Фрустрация игрового желания и мотивация участников многопользовательских компьютерных ролевых игр: эмпирические основания для стратегий психологического консультирования

Психология

Авторы

  • С.В. Вайнштейн Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • А.С. Смирнова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Ключевые слова:

многопользовательская ролевая игра, мотивация, интернет-поведение, интернет-аддикция, психологическое консультирование

Аннотация

Массовые многопользовательские ролевые игры рассмотрены как феномен рекреационной культуры XXI в. Предложен концепт фрустрации игрового желания, понимаемый как функция от игровой мотивации при невозможности удовлетворить потребность в игре. На выборке русскоязычных игроков Line Age II (N=120) изучены взаимосвязи между мотивационными и самоотчетными поведенческими переменными (стаж и периодичность игры, частота возникновения фрустрации игрового желания). Представлены корреляционные и множественные регрессионные модели изучаемых показателей. Результаты интерпретируются в направлении практики психологического консультирования. Приведены примеры экспертных суждений в доступной для клиентов форме.

Библиографические ссылки

Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ Я (на примере ролевых компьютерных игр): автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 24 с.

Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб.: Речь, 2000, 368 с.

Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007, 672 с.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2004, 608 с.

Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44 — 53.

Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу-Кроуна для исследования мотивации одобрения. Л.: НИИ Физической культуры, 1976. 10 с.

Щебетенко С.А. Психометрика русской версии Шкалы потребности в познании // Вестн. Перм. ун-та «Философия. Психология. Социология» 2011. № 6. С. 88 — 100.

Щебетенко С.А. Читательницы и сказочные персонажи: эмпатия и близость // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 234 — 260.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.

Achab S., Nicolier M., Mauny F., Monnin J., Trojak B., Vandel P., Sechter D., Gorwood P. Haffen E. Massively multiplayer online role-playing games: comparing characteristics of addict vs non-addict online recruited gamers in a French adult population // BMC Psychiatry 2011, 11:144 [электронный ресурс]. 2011. URL:http://www.biomedcentral.com/1471- 244X/11/144 (Доступ 6.04.12)

Bartle R. A. Designing Virtual Worlds. Indianapolis: New Riders, 2003. 740 p.

Bekoff M. The Development of Social Interaction, Play, and Metacommunication in Mammals: An Ethological Perspective //The Quarterly Review of Biology. 1972. Vol. 47. №. 4. P. 412 — 434/

Breakwell G. Resisting Representations and Identity Processes // Papers on Social Representations. 2010. Vol. 19. P. 6.1-6.11

Burton M. The History of Computer Role-Playing Games Part 1: The Early Years (1980-1983) // Gamasutra [электронный ресурс]. 2007. URL: http://www.gamasutra.com/view/feature/132024/th e_history_of_computer_.php?page=2 (Доступ 6.04.2012).

Edwards B. 10 Years of Ultima Online: Ultima Online Through the Ages // 1up.com [электронный ресурс]. 2007. URL: http://www.1up.com/features/ultima-online-turns10?pager.offset=0 (Доступ 6.04.2012).

Frank I., Sanbou N., Terashima K. Some positive effects of online gaming // Proceedings of the 2006 ACM SIGCHI international conference on Advances in computer entertainment technology (ACE '06). NY: ACM, Article 73 [электронный ресурс]. 2006. URL:http://doi.acm.org/10.1145/1178823.1178909 (Доступ 12.02.12)

Game-Rate.com [электронный ресурс]. 2012. URL: http://www.game-rate.com/ru/index.html (Доступ 5.04.2012)

Grüsser S.M., Thalemann R., Griffiths M.D. Excessive Computer Game Playing: Evidence for Addiction and Aggression? // CyberPsychology & Behavior. 2007. Vol. 10. №2. P. 290 — 292.

Harding-Rolls P. Subscription MMOGs: Life beyond World of Warcraft // Screen Digest [электронный ресурс]. 2009. URL:http://www.screendigest.com/reports/09subsc riptionmmogs/SD-09-03- SubscriptionMMOGs/view.html (Доступ 5.04.2012).

Hussain Z., Griffiths M. D. Excessive use of Massively Multi-Player Online Role-Playing Games: A Pilot Study // International Journal of Mental Health and Addiction. 2009. Vol. 7. № 4. P. 563 — 571.

Hussain Z. Online gaming addiction: Classification, prediction and associated risk factors // Addiction Research & Theory: 1-13, Posted online on 21 Dec 2011. [электронный ресурс]. 2011URL:http://informahealthcare.com/doi/full/10. 3109/16066359.2011.640442. (Доступ 12.02.12).

Karlsen F. Emergent Perspectives on Multiplayer Online Games: A Study of Discworld and World of Warcraft: Doctoral thesis submitted for the degree of Ph.D. Oslo. 2009, 225 p.

Kongmee I., Strachan B., Pickard A., Montgomery C. Moving between virtual and real worlds: second language learning through massively multiplayer online role playing games (MMORPGs) // 3rd Computer Science and Electronic Engineering Conference (CEEC), 13-14 July 2011, Colchester, UK. [электронный ресурс]. 2011. URL:http://nrl.northumbria.ac.uk/3130/1/kongmee %20ceec.pdf (Доступ 12.02.12)

Lewis K.P., Barton R.A. Playing for keeps: Evolutionary relationships between social play and the cerebellum in nonhuman primates // Human Nature. 2004. Vol. 15. №. 1. P 5 — 21.

Matthews N., Farnsworth B., Griffiths M.D. A Pilot Study of Problem Gambling among Student Online Gamblers: Mood States as Predictors of Problematic Behavior // CyberPsychology & Behavior. 2009. Vol. 12. №6. P. 741 — 745.

Meredith A., Hussain Z., Griffiths M.D. Online gaming: a scoping study of massively multi-player online role playing games // Electronic Commerce Research. 2009. Vol. 9. № 1-2. P. 3 — 26.

Sadler J. Z. Values and Psychiatric Diagnosis. — NY: Oxford University Press, 2005. 540 p.

Sublette V. A., Mullan В. Consequences of Play: A Systematic Review of the Effects of Online Gaming // International Journal of Mental Health and Addiction. 2012. Vol. 10. № 1. P. 3 — 23.

Total Active Subscriptions // MMO Data Charts v3.8 [электронный ресурс]. 2012. URL: http://www.mmodata.net/ (Доступ 5.04.2012).

Wagner M.D. Massively Multiplayer Online RolePlaying Games As Constructivist Learning Environments in K-12 Education: A Delphi Study: Diss. … for the Degree of PhD in Educational Technology. Minneapolis: Walden University, 2008. 317 p.

Wan C.-S. Chiou W.-B. Why Are Adolescents Addicted to Online Gaming? An Interview Study in Taiwan // CyberPsychology & Behavior. 2006. Vol. 9. № 6. P. 762 — 766.

West S. G., Finch J. F. & Curran P. J. Structural equation models with nonnormal variables: Problems and remedies // Structural equation modeling: Concepts, issues, and applications / ed. by R. H. Hoyle Newbury Park, CA: Sage. 1995. P. 56 — 75.

Wizards of the Coast, Inc. The History of TSR [электронный ресурс]. 2003. URL: http://www.wizards.com/dnd/DnDArchives_Histor y.asp (Доступ 5.04.2012).

Yee N., Ducheneaut N., Nelson L., Likarish P. Introverted Elves & Conscientious Gnomes: The Expression of Personality in World of Warcraft // Proceedings of CHI. 2011. P. 753 — 762.

Yee N., Ducheneaut N., Nelson L., Online Gaming Motivations Scale: Development and Validation // Proceedings of CHI, 2012, (in press) [электронный ресурс]. 2012. URL:http://www.nickyee.com/pubs/2012%20CHI %20-%20Motivations%20Scale.pdf (Доступ 15.04.2012).

Yee N. Player demographics // The Daedalus gateway: the psychology of MMORPGs [электронный ресурс]. 2006. URL: http://www.nickyee.com/daedalus/archives/000550. php (Доступ 6.04.2012).

Yee N. Motivations for Play in Online Games // CyberPsychology & Behavior. 2006. Vol. 9. № 6. P. 772 — 775.

Zhong Z.-J. The effects of collective MMORPG play on gamers online and offline social capital // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. № 6. P. 2352 — 2363.

Опубликован

30-06-2012

Выпуск

Раздел

Статьи