Особенности самопрезентации мужчин и женщин в сфере деловых отношений

Психология

Авторы

  • Наталия Владимировна Кулагина Пермский государственный национальный исследовательский университет (Березниковский филиал), 618400, Пермский край, Березники, ул. Ленина, 33

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-3-122-128

Ключевые слова:

гендер, гендерные стереотипы, гендерный тип личности, самопрезентация личности, самомониторинг, стратегии и тактики самопрезентации

Аннотация

В условиях современной социально-экономической ситуации способность специалиста любого профиля эффективно презентовать себя, свои личностные качества и профессиональные достижения во многом обеспечивает его конкурентоспособность. Эффективное самопрезентационное поведение способствует социальной и профессиональной успешности, положительно влияет на деловую репутацию и статус в профессиональной среде. Трудности и проблемы, возникающие у человека в процессе деловой самопрезентации, отрицательно сказываются на его адаптации, карьерном росте и профессиональном развитии, результативности делового взаимодействия. Современные авторы часто обращаются к проблеме гендерных стереотипов в сфере самовыражения, предъявления себя в обществе, в том числе в деловом мире. В течение долгого времени исследователи выявляли существенные различия между полами в указанной сфере. Однако в современном социуме изменились подходы к интерпретации деловой психологии, делового стиля поведения мужчин и женщин. Это актуализирует необходимость новых исследований в данной области. В связи с этим в представленном исследовании акцент сделан на выявлении особенностей самопрезентационного поведения мужчин и женщин, чья деятельность осуществляется в сфере деловых отношений. Исследование проводилось в 2015 г. в городах Верхнекамья. Выборку составили 160 мужчин и женщин — руководители среднего и высшего звена управления. В результате исследования выявлены и описаны гендерные особенности в тактиках самопрезентации, самомониторинге. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для решения задач по совершенствованию навыков самопрезентации, корректировки самопрезентационного поведения в соответствии с требованиями делового общения, формирования самопрезентационнной компетентности.

Биография автора

Наталия Владимировна Кулагина , Пермский государственный национальный исследовательский университет (Березниковский филиал), 618400, Пермский край, Березники, ул. Ленина, 33

кандидат психологических наук, заведующаякафедрой гуманитарных и естественных наук

Библиографические ссылки

Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием // Имиджелогия–2004: Состояние, направления, проблемы. М.: РИЦ АИМ, 2004. С. 68–70.

Карасева С.К., Хазова С.А. Самопрезентационная компетентность современного конкурентоспособного специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2012. № 4. С. 55–64.

Лопухова О.Г. Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (российский аналог Bem Sex Role Inventory) // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 147–154.

Лупенко Н.Н. Взаимосвязь гендерного и профессионального образов Я в структуре самосознания личности руководителя: дис. … канд. психол. наук. Краснодар: КубГУ, 2008. 197 с.

Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. 218 с.

Ожигова Л.Н. Смысловые механизмы гендерной и профессиональной реализации личности в полиэтнической среде. Краснодар: КубГУ, 2009. 190 с.

Пантелеева Г.В. Самопрезентация личности как фактор успешности деятельности тренеров-женщин: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 213 с.

Пикулёва О.А. Классификации самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. № 1. С. 63–69.

Посохова А.В. Психологические особенности имиджа конкурентоспособных и неконкурентоспособных предпринимателей // Психология общения: Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 415 с.

Хороших В.В. Психологические факторы успешной самопрезентации:дис. … канд. психол. наук. СПб., 2001. 193с.

Schlenker B. Self-presentation // Handbook of Self and Identity / by M. Leary et al. 2003. P. 488–518.DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781412979306.n226

REFERENCES

Zhuravlev D.V. [Image as specific unity of common features, controlling individual, group and global mind]. Imidzhelogiya–2004: Sostoyanie, napravleniya, problemy [Imageology–2004: Status , trends , challenges]. Moscow, RITS AIM, 2004, pp. 68–70. (In Russian).

Karasev S.K., Hazova S.A.[Self-presentational competence of a modern competitive specialist]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adygeya State University. Series 3. Pedagogy and Psychology]. 2012, no. 4. рр. 55–64. (In Russian).

Lopukhova O.G. [Survey «Masculinity, femininity and gender personality type»]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. 2013, no. 1, рр. 147–154. (In Russian).

Lupenko N.N. Vzaimosvyaz gendernogo i professionalnogo obrazov Ya v strukture samosoznaniya lichnosti rukovoditelya: dis. … kand. psikhol. nauk [Gender and professional connection of the image «I am» in a structure of self-consciousness of manager’s personality: dissertation of the candidate of psychological sciences]. Krasnodar, Kuban State University Publ.. 2008, 197 p. (In Russian).

Nikitin E.P., Kharlamenkova N.E. Fenomen chelovecheskogo samoutverzhdeniya [Phenomenon of human self-affirmation]. , Aletheia Publ., 2000, 218 р. (In Russian).

Ozhigova L.N. Smyslovye mekhanizmy gendernoy i professionalnoy realizatsii lichnosti v polietnicheskoy srede: monografiya [Semantic mechanisms of gender and professional personality realization in a political field: treatise]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2009, 190 р. (In Russian).

Panteleeva G.V. Samoprezentatsiya lichnosti kak faktor uspeshnosti deyatelnosti trenerov-zhenschin: dis. … kand. psikhol. nauk [Personality’s self-presentation as factor of success and activity of coach-women: dissertation of the candidate of psychological sciences]. St. Peterburg, 2010, 213 p. (In Russian).

Pikuleva O.A. [Classification of personality’s self-presentation: theoretical basis and problem aspects]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University A.S. Pushkin]. 2013, no. 1, рр. 63–69. (In Russian).

Posokhova A.V. [Psychological peculiarities of image of competitive and non-competitive entrepreneurs]. Psikhologiya obscheniya. Entsiklopedicheskiy slovar [Psychology of communication. Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Cogito Center Publ., 2011, 600 р. (In Russian).

Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Development of personality’s psychology]. Moscow, School press Publ., 2000, 415 р. (In Russian).

Khoroshikh V.V. Psikhologicheskie faktory uspeshnoy samoprezentatsii: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological factors of successful self-presentation: author’s abstract on procuring degree of candidate of psychological sciences]. , 2001, 193 p. (In Russian).

Schlenker B. Self-presentation. Handbook of Self and Identity / by M. Leary et al. 2003, pp. 488–518. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781412979306.n226. (In English).

Опубликован

30-09-2016

Выпуск

Раздел

Статьи