Современное искусство как феномен постиндустриальной трансформации, или о перспективах Пермского культурного проекта
Философия
Ключевые слова:
искусство постмодерна, смерть автора, виртуальная реальность, цитатность искусства, синтез культуры, street art, Пермский проект, мир глобального потребленияАннотация
На территории Пермского края все чаще обсуждается проект культурного развития общества. Это явление представляет интерес для философского анализа глубинных тенденций общества, которые реализуются в современном искусстве. По мнению многих авторов, в искусстве наметилась весьма яркая тенденция к синтезу всех видов искусств. Смешение стилей, жанров и направлений, а также стирание привычной границы между автором и зрителем, «высоким» и «низким», искусством и повседневностью на базе HI TEC уже не шокируют людей. Виртуальная реальность, как детище XX в., приобретает смыслообразующее значение для эстетики. Зритель здесь не просто реципиент искусства, а соавтор, создающий свой невиданный фантастический мир. Здесь мы наблюдаем нетривиальное общение между публикой и искусством, которое не умещается в рамках музейных стен, в нашей действительности. Эпатаж, шок и деструктивность намеренно вскрывают всю подноготную человеческой души и выставляют ее на всеобщее обозрение. Зрителю бросается вызов, на который необходимо дать достойный ответ. Способность дать такой ответ, на наш взгляд, является важным критерием, характеризующим вероятность «постиндустриальной трансформации» в данном социуме. Способна ли российская, вчастности пермская публика дать творческий, конструктивный ответ на вызовы современного искусства? Готова ли она стать его соавтором? Это покажет ближайшее время.Библиографические ссылки
Nicholas A. Street Art: The Transfiguration of the Commonplaces// The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 2010.
Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. СПб., 2010.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. 1998. № 23.
Десятерик Д., Ефимова К., Альтернативная культура. Екатеринбург, 2005.
Зонтаг С. Взгляд на фотографию // http://mediashoot.ru/load/43-1-0-261 (дата обращения: 16.07.2011)
Иванова О. В. К понятию постмодернизма // http://www.hqlib.ru/st.php?n=44 (дата обращения: 09.08.2011).
Лиотар Ж. Состояние постмодерна. М., 1998.
Надувные скульптуры Джоша Алена Харриса (видео): http://videos.nymag.com/video/Street-ArtJoshua-Allen-Harris (дата обращения: 09.08.2011).
Новости BBC: http://news.bbc.co.uk/2/hi/entertainment/7188387.s tm (дата обращения: 09.08.2011).
Описание проекта «Active Fiction Show»: http://fictionbook.ru/author/andreyi_ulyanovskiyi/ marketingoviye_kommunikacii_28_instrumen/read _online.html?page=2 (дата обращения: 09.08.2011).
Описание проекта «Так не говорил Заратустра»: http://www.museum.ru/N20605 (дата обращения: 09.08.2011).
Орлов В.В., Васильева Т.С. Философия экономики. Пермь, 2005.
Официальный сайт проекта «N+N Corsino»: http://www.nncorsino.com (дата обращения: 09.08.2011).
Пермский проект. Концепция культурной политики Пермского края. Пермь, 2010.
Рисунки на стенах домов (реж. Андреа Мартиньони): http://vimeo.com/993998 (дата обращения: 09.08.2011).
Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999.
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.