Образные схемы как когнитивная основа языковой артикуляции

Философия творчества в становлении языка культуры

Авторы

  • Наталия Михайловна Смирнова Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-152-159%20

Ключевые слова:

телесно-ориентированная эпистемология, когнитивная лингвистика, психология развития, воображение, образные схемы, перцептивный смысл, концепт, метафора

Аннотация

Встроенность ценностно-смысловых характеристик субъекта в корпус научного знания в парадигме постнеклассической рациональности объективно способствует размыванию жестких границ между философией сознания и когнитивными науками. Подобная размытость границ проявляется в процессах конвергенции, обусловившей сходство (или сродство) средств образной и символической манифестации их когнитивных продуктов. В данной статье речь пойдет о когнитивных функциях воображения, точнее, о влиянии его схематизированных продуктов на формирование концептуальных метафор в процессах ментального развития. В свою очередь, изучение онтогенетических оснований мышления способствует прояснению дискуссионных моментов современной теории образных схем. Методологической основой их изучения является установка конструктивного реализма (В.А. Лекторский), концептуально развернутая в современной телесно-ориентированной эпистемологии. Продемонстрировано, каким образом телесно-ориентированная эпистемология ассимилирует и философски обогащает концептуальные наработки когнитивной лингвистики и девелопментальной психологии, опровергая ранее сложившееся в лоне когнитивных наук представление о том, что философия вполне заменима их наиболее общими абстрактными разделами. Областью применения результатов исследования служат общие разделы теории познания, посвященные когнитивным функциям воображения, а также семиотические исследования, направленные на изучение интенциональных актов порождения смысла в трансформационных когнитивных процессах от перцепта к концепту. Результатом исследования является демонстрация того, каким образом современная телесноориентированная эпистемология взаимодействует с когнитивными науками (когнитивной лингвистикой, психологией развития) в постижении тайн смыслообразования, в частности, построения языковых метафор из изначального опыта доречевого схватывания природного и социокультурного миров. Сформулирован вывод, что образная схематизация предшествует концептуальной метафоризации и развивается, испытывая ее определяющее воздействие.

Биография автора

Наталия Михайловна Смирнова, Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора философских проблем творчества

Библиографические ссылки

Gibbs, R.W. (2005). The psychological status of image schemas. Hampe B., Grady J.E. (eds.) From perception to meaning: Image Schemas in Cognitive Linguistics. Berlin, DE: Mouton de Gruyter Publ., pp. 113–136. DOI: https://doi.org/10.1515/ 9783110197532.2.113

Grady, J.E. (2005). Image schema and perception: Refining a defenition. Hampe B., Grady J.E. (eds.) From perception to meaning: Image Schemas in Cognitive Linguistics. Berlin, DE: Mouton de Gruyter Publ., pp. 35–57. DOI: https://doi.org/ 10.1515/9783110197532.1.35

Hampe, B. (2005). Image schemas in cognitive linguistics: Introduction. Hampe B., Grady J.E. (eds.) From perception to meaning: Image Schemas in Cognitive Linguistics. Berlin, DE: Mouton de Gruyter Publ., pp. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1515/ 9783110197532.0.1

Lakoff, G. and Johnson, M. (1980). Metaphors we live by. Chicago, IL: The University of Chicago Press, 256 p. DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/ 9780226470993.001.0001

Mandler, J.M. (1992). The foundations of conceptual thought in infancy. Cognitive Development. Vol. 7, iss. 3, pp. 273–285. DOI: https://doi.org/10.1016/0885-2014(92)90016-k

Mandler, J.M. (2000). Perceptual and conceptual processes in infancy. Journal of Cognition and Development. Vol. 1, iss. 1, pp. 3–36. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327647jcd0101n_2

Mandler, J.M. (2010). The spatial foundations of the conceptual system. Language and Cognition. Vol. 2, iss. 1, pp. 21–44. DOI: https://doi.org/ 10.1515/langcog.2010.002

Mandler, J.M. and Cánovas, C.P. (2014). On defining image schemas. Language and Cognition. Vol. 6, iss. 4, pp. 510–532. DOI: https://doi.org/10.1017/langcog.2014.14

Müller, U. and Overton, W.F. (1998). How to grow a baby: A reevaluation of image-schema and Piagetian action approaches to representation. Human Development. Vol. 41, iss. 2, pp. 71–111. DOI: https://doi.org/10.1159/000022570

Szwedek, A. (2019). The image schema: A definition. Styles of Communication. Vol. 11, no. 1, pp. 7–28.

Talmy, L. (2005). The fundamental system of spatial schemas in language. Hampe B., Grady J.E. (eds.) From perception to meaning: Image Schemas in Cognitive Linguistics. Berlin, DE: Mouton de Gruyter Publ., pp. 199–234. DOI: https://doi.org/10.1515/9783110197532.3.199

Talmy, L. (2018). Ten lectures on cognitive semantics. Leiden, NL; Boston, MA: Brill Publ., 474 p. DOI: https://doi.org/10.1163/9789004349575

Загрузки

Опубликован

07-08-2024

Выпуск

Раздел

Статьи