI: https://doi.org/10.1016/0885-2014(92)90016-k
Mandler, J.M. (2000). Perceptual and conceptual processes in infancy. Journal of Cognition and Development. Vol. 1, iss. 1, pp. 3–36. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327647jcd0101n_2
Mandler, J.M. (2010). The spatial foundations of the conceptual system. Language and Cognition. Vol. 2, iss. 1, pp. 21–44. DOI: https://doi.org/ 10.1515/langcog.2010.002
Mandler, J.M. and Cánovas, C.P. (2014). On defining image schemas. Language and Cognition. Vol. 6, iss. 4, pp. 510–532. DOI: https://doi.org/10.1017/langcog.2014.14
Müller, U. and Overton, W.F. (1998). How to grow a baby: A reevaluation of image-schema and Piagetian action approaches to representation. Human Development. Vol. 41, iss. 2, pp. 71–111. DOI: https://doi.org/10.1159/000022570
Szwedek, A. (2019). The image schema: A definition. Styles of Communication. Vol. 11, no. 1, pp. 7–28.
Talmy, L. (2005). The fundamental system of spatial schemas in language. Hampe B., Grady J.E. (eds.) From perception to meaning: Image Schemas in Cognitive Linguistics. Berlin, DE: Mouton de Gruyter Publ., pp. 199–234. DOI: https://doi.org/10.1515/9783110197532.3.199
Talmy, L. (2018). Ten lectures on cognitive semantics. Leiden, NL; Boston, MA: Brill Publ., 474 p. DOI: https://doi.org/10.1163/9789004349575
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.