Категории социальной интеграции и дифференециации в категориальном аппарате философии образования
Философия
Ключевые слова:
философия образования, социальная интеграция, социальная дифференциация, диалектика интеграции и дифференциацииАннотация
Рассмотрены процессуальные категории социальной интеграции и дифференциации применительно к описанию эволюции отечественной образовательной системы и выявлена их диалектическая взаимосвязь. Показано место исследуемых понятий среди таких философских категорий, как «единичное – особенное – множественное», «единое – множество», «целостность – фрагментарность», «универсальность – партикулярность». Образование понимается в первую очередь как система, развитию которой присущи тенденции интеграции и дифференциации на различных ее уровнях, что позволяет объединить социально-функциональный и философско-антропологичский взгляды на онтологическую сущность и цели образования.Библиографические ссылки
Бетильшерзаева М.М. Дифференциация и интеграция в контексте культуры // Дискуссия. 2011. № 2–3. С. 38–43.
Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. 2001. № 1. С. 33–42.
Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): в 2 кн.: Кн. 2. / отв. ред Л.И. Абалкин; Отд-ние экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. М.: Экономика, 1989. 351 с.
Гегель Г. Наука логики: в 3 т. М.: Мысль, 1970. Т. 1. 501 с.
Иванов С.Ю. Категории единичного, особенного, всеобщего: опыт логико-философского анализа / Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2008. 229 с.
Исследование ВЦИОМ: рейтинг престижных и доходных профессий среди россиян в 2012 году. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/10/01/5014 (дата обращения: 08.01.2013).
Керимов Т.Х.-о. Социальная гетерология. Екатеринбург : УралНАУКА, 1999. 169 с.
Лось В.А. В поисках категориальных оснований глобалистики // Век глобализации. 2009. № 2. С. 17–29.
Осипова Л.Я. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования : автореф. дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01. Ульяновск, 2009. 52 с.
Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М.: Новый век, 2003. 274 с.
Платон. Соч.: в 4 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: Изд-во Олега Абышко, 2007. Т. 3, ч. 1. 752 с.
Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 592 с. 13. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 140–288.
Спенсер Г. Синтетическая философия: пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1997. 512 с.
Тарасова В.Н. Интеграция и дифференциация в современной образовательной практике. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2010. 250 с.
Теория развития: Дифференционноинтеграционная парадигма / сост. Н.И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. 224 с.
Шайхисламов Р.Б. Коммуникативные проблемы социокультурной интеграции современного российского общества: автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04. Уфа, 2007. 38 с.
Энгельгарт В.А. Интегратизм — путь от простого к сложному в познании явлений // Вопросы философии. 1995. № 11. С. 103–115.
Ryn C.G. A Common Human Ground. Universality and Particularity in a Multicultural World. University of Missouri Press, Columbia and London, 2003. 148 p.
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.