Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств

Психология

Авторы

  • Виктория Ивановна Зорина Университет менеджмента образования Украина, 04053, Киев, ул. Артема, 52-А

Ключевые слова:

идеальный образ, личностное развитие подростков, факторная модель, семантическое пространство

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния идеального образа взрослого на личностное развитие подростка. Представлены план её исследования и, частично, результаты. Описан процесс построения семантической факторной модели идеального образа взрослого и результаты её верификации. Подтверждено, что образ «идеального взрослого» служит ориентиром для развития подростка в направлении больших волевых проявлений, открытости, уверенности и доброжелательности. Из четырёх факторов эмпирическиполученной модели один отражает волевые свойства, один — типичное эмоциональное состояние и два — социальные отношения. Делаются выводы об особенностях ментальной репрезентации образов себя, реального и идеального взрослых и эмоциональных переживаний на их основе.

Биография автора

Виктория Ивановна Зорина , Университет менеджмента образования Украина, 04053, Киев, ул. Артема, 52-А

аспирант

Библиографические ссылки

Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Вопросы психологи. 2008. № 1. С. 157–189.

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. 421 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д : Издво Ростов. ун-та, 1983. 157 с.

Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. С. 20–36.

Максименко С.Д. Генетическая психология. М.: Рефл-бук, 2000. 320 с.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

Сапогова И.А. Роль взрослого в личностной и профессиональной идентичности подростков // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос. съезда психологов: в 8 т.). СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2003. Т. 7. С. 50–53.

Серкин В.П. Методы психосемантики: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.

Трунов Д.Г. Уровни вербализации эмоционального опыта // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. Вып. 1(13). 2013. С. 102–107.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применения). СПб.: Питер Ком, 1998. 608 с.

Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). М.: Наука, 1973. 156 с.

Опубликован

30-03-2014

Выпуск

Раздел

Статьи