Успешность деятельности на уроке английского языка у учеников 3-го класса с разными профилями латеральной организации
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-4-109-121Ключевые слова:
звуколокализационная функция, функциональная межполушарная асимметрия, успешность, освоение языка, дихотическое прослушиваниеАннотация
Проведено исследование связи успешности на уроке английского языка у детей, обучающихся в третьем классе, с профилем латеральной организации. Успешность определялась по баллам, которые учитель фиксировал в протоколе. Оценка межполушарной асимметрии проводилась с помощью технологии компьютерной латерометрии. Было выявлено, что у детей, получивших высокие баллы за выполнение заданий на уроке, более выражена левополушарная доминантность как до, так и после урока. Уроки английского языка по-разному влияют на динамику функциональной межполушарной асимметрии у учеников с разной успешностью выполнения заданий. Лабильность и устойчивость правого полушария уменьшаются у детей, наиболее успешно справившихся с заданиями на уроке. В то же время данные параметры звуколокализационной функции увеличиваются у детей, хуже справившихся с языковыми заданиями.Библиографические ссылки
Демарева В.А., Полевая С.А. Связь между функциональной межполушарной асимметрией и успешностью решения лингвистических задач у учеников 3-го класса школы с углубленным изучением английского языка // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социология. Психология. Философия. 2014. № 1(–
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений головного мозга. М.: Медицина, 1977. 358 с.
Зденек М. Развитие правого полушария / пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 1997. 317 с.
Золотова М.В., Делягина Л.К., Каминская Н.В., Мартьянова Т.В. Компьютерные адаптивные тесты и достоверность результатов тестирования по английскому языку. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2014. № 3(–
Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М.: URSS, 2009. 224 с.
Кондухов В.И. Введение в языкознание. М.: Русь, 1979. 276 c.
Косилова М.Ф. Имплицитная и эксплицитная память — их роль в изучении иностранного языка // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № –
Котик Б.С. Латерализация речи у полиглотов. Нейропсихология –
Лозанов Г.К. Суггестопедия при обучении иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. 1973. Вып. 1. С. 9–
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. 3-е изд. М.: URSS, 2009. 256 с.
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: учеб. пособие. М., 1997. 207 с.
Мельник С.И. Методика работы над лексикой иностранного языка в интенсивном курсе устной речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1970. 28 с.
Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие (обучение и развитие). М.: Просвещение, 1966. 231 с.
Михальченко В.Ю. (ред.) Словарь социолингвистических терминов. М.: Рос. академия наук: Институт языкознания: Российская академия лингвистических наук, 2006. 312 c.
Полевая С.А. Динамика межполушарных отношений при латерализации дихотического стимула. // Структурно-функциональные, нейрохимические и иммунохимические закономерности асимметрии и пластичности мозга: матер. Всерос. конф. с международным участием. М.: ИКАР, 2007. С. 501–505.
Полевая С.А. Интеграция эндогенных факторов в систему обработки экстероцептивных сигналов: автореф. дис. … д-ра биол. наук. Пущино, 2009. 38 с.
Реброва Н.П. Взаимосвязь биологических и психологических характеристик личности: гендерный аспект // Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. С. 48–
Ротенберг В. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009. С. 164–
Сибирякова В.Ф. Умственная активность школьников и обучаемость иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1978. 23 с.
Соколова Л.В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения: дис. … д-ра биол. наук. Архангельск, 2005. 284 с.
Соссюр Ф.де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 696 с.
Сухобская Г.С. Об автоматизации умственных действий // Вопросы психологии. 1959. № 3. С. 74–
Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи. М.: Наука, 1979. 245 с.
Фокин В.Ф. Динамическая функциональная асимметрия как отражение функциональных состояний // Асимметрия. 2007. № 2. С. 4–9.
Фокин В.Ф. Центрально-периферическая организация функциональной моторной асимметрии: дис. … д-ра биол. наук. М., 1982. 460 с.
Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия / под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина М.: Научный мир, 2004. С. 349–368.
Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., Городенский Н.Г. и др. Функциональная межполушарная асимметрия и асимметрия межполушарных отношений // Системный подход в физиологии. 2004. № 12. С. 111–127 .
Черниговская Т.В., Деглин В.Л., Меншуткин В.В. Функциональная специализация полушарий мозга человека и нейрофизиологические механизмы языковой компетенции // Доклады АН СССР. 1982. Т. 267, № 2. С. 499–
Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи. М.: Наука, 1990. 168 с.
Шеромова Н.Н., Маясова Т.В. К проблеме понимания нейрофизиологической природы звукового образа при дихотической стимуляции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18826 (дата обращения: 15.08.2015).
Щербаков В.И., Шеромова Н.Н., Паренко М.К., Полевая С.А. Способ исследования межполушарной сенсорной асимметрии / Патент РФ № 2198589, зарегистрирован в Государственном реестре изобретений Российской Федерации. 2003.
Abler W.L. Asymmetry in the skulls of fossil man: Evidence of lateralizedbrain function? // Brain Behavior and Evolution. 1976. Vol. 13. P. 111–115.
Abutalebi J.,Green D. Bilingual language production, The neurocognition of language representation and control // Journal of Neurolinguistics. 2007. Vol. 20. P. 242–275.
Abutalebi J., Brambati S., Annoni J., Moro A., Cappa S., Perani D. The neural cost of the auditory perception of language switches: an event-related functional magnetic resonance imaging study in bilinguals // The Journal of Neuroscience.
Albert M.L., Obler L.К., Вentin S., Gazicl T., Silverberg R. Shiit of visual field preference to English words in native hebrew speakers // Brain and language. l979. P. 184.
Blauert J. Spatial hearing: The psychophysics of human sound localization. Cambridge, MA: MIT Press, 1997. 267 p.
Litovsky R.Y., Colburn H.S., Yost W.A., Guzman S.J., The precedence effect // The Journal of the Acoustical Society.
Paradis M. Multilingualism and Aphasia // Linguistic Disorders and Pathologies: An International Handbook / eds by G. Blanken, J. Dittmann, H. Grimm, J.C. Marshall, C.-W. Wallesch. Berlin, N.Y.: Walter de Gruyter, 1993. P. 278–
Pimsleur P. A memory schedule. 1967. URL: http://ыry/servlet/ERICServlet?accno=ED012150 (accessed
Pitres A. Etude sur l’aphasie // Revue de Medicine. –
Potzl O. Uber die parietal bedingte Aphasie und ihren Einfluß auf das Sprechen mehrerer Sprachen // Zeitschrift für gesamte Neurologie und Psychietrie. –
Sanders L.D., Amy S.J., Keen R.E., Freyman R.L. One sound or two? Object-related negativity indexes echo perception // Attention, Perception & Psychophysics. 2008. Vol. 70, no 8. –
Taeschner T., Volterra V. Strumenti di analisi per una prima valutazione del linguaggio infantile. Roma: Bulzoni, 1986.
Tollin D.J., Yin T.C. Psychophysical investigation of an auditory spatial illusion in cats: the precedence effect // Journal of Neurophysiology. –
Wallach H., Newman E.B., Rosenzweig M.R. The precedence effect in sound localization // American Journal of Psychology. .–
REFERENCES
Demareva V.A., Polevaya S.A. [Connection of the functional hemispheric asymmetry and the successful solution of linguistic problems: in the case of 3rd grade pupils with advantaged studying of english]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Herald], 2014, vol. 1(2), p. 421–428. (In Russian).
Dobrokhotova T.A., Bragina N.N. Funktsionalnaya asimmetriya i psikhopatologiya ochagovykh porazheniy golovnogo mozga [Functional asymmetry and psychopathology of focal brain lesions]. Meditsina Publ., 1977, 358 p. (In Russian).
Zdenek M. Razvitie pravogo polushariya [The Right-Brain Experience]. Minsk, Popurri Publ., 1997, 317 p. (In Russian).
Zolotova M.V., Delyagina L.K., Kaminskaya N.V., Martyanova T.V. [Adaptive computer tests and the reliability of the English language test results]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Herald], 2014, vol. 3(4), pp. 63–66. (In Russian).
Kondrashov N.A. Istoriya lingvisticheskikh ucheniy [History of linguistic doctrines]. Moscow,URSS, 2009, 224 p. (In Russian).
Kondukhov V.I. Vvedenie v yazykoznanie [Introduction to linguistics]. Moscow, Rus’ Publ., 1979, 276 p. (In Russian).
Kosilova M.F. [Implicit and explicit memory - their role in the study of a foreign language]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seria.19. Lingvistika i mezhkulturnaya kommunikatsiya [Moscow University Bulletin. Series. 19. Linguistics. Intercultural communication], 2009, 1, pp. 9–14. (In Russian).
Kotik B.S. Lateralizatsiya rechi u poliglotov. Neyropsikhologiya – 77 [Lateralization of polyglots’ speech. Neuropsychology – 77]. Sofiya, Bolgarskaya AN Publ., 1977. (In Russian).
Lozanov G.K. m [Suggestopedy in learning of foreign languages]. Metody intensivnogo obucheniya inostrannym yazykam [Intense Methods of learning foreign languages]. 1973, iss. 1, pp. 9–17. (In Russian).
Luriya A.R. Osnovnye problemy neyrolingvistiki. [Basic problems of neurolinguistics]. Moscow, URSS Publ., 2009, 256 p. (In Russian).
Maryutina T.M., Ermolaev O.Yu. Vvedenie v psikhofiziologiyu: ucheb. posobie [Introduction to psychophysiology: textbook]. Moscow, 1997, 207 p. (In Russian).
Melnik S.I. Metodika raboty nad leksikoy inostrannogo yazyka v intensivnom kurse ustnoy rechi, avtoref. dis…. kand. ped. nauk [Method of learning foreign language’s lexis in intense course of oral speech: PhD dissertation theses]. Moscow, 1970, 28 p. (In Russian).
Menchinskaya N.A. Obuchenie i umstvennoe razvitie (obuchenie i razvitie) [Education and mental development (Education&Development)]. Moscow, Prosvyaschenie Publ., 1966, 231 p. (In Russian).
Mikhalchenko V.Yu. Slovar sotsiolingvisticheskikh terminov [Vocabulary of sociolinguistic terms], Moscow, RAS Publ., 2006, 31 p. (In Russian).
Polevaya S.A. [Dynamics of hemispheric contact in condition of lateralization of dichotic stimulus]. Strukturno-funktsionalnye, neyrokhimicheskie i immunokhimicheskie zakonomernosti asimmetrii i plastichnosti mozga: mater. Vseros. konf. s mezhdunarodnym uchastiem [Structural and functional, neurochemical and immunochemical patterns of asymmetry and brain plasticity: Materials of the conference with international participation]. Moscow, IKAR Publ., 2007, pp. 501–505. (In Russian).
Polevaya S.A. Integratsiya endogennykh faktorov v sistemu obrabotki eksterotseptivnykh signalov: avtoref. dis. … d-ra biol. nauk [Integration of endogenous factors in the processing of exteroceptive signals: PhD dissertation theses], 2009, 38 p. (In Russian).
Rebrova N.P. [Correlation between biological and psychological features of the personality: the gender aspect]. Gendernaya psikhologiya [Gender Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2006, pp. 48–74. (In Russian).
Rotenberg V. [Hemispheric asymmetry: functions and ontogenesis]. Rukovodstvo po funktsionalnoy mezhpolusharnoy asimmetrii [Functional hemispheric asymmetry. Manual]. Moscow, Nauchnyy mir Publ., 2009, pp. 164–185. (In Russian).
Sibiryakova V.F. Umstvennaya aktivnost shkolnikov i obuchaemost inostrannomu yazyku: avtoref. dis. … kand. ped. nauk [The mental activity of students and educability to foreign language: PhD dissertation theses], Moscow, 1978, 23 p. (In Russian)
Sokolova L.V. Psikhofiziologicheskie osnovy formirovaniya navyka chteniya: dis. … d-ra biol. nauk [Psychophysiological foundations for forming reading skills: doct. dissertation], Arkhangelsk, 2005, 284
Saussure F. de.Trudy po yazykoznaniyu [Some linguistic works], Moscow, Progress Publ., 1977, 696 p. (In Russian).
Sukhobskaya G.S. [About automation of mental actions]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1959, no. 3, pp. 74–86. (In Russian).
Ushakova T.N. Funktsionalnye struktury vtoroy signalnoy sistemy. Psikhofiziologicheskie mekhanizmy rechi [The functional structure of the second signal system. Psychophysiological mechanisms of speech.], Moscow, Nauka Publ., 1979, 245 p. (In Russian).
Fokin V.F. [Dynamic functional asymmetry as a reflection of the functional states]. Asimmetriya [Asymmetry]. 2007, no. 2. pp. 4–9. (In Russian).
Fokin V.F. Tsentralno-perifericheskaya organizatsiya funktsionalnoy motornoy asimmetrii: dis. … d-ra biol. nauk [Central and peripheral organization of functional motor asymmetry: doct. dissertation]. Mоscоw, 1982, 460 p. (In Russian).
Fokin V.F., Ponomareva N.V. [The dynamic characteristics of functional hemispheric asymmetry], Funktsionalnaya mezhpolusharnaya asimmetriya: Khrestomatiya [Functional hemispheric asymmetry: Chrestomathy], Moscow, Nauchnyy mir Publ., 2004. pp. 349–368. (In Russian).
Fokin V.F., Ponomareva N.V., Gorodenskiy N.G., Ivaschenko E.I., Razygraev I.I. [Functional hemispheric asymmetry and the asymmetry of hemispheric contact]. Sistemnyy podkhod v fiziologii [The system approach in physiology]. 2004, no. 12, pp. 111–127. (In Russian).
Chernigovskaya T.V., Deglin V.L., Menshutkin V.V. [Functional specialization of the hemispheres of the human brain and neurophysiological mechanisms of language competence]. Doklady AN SSSR [Reports of the USSR Academy of Sciences]. 1982, vol. 267, no. 2, pp. 499–502. (In Russian).
Shakhnarovich A.M., Yureva N.M. Psikholingvisticheskiy analiz semantiki i grammatiki na materiale ontogeneza rechi [Psycholinguistic analysis of semantics and grammar on the material of ontogeny of speech]. Moscow, 1990, 168 p. (In Russian).
Sheromova N.N., Mayasova T.V. [The problem of understanding the neurophysiological nature of the sound image in the dichotic stimulation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015, no. 1. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18826 (accessed 15.08.2015). (In Russian).
Scherbakov V.I., Sheromova N.N., Parenko M.K., Polevaya S.A. Sposob issledovaniya mezhpolusharnoy sensornoy asimmetrii [Research method of hemispheric sensory asymmetry]. Patent RF, no. 2198589, 2003. (In Russian).
Abler W.L. Asymmetry in the skulls of fossil man: Evidence of lateralizedbrain function? // Brain Behavior and Evolution. 1976. Vol. 13. P. 111–115.
Abutalebi J. Green D. Bilingual language production, The neurocognition of language representation and control // Journal of Neurolinguistics. 2007. Vol. 20. P. 242–275.
Abutalebi J., Brambati S., Annoni J., Moro A., Cappa S., Perani D. The neural cost of the auditory perception of language switches: an event-related functional magnetic resonance imaging study in bilinguals // The Journal of Neuroscience.
Albert M.L., Obler L.К., Вentin S., Gazicl T., Silverberg R. Shiit of visual field preference to English words in native hebrew speakers // Brain and language. l979.
Blauert J. Spatial hearing: The psychophysics of human sound localization. Cambridge, MA: MIT Press, 1997. 267 p.
Litovsky R.Y., Colburn H.S., Yost W.A., Guzman S.J., The precedence effect // The Journal of the Acoustical Society.
Paradis M. Multilingualism and Aphasia // Linguistic Disorders and Pathologies: An International Handbook / eds by G. Blanken, J. Dittmann, H. Grimm, J.C. Marshall, C.-W. Wallesch. Berlin, N.Y.: Walter de Gruyter, 1993. P. 278–
Pimsleur P. A memory schedule. 1967. URL: http://ыry/servlet/ERICServlet?accno=ED012150 (accessed
Pitres A. Etude sur l’aphasie // Revue de Medicine. –
Potzl O. Uber die parietal bedingte Aphasie und ihren Einfluß auf das Sprechen mehrerer Sprachen // Zeitschrift für gesamte Neurologie und Psychietrie. –
Sanders L.D., Amy S.J., Keen R.E., Freyman R.L. One sound or two? Object-related negativity indexes echo perception // Attention, Perception & Psychophysics. 2008. Vol. 70, no 8. –
Taeschner T., Volterra V. Strumenti di analisi per una prima valutazione del linguaggio infantile. Roma: Bulzoni, 1986.
Tollin D.J., Yin T.C. Psychophysical investigation of an auditory spatial illusion in cats: the precedence effect // Journal of Neurophysiology. –
Wallach H., Newman E.B., Rosenzweig M.R. The precedence effect in sound localization // American Journal of Psychology. –
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.