Об измерении черт личности посредством времени реакции (часть II: результаты исследования)
Психология
Ключевые слова:
Большая Пятёрка, имплицитный ассоциативный тест, личностные вопросники, поведенческие показатели, экспертные оценкиАннотация
В статье представлены основные результаты эмпирического исследования взаимосвязей эксплицитных, имплицитных, экспертных и поведенческих оценок личности. Описывается модификация имплицитного ассоциативного теста модели Большой Пятёрки. На конкретном эмпирическом материале анализируются возможности, ограничения и артефакты эксплицитных и имплицитных измерений личностных черт. Имплицитный показатель экстраверсии способен предсказать релевантный поведенческий показатель. Ряд эксплицитных показателей черт личности, а также экспертные оценки позволяют определить различные поведенческие показатели. Обсуждаются возможные концептуальные и методические следствия использования имплицитных тестов для дифференциальной психологии.Библиографические ссылки
Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. 464 с.
Горбов Ф.Д. О «помехоустойчивости» оператора // Инженерная психология. М.: Изд-во МГУ, 1964. С. 340-357.
Ефремова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. М.,2006. URL: http://dic.academic.ru/traditional_contents.php/efre mova (дата обращения: 19.08.2010).
Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. 532 с.
Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: онлайн-версия. 2007-2010. URL: http://www.ozhegov.org (дата обращения: 19.08.2010).
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 5. С. 3- 17.
Россияне больше всех сидят в социальных сетях // Lenta.ru: Издание Rambler Media Group. 2.07.2009. URL: http://lenta.ru/news/2009/07/02/engaged/ (дата обращения: 12.08.2010).
Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2000. 23 с.
Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! Т. 1. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 336 с.
Back M.D., Schmuckle S.C., & Egloff, B. Predicting actual behavior from the explicit and implicit selfconcept of personality // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 97. Р.533-548.
Baddeley A.D. Working memory. Oxford, U.K.: Oxford University Press, 1986.
Costa P.T., & McCrae R.R. The NEO Personality Inventory manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1985.
Ekman P. Expression and the nature of emotion. In: K.Sherer, P.Ekman (Eds.), Approaches to Emotion. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1984.
Goldberg L.R. The development of markers for the Big-Five factor structure // Psychological Assessment. 1992. Vol. 4. Р.26-42.
Greenwald A.G., McGhee D.E., & Schwartz J.L.K. Measuring individual differences in implicit cognition: The Implicit Association Test // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol.74. Р.1464 – 1480.
Greenwald A.G., Nosek B.A., & Banaji M.R. Understanding and using the Implicit Association Test: I. An improved scoring algorithm // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 85. Р.197-216.
John O.P., Donahue E.M., & Kentle R.L. The Big Five Inventory--Versions 4a and 54. Berkeley, CA: University of California, Berkeley, Institute of Personality and Social Research, 1991.
John O.P., Naumann L.P., & Soto C.J. Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy: History, measurement, and conceptual issues. In O. P. John, R. W. Robins, & L. A. Pervin (Eds.), Handbook of personality: Theory and research. New York, NY: Guilford Press, 2008. Р.114-158.
Mischel W. Personality and assessment. New York: Wiley, 1968.
Rothbart M.K., Ahadi S.A., Hershey K., & Fisher P. Investigations of temperament at three to seven years: The Children’s Behavior Questionnaire // Child Development. 2001. Vol. 72. Р.1394–1408.
Rudolph A., Schroder-Abe M., Riketta M., & Schutz A. Easier when done than said! Implicit self-esteem predicts observed or spontaneous behavior, but not self-reported or controlled behavior // Journal of Psychology. 2010. Vol. 218. Р.12-19.
Schnabel K., Banse R., & Asendorpf J. Employing automatic approach and avoidance tendencies for the assessment of implicit personality self-concept: The Implicit Association Procedure (IAP) // Experimental Psycholog. 2006. Vol. 53. Р. 69-76.
Steffens M.C., & Schulze-Konig S. Predicting spontaneous Big Five behavior with Implicit Association Tests // European Journal of Psychological Assessment. 2006. Vol.22. Р.13-20.
Thomas A., & Chess S. Temperament and Development. New York: Brunner, 1977.
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.