Будущее религии как мировоззрения и социального института
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-414-425Ключевые слова:
религиозное мировоззрение, будущее религии, цифровая религия, философия религии, религия и наукаАннотация
Изучаются причины актуальности религиозного мировоззрения, проводится анализ современного состояния и перспектив трансформации религии под влиянием научно-технологического прогресса. Рассматриваются работы, посвященные изучению биологических, психологических, мистических и философских оснований существования религии. Выявлены следующие фундаментальные функции религии в обществе: мировоззренческая, воспитательная, нравственно-правовая, терапевтическая, трансцендентальная и развивающая, а также функции легитимизации/делеги- митизации власти и развития институтов власти. На материале современных исследований показаны реальные и прогнозируемые религии будущего, социально-технологические и экономические трансформации традиционных религий. Анализируются естественные причины появления религии и те потребности человека, которые обуславливают ее существование. Утверждается, что одной из фундаментальных потребностей, удовлетворяемой религией как в прошлом, так и в современности, является преодоление страха смерти и стремление человека к бессмертию (бессмертию души). В частности, подтверждением этого являются современные исследования использования религиозного мировоззрения в медицинских учреждениях в период эпидемии COVID-19, которые показали его эффективность для создания у пациентов чувства защищенности, спокойствия. Это содействовало снятию общей тревожности пациентов и лучшему восстановлению от болезни. Показано, что для удовлетворения потребности человека в бессмертии души религии будущего (датаизм, диджитализм) предлагают идею «цифрового бессмертия» и спасению в «цифровой реальности». В связи с этим утверждается, что в будущем будет происходить активное объединение научного и религиозного мировоззрений для решения выявленных в исследовании потребностей человека. Отмечается также неизбежность возникновения в современности и в будущем различных форм игровых квазирелигий.Библиографические ссылки
Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. 509 c. Вах Й. Социология религии // Социология религии: классические подходы: хрестоматия / науч. ред. и сост. М.П. Гапочки, Ю.А. Кимелева. М., 1994. С. 212–220.
Гольбах П. Священная зараза, или естественная история суеверия / пер. с фр. М.: Ленанд, 2022. 224 с.
Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм?: критические очерки. М.: Политиздат, 1984. 302 с.
Дивногорцева С.Ю. Философско-историческое обоснование идеалов воспитания в трудах славянофилов // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 4. С. 11–15.
Забияко А.П., Пратына Д.А., Воронкова Е.А., Пелевина О.В., Пелюх Е.И., Семенко М.А., Лапин А.В. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2012. 208 с.
Исакова Н.В, Ембулаева Л.С. К вопросу о традиции мистицизма в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 134(10). URL: http://ej.kubagro.ru/2017/ 10/pdf/66.pdf (дата обращения: 18.04.2023). DOI: https://doi.org/10.21515/1990-4665-134-066
Колкунова К.А. Квазирелигии как проблема для определения религии // Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Владимир, 30 сентября 2014 г.). Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. Т. 26. С. 89–120.
Колкунова К.А. Современные концепции квазирелигий // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15, вып. 1. С. 305–313.
Лифинцева Т.П. «Религия»: проблема определения понятия // Полигнозис. 2009. № 1. С. 110–120.
Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1955. Т. 1. C. 414–429.
Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 274 с.
Погудина Т.В. Русская философия права: компаративистский подход // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 165–175. DOI: https://doi.org/ 10.24412/2071-6141-2021-2-165-175
Попова Р.М. Религия в современном мире и ее будущее // Наука и современность. 2014. № 27. С. 137–141.
Прилуцкий А.М. Термин «религия» в научной и научно-методической литературе // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 87–92.
Сардарян Г.Т., Алексеева Т.А. Секуляризация и религиозность в оптике конструктивизма // Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 124–138. DOI: https://doi.org/10.17976/ jpps/2020.04.09
Соловьев В.С. Смысл любви. М.: РиполКлассик, 2022. 400 с.
Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбукаклассика: Петербургское востоковедение, 2007. 480 с.
Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. 384 c.
Файнфельд И.А. Дзэнские коаны как важнейший метод достижения просветления // European Social Science Journal. 2013. № 12(39), т. 2. С. 15–19.
Фокин К.В. Эволюция институтов политического авторитета: рамочная основа концепции // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 3(94). С. 33–54. DOI: https://doi.org/10.30570/2078-5089-2019-94-3-33-54
Фромм Э. Психоанализ и религия // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. С. 143–221.
Хитрун Н.В. Особенности эстетики Марсилио Фичино на основе «Комментария на “Пир” Платона» (el libro dellamore) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1(3). С. 208–218.
Benedikter R. The Dawn of Digitized Religion: A New Business Model — Or More? // Challenge. 2020. Vol. 63, iss. 3. P. 165–176. DOI: https://doi.org/10.1080/05775132.2020.1747727
Berger P.L. Some second thoughts on substantive versus functional definitions of religion // Journal for the Scientific Study of Religion. 1974. Vol. 13, no. 2. P. 125–133. DOI: https://doi.org/10.2307/1384374
Bruce S. Defining religion: a practical response // International Review of Sociology. 2011. Vol. 21, iss. 1. P. 107–120. DOI: https://doi.org/10.1080/03906701.2011.544190
Bruce S. Secularization: In defence of an unfashionable theory. Oxford, UK: Oxford University Press, 2011. 243 p.
Campbell H.A., Evolvi G. Contextualizing current digital religion research on emerging technologies // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2, iss. 1. P. 5–17. DOI: https://doi.org/10.1002/hbe2.149
Fardin M.A. COVID-19 epidemic and spirituality: a review of the benefits of religion in times of crisis // Jundishapur Journal of Chronic Disease Care. 2020. Vol. 9, iss. 2. URL: https://brieflands.com/articles/ jjcdc-104260.pdf (accessed 18.04.2023). DOI: https://doi.org/10.5812/jjcdc.104260
Ficino M. El libro dell’Amore / a cura di S. Niccoli. Firenze, IT: Leo S. Olschki, 1987. 232 p.
Gazzola E. Quantum physics and the modern trends in pseudoscience // Medical Misinformation and Social Harm in Non-Science-Based Health Practices / ed. by A. Lavorgna, A. Di Ronco. London, UK: Routledge, 2019. P. 85–99. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429424434-7
Greil A.L., Rudy D.R. On the Margins of the Sacred: Quasi- religion in Contemporary America // In Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism in America / ed. by T. Robbins, D. Anthony. 2nd ed. New Brunswick, NJ: Transaction, 1990. P. 219–232. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203788912-24
Jones G.D. Jr. Video Gaming Faith: Playing Out Theologies of Religions // Religions. 2022. Vol. 13, iss. 10. URL: https://www.mdpi.com/20771444/13/10/944 (accessed: 18.04.2023). DOI: https://doi.org/10.3390/rel13100944
Lockhart A. New religious movements and quasireligion: Cognitive science of religion at the margins // Archive for the Psychology of Religion. 2020. Vol. 42, iss. 1. P. 101–122. DOI: https://doi.org/ 10.1177/0084672420910809
Muckadell C.S. de. On essentialism and real definitions of religion // Journal of the American Academy of Religion. 2014. Vol. 82, iss. 2. P. 495–520. DOI: https://doi.org/10.1093/jaarel/lfu015
Nye M. Religion, Post-Religionism, and Religioning: Religious Studies and Contemporary Cultural Debates // Method & Theory in the Study of Religion. 2000. Vol. 12, iss. 1–4. P. 447–476. DOI: https://doi.org/10.1163/157006800x00300
Pirutinsky S., Cherniak A.D., Rosmarin D.H. COVID-19, mental health, and religious coping among American Orthodox Jews // Journal of Religion and Health. 2020. Vol. 59, iss. 5. P. 2288–2301. DOI: https://doi.org/10.1007/s10943-020-01070-z
Predicting religion: Christian, secular and alternative futures / ed. by G. Davie, P. Heelas, L. Woodhead. London, UK: Taylor & Francis, 2017. 266 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315246161
Rorty R., Vattimo G. The future of religion / ed. by S. Zabala. N.Y.: Columbia University Press, 2005. 304 p.
Urban H.B. New age, neopagan, and new religious movements: alternative spirituality in contemporary America. Oakland, CA: University of California Press, 2015. 328 p. DOI: https://doi.org/ 10.1525/9780520962125
Vail K.E., Soenke M., Waggoner B. Terror management theory and religious belief // Handbook of terror management theory / ed. by C. Routledge, M. Vess. San Diego, CA: Academic Press, 2019. P. 259–285. DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-12811844-3.00011-1
References
Benedikter, R. (2020). The dawn of digitized religion: A new business model — or more? Challenge. Vol. 63, iss. 3, pp. 165–176. DOI: https://doi.org/ 10.1080/05775132.2020.1747727
Berger, P.L. (1974). Some second thoughts on substantive versus functional definitions of religion. Journal for the Scientific Study of Religion. Vol. 13, no. 2, pp. 125–133. DOI: https://doi.org/ 10.2307/1384374
Bruce, S. (2011). Defining religion: a practical response. International Review of Sociology. Vol. 21, iss. 1, pp. 107–120. DOI: https://doi.org/10.1080/03906701.2011.544190
Bruce, S. (2011). Secularization: In defence of an unfashionable theory. Oxford, UK: Oxford University Press, 243 p.
Bulgakov, S.N. (1996). Tikhie dumy [Quiet thoughts]. Moscow: Respublika Publ., 509 p.
Campbell, H.A., and Evolvi, G. (2020). Contextualizing current digital religion research on emerging technologies. Human Behavior and Emerging Technologies. Vol. 2, iss. 1, pp. 5–17. DOI: https://doi.org/10.1002/hbe2.149
Davie, G., Heelas, P., and Woodhead, L. (eds.). (2017). Predicting religion: Christian, secular and alternative futures. London, UK: Taylor & Francis Publ., 266 p. DOI: https://doi.org/ 10.4324/9781315246161
Divnogortseva, S.Yu. (2009). [Philosophical and historical grounds of pedagogical ideas in the works of slavophils]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. No. 4, pp. 11–15. Fardin, M.A. (2020). COVID-19 epidemic and spirituality: a review of the benefits of religion in times of crisis. Jundishapur Journal of Chronic Disease Care. Vol. 9, iss. 2. Available at: https://brieflands.com/articles/jjcdc-104260.pdf (accessed: 18.04.2023). DOI: https://doi.org/ 10.5812/jjcdc.104260
Faynfeld, I.A. (2013). [Zen koans as the most important way to achieve enlightenment]. European Social Science Journal. No. 12(39), vol. 2, pp. 15–19.
Ficino, M. (1987). El libro dell’Amore [The book of love]. Florence, IT: Leo S. Olschki Publ., 232 p.
Fokin, K.V. (2019). [Evolution of institutions of political authority: theoretical framework]. Politiya. Analiz. Khronika. Prognoz [Politeia]. No. 3(94), pp. 33–54. DOI: https://doi.org/10.30570/2078-50892019-94-3-33-54
Fromm, E. (1990). [Psychoanalysis and religion]. Nitsshe F., Freyd Z., Fromm E., Kamyu A., Sartr Zh.P. Sumerki bogov [Nietzsche F., Freud Z., Fromm E., Camus A., Sartre J.-P. Twilight of the gods]. Moscow: Politizdat Publ., pp. 143–221.
Gazzola, E. (2019). Quantum physics and the modern trends in pseudoscience. A. Lavorgna, A. Di Ronco (eds.). Medical misinformation and social harm in nonscience-based health practices. London, UK: Routledge Publ., pp. 85–99. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429424434-7
Greil, A.L and Rudy, D.R. (1990). On the margins of the sacred: Quasi-religion in contemporary America. T. Robbins, D. Anthony (eds.). In Gods we trust: New patterns of religious pluralism in America. New Brunswick, NJ: Transaction Publ., pp. 219–232. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203788912-24
Gurevich, P.S. (1984). Vozrozhden li mistitsizm? Kriticheskie ocherki [Is mysticism revived? Critical essays]. Moscow: Politizdat Publ., 302 p.
Holbach, P. (2022). Svyaschennaya zaraza, ili estestvennaya istoriya sueveriya [The sacred contagion: The natural history of superstition]. Moscow: Lenand Publ., 224 p.
Isakova, N.V. and Embulaeva, L.S. (2017). [To the question of the tradition of mysticism in Russia]. Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University]. No. 134(10). Available at: http://ej.kubagro.ru/2017/10/pdf/66.pdf (accessed 18.04.2023). DOI: https://doi.org/10.21515/1990-4665-134-066
Jones, G.D. Jr. (2022). Video gaming faith: Playing out theologies of religions. Religions. Vol. 13, iss. 10. Available at: https://www.mdpi.com/20771444/13/10/944 (accessed 18.04.2023). DOI: https://doi.org/10.3390/rel13100944
Khitrun, N.V. (2012). [Some features of marsilio ficino’s aesthetics based on his commentary on Plato’s «symposium» (el libro dell’amore)]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod]. No. 1(3), pp. 208–218.
Kolkunova, K.A. (2014). [Contemporary concepts of quasi-religions]. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Vestnik of the Russian Christian Academy for the Humanities]. Vol. 15, iss. 1, pp. 305–313.
Kolkunova, K.A. (2014). [Quasi-religions as a problem for defining religion]. Religiya i religioznost’l v lokal’nom i global’nom izmerenii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Vladimir, 30 sentyabrya 2014 g.) [Religion and Religiosity in Local and Global Dimension: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Vladimir, September 30, 2014)]. Vladimir: VlSU Publ., vol. 26, pp. 89–120.
Lifintseva, T.P. (2009). [«Religion»: the problem of defining the concept]. Polignozis [Polygnosis]. No. 1, pp. 110–120.
Lockhart, A. (2020). New religious movements and quasi-religion: Cognitive science of religion at the margins. Archive for the Psychology of Religion. Vol. 42, iss. 1, pp. 101–122. DOI: https://doi.org/ 10.1177/0084672420910809
Marx, K. (1955). [A critique of the Hegelian philosophy of law. Introduction]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 1, pp. 414–429.
Muckadell, C.S. de (2014). On essentialism and real definitions of religion. Journal of the American Academy of Religion. Vol. 82, iss. 2, pp. 495–520. DOI: https://doi.org/10.1093/jaarel/lfu015
Nye, M. (2000). Religion, post-religionism, and religioning: Religious studies and contemporary cultural debates. Method & Theory in the Study of Religion. Vol. 12, iss. 1–4, pp. 447–476. DOI: https://doi.org/10.1163/157006800x00300
Otto, R. (2008). Svyaschennoe. Ob irratsional’nom v idee bozhestvennogo i ego sootnoshenii s ratsional’nym [The idea of the holy: An inquiry into the nonrational factor in the idea of the divine and its relation to the rational]. St. Petersburg: SPbSU Publ., 274 p. Pirutinsky, S., Cherniak, A.D. and Rosmarin, D.H. (2020). COVID-19, mental health, and religious coping among American Orthodox Jews. Journal of Religion and Health. Vol. 59, iss. 5, pp. 2288–2301. DOI: https://doi.org/10.1007/s10943-020-01070-z
Pogudina, T.V. (2021). [Russian philosophy of law: comparativist approach]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Izvestiya Tula State University]. No. 2, pp. 165–175. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6141-2021-2165-175 Popova, R.M. (2014). [Religion in the modern world and its future]. Nauka i sovremennost’ [Science and Modernity]. No. 27, pp. 137–141.
Prilutskiy, A.M. (2013). [The term «religion» in scientific and scientific-methodical literature]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [UNIVERSUM: Bulletin of the Herzen University]. No. 2, pp. 87–92.
Rorty, R. and Vattimo, G. (2005). The future of religion. New York: Columbia University Press, 304 p.
Sardaryan, G.T. and Alekseeva, T.A. (2020). [Secularization and religiousness in the optics of constructivism]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies]. No. 4, pp. 124–138. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.09
Solov’ev, V.S. (2022). Smysl lyubvi [The meaning of love]. Moscow: Ripol-Klassik Publ., 400 p.
Torchinov, E.A. (1997). Religii mira: Opyt zapredel’nogo [Religions of the world: Experience beyond limits]. St. Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 384 p.
Torchinov, E.A. (2007). Puti filosofii Vostoka i Zapada: poznanie zapredel’nogo [The ways of philosophy of the East and the West: the knowledge of the beyond]. St. Petersburg: Azbuka-Klassika Publ., Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 480 p.
Urban, H.B. (2015). New age, neopagan, and new religious movements: alternative spirituality in contemporary America. Oakland, CA: University of California Press, 328 p. DOI: https://doi.org/ 10.1525/9780520962125
Vail, K.E., Soenke, M., and Waggoner, B. (2019). Terror management theory and religious belief. C. Routledge, M. Vess (eds.) Handbook of terror management theory. San Diego, CA: Academic Press, pp. 259–285. DOI: https://doi.org/ 10.1016/b978-0-12-811844-3.00011-1 Wach, J. (1994). [Sociology of religion]. Sotsiologiya religii: klassicheskie podkhody, nauch. red. M.P. Gapochki, Yu.A. Kimeleva [M.P. Gapochka, Yu.A. Kimeleva (eds.) Sociology of religion: Classical approaches]. Moscow, pp. 212–220.
Zabiyako, A.P., Pratyna, D.A., Voronkova, E.A., Pelevina, O.V., Pelyukh, E.I., Semenko, M.A., Lapin, A.V. (2012). Kiberreligiya: nauka kak faktor religioznykh transformastiy [Cyber religion: science as a factor in religious transformations]. Blagoveshchensk: ASU Publ., 208 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.