Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-3-135-140Ключевые слова:
социальная установка, сущность установки, структура установкиАннотация
Рассматривается история научного изучения социальной установки в социальной психологии и социологии. На основании анализа работ У.Томаса, Ф.Знанецкого, Г.Олпорта раскрывается сущность социальной установки. Выявлена двойственная природа социальной установки, которая обуславливает необходимость рассмотрения внешнего по отношению к индивиду социального объекта и индивидуальной реакции индивида на тот или иной объект. Подчеркивается, что понимание социальной установки как состояния сознания и нервной системы, которое оказывает направляющее влияние на его поведение на основе сформированного предшествующего опыта, носит ограниченный характер в силу излишней индивидуализации установок. Проводится содержательный анализ теорий двухкомпонентной (Л.Терстоун, И.Сарнофф Д.Кац) и трехкомпонентной (М.Смит, К.Ховланд) структуры социальной установки, определяется противоречивая по направленности и содержанию структура установки. Раскрываются возможности экологического подхода (А.А.Девяткин) к определению структуры установки, включающей уровни экологического, аттитюдного и поведенческого компонентов. На основе определения сущности и структуры социальной установки обосновывается специфика социологического подхода к ее изучению. Подчеркивается важность осмысления социальной установки на уровне социальной общности, понимания фиксированного характера установки и социального свойства ее объекта. Предлагается авторское определение сущности социальной установки как готовности субъекта совершать конкретные действия в определенных ситуациях, способствующих удовлетворению актуализированных потребностей, формируемой на основании эмоционально окрашенного оценочного отношения к социальному объекту.Библиографические ссылки
Ганжа А.О., Зотов А.А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 112–120.
Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. Калининград, 1999. 309 с.
Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 182–194.
ШихиревП.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979. 344 с.
Allport Social Attitudes and Social Consciousness //Classic Contribution to Social Psychology. N.Y.: Oxford University Press, 1972. P. 189–190.
Lutz R.A. Functional Approach to Consumer Attitude // Advances in Consumer Research / eds. by K. Hunt, A. Abor. MI: Association for Consumer Research, 1978. Vol. 5. P. 360–369.
Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. 2nd edition. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1927. Vol. 1.1115 p.
REFERENCES
Ganzha A.O., Zotov A.A.. [Florian Znaniecki on humanistic sociology]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. 2002, no. 3, pp. 112–120. (In Russian).
Devyatkin A.A. Yavlenie sotsialnoy ustanovki v psikhologii ХХ veka [The phenomenon of social settings in the psychology of the ХХ century]. Kaliningrad, 1999, 309 p. (In Russian).
Tomas U., Znanetskiy F. Metodologicheskie zametki [Methodological notes]. Moscow, Moscow State University Publ., 1994, pp. 182–194. (In Russian).
Shikhirev P.N. Sovremennaya sotsialnaya psikhologiya SShA [Contemporary social psychology of USA]. Moscow, Science, 1979. 344 p. (In Russian).
Allport. Classic Contribution to Social Psychology. New York, Oxford University Press, 1972, pp. 189–190. (In English).
Lutz R.A. Functional Approach to Consumer Attitude. Advances in Consumer Research / eds. by K. Hunt, A. Abor. MI: Association for Consumer Research, 1978, vol. 5, pp. 360–369. (In English).
Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. 2nd edition. New York: Alfred A. Knopf, 1927, vol. 1,1115 p. (In English).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.