Особенности самопрезентации мужчин и женщин в сфере деловых отношений
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-3-122-128Ключевые слова:
гендер, гендерные стереотипы, гендерный тип личности, самопрезентация личности, самомониторинг, стратегии и тактики самопрезентацииАннотация
В условиях современной социально-экономической ситуации способность специалиста любого профиля эффективно презентовать себя, свои личностные качества и профессиональные достижения во многом обеспечивает его конкурентоспособность. Эффективное самопрезентационное поведение способствует социальной и профессиональной успешности, положительно влияет на деловую репутацию и статус в профессиональной среде. Трудности и проблемы, возникающие у человека в процессе деловой самопрезентации, отрицательно сказываются на его адаптации, карьерном росте и профессиональном развитии, результативности делового взаимодействия. Современные авторы часто обращаются к проблеме гендерных стереотипов в сфере самовыражения, предъявления себя в обществе, в том числе в деловом мире. В течение долгого времени исследователи выявляли существенные различия между полами в указанной сфере. Однако в современном социуме изменились подходы к интерпретации деловой психологии, делового стиля поведения мужчин и женщин. Это актуализирует необходимость новых исследований в данной области. В связи с этим в представленном исследовании акцент сделан на выявлении особенностей самопрезентационного поведения мужчин и женщин, чья деятельность осуществляется в сфере деловых отношений. Исследование проводилось в 2015 г. в городах Верхнекамья. Выборку составили 160 мужчин и женщин — руководители среднего и высшего звена управления. В результате исследования выявлены и описаны гендерные особенности в тактиках самопрезентации, самомониторинге. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для решения задач по совершенствованию навыков самопрезентации, корректировки самопрезентационного поведения в соответствии с требованиями делового общения, формирования самопрезентационнной компетентности.Библиографические ссылки
Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием // Имиджелогия–2004: Состояние, направления, проблемы. М.: РИЦ АИМ, 2004. С. 68–70.
Карасева С.К., Хазова С.А. Самопрезентационная компетентность современного конкурентоспособного специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2012. № 4. С. 55–64.
Лопухова О.Г. Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (российский аналог Bem Sex Role Inventory) // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 147–154.
Лупенко Н.Н. Взаимосвязь гендерного и профессионального образов Я в структуре самосознания личности руководителя: дис. … канд. психол. наук. Краснодар: КубГУ, 2008. 197 с.
Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. 218 с.
Ожигова Л.Н. Смысловые механизмы гендерной и профессиональной реализации личности в полиэтнической среде. Краснодар: КубГУ, 2009. 190 с.
Пантелеева Г.В. Самопрезентация личности как фактор успешности деятельности тренеров-женщин: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 213 с.
Пикулёва О.А. Классификации самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. № 1. С. 63–69.
Посохова А.В. Психологические особенности имиджа конкурентоспособных и неконкурентоспособных предпринимателей // Психология общения: Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 415 с.
Хороших В.В. Психологические факторы успешной самопрезентации:дис. … канд. психол. наук. СПб., 2001. 193с.
Schlenker B. Self-presentation // Handbook of Self and Identity / by M. Leary et al. 2003. P. 488–518.DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781412979306.n226
REFERENCES
Zhuravlev D.V. [Image as specific unity of common features, controlling individual, group and global mind]. Imidzhelogiya–2004: Sostoyanie, napravleniya, problemy [Imageology–2004: Status , trends , challenges]. Moscow, RITS AIM, 2004, pp. 68–70. (In Russian).
Karasev S.K., Hazova S.A.[Self-presentational competence of a modern competitive specialist]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adygeya State University. Series 3. Pedagogy and Psychology]. 2012, no. 4. рр. 55–64. (In Russian).
Lopukhova O.G. [Survey «Masculinity, femininity and gender personality type»]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. 2013, no. 1, рр. 147–154. (In Russian).
Lupenko N.N. Vzaimosvyaz gendernogo i professionalnogo obrazov Ya v strukture samosoznaniya lichnosti rukovoditelya: dis. … kand. psikhol. nauk [Gender and professional connection of the image «I am» in a structure of self-consciousness of manager’s personality: dissertation of the candidate of psychological sciences]. Krasnodar, Kuban State University Publ.. 2008, 197 p. (In Russian).
Nikitin E.P., Kharlamenkova N.E. Fenomen chelovecheskogo samoutverzhdeniya [Phenomenon of human self-affirmation]. , Aletheia Publ., 2000, 218 р. (In Russian).
Ozhigova L.N. Smyslovye mekhanizmy gendernoy i professionalnoy realizatsii lichnosti v polietnicheskoy srede: monografiya [Semantic mechanisms of gender and professional personality realization in a political field: treatise]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2009, 190 р. (In Russian).
Panteleeva G.V. Samoprezentatsiya lichnosti kak faktor uspeshnosti deyatelnosti trenerov-zhenschin: dis. … kand. psikhol. nauk [Personality’s self-presentation as factor of success and activity of coach-women: dissertation of the candidate of psychological sciences]. St. Peterburg, 2010, 213 p. (In Russian).
Pikuleva O.A. [Classification of personality’s self-presentation: theoretical basis and problem aspects]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University A.S. Pushkin]. 2013, no. 1, рр. 63–69. (In Russian).
Posokhova A.V. [Psychological peculiarities of image of competitive and non-competitive entrepreneurs]. Psikhologiya obscheniya. Entsiklopedicheskiy slovar [Psychology of communication. Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Cogito Center Publ., 2011, 600 р. (In Russian).
Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Development of personality’s psychology]. Moscow, School press Publ., 2000, 415 р. (In Russian).
Khoroshikh V.V. Psikhologicheskie faktory uspeshnoy samoprezentatsii: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological factors of successful self-presentation: author’s abstract on procuring degree of candidate of psychological sciences]. , 2001, 193 p. (In Russian).
Schlenker B. Self-presentation. Handbook of Self and Identity / by M. Leary et al. 2003, pp. 488–518. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781412979306.n226. (In English).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.