Объем памяти как фактор креативности дошкольников
Психология
Ключевые слова:
образная память, креативностьАннотация
Особенности кратковременной и долговременной образной памяти дошкольников анализируются в связи c параметрами креативности. В исследовании приняли участие 52 ребенка. Обнаружены корреляции показателей объема кратковременной памяти и параметров креативности (беглости и гибкости), по данным эксплораторного факторного анализа определена их совместная структура. По итогам применения дисперсионного анализа выявлены значимые эффекты кратковременной памяти на беглость и гибкость.Библиографические ссылки
Аверина И. С. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М.: Соборь, 1996. 60 с.
Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 5. С. 49–58.
Валуева Е. А. Интеллект, креативность и процессы распространения активации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. T. 3, № 3. C. 130–142.
Гасимова В. А. Факторные структуры креативного мышления, интеллекта, личности и темперамента // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. Пермь, 2004. С. 30–39.
Дорфман Л. Я. Внимание как опосредующий фактор креативного мышления в процессе переработки информации // Сибирский психологический журнал. 2008. № 28. С. 11–15.
Дунчев В., Палей И. М. Когнитивный стиль и дивергентное мышление // Когнитивные стили / отв. ред. В. Колга. Таллинн, 1986. С. 86−91.
Келер В. Некоторые задачи гештальтпсихологии // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 102−120.
Ковалева Г. В. Взаимосвязи когнитивных, личностных и нейродинамических характеристик креативности: дис… канд. психол. наук / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Пермь, 2002. 171 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2008. 940 с.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 277 с.
Марциновская Т.В. Методика «10 предметов»: Энциклопедия психодиагностики. Т.1. Психодиагностика детей. Бахрах-М, 2008. 624 с.
Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. № 6. С. 38 — 50.
Челнокова А.В. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности: дис…. канд. психол. наук / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Пермь, 2009. 175 с.
Щебланова Е. И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 36–47.
Ericsson K. A., Krampe R. T., & Tesch-Römer C. The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance // Psychological Review. 1993.Vol. 100. Р. 363–406.
Gruszka A., Necka E. Priming and Acceptance of Close and Remote Associations by Creative and Less Creative People // Creativity Research Journal. Vol. 14, No. 2. P. 193-205
Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York: McGraw–Hill, 1967. 412 p.
Glaser R. Education and thinking: The role of knowledge // American Psychologist. 1984. Vol. 39 (2). Р. 93−104.
Simon H. A., & Gilmartin K. A simulation of memory for chess positions // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 8. Р. 165−190.
Sternberg Luburt, Sternberg R. J. The concept of creativity: Prospects and paradigms Handbook of creativity / ed. in R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 3–15.
Torrance E. P. Torrance tests of creative thinking: Norms — technical manual. Princeton: Personnel Press/Ginn, 1974.
Renzulli J. The Enrichment Traid Model: A Guide for Developing Programs for the Gifted and Talented − Westersfield CT: Creative Learning Press, 1977.
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.