Ценность и красота временности: буддистская философия в перспективе японской эстетики

Философия

Авторы

  • Нина Петек Люблянский университет, Словения, 1000, Любляна, Ашкерчеваул., 2

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-2-5-14

Ключевые слова:

буддизм, японская эстетика, нирвана, йога, анатман, временность, югэн, саби, но, до, моно-но аварэ, пустота, природа

Аннотация

Духовная традиция Японии под влиянием философии буддизма, добившейся понимания мимолетности всех вещей и ориентированной на принятие жизни во всех ее формах, создала важные эстетические концепты, которые определяются характером объекта (соответствующей группой образов, метафор и стилей), а в соответствии с субъективными критериями выражают появление отдельных ощущений, связанные с настроением, состоянием сознания или атмосферой восприятия. Понятия японской эстетики отражают вневременное и постоянно изменяющееся мироощущение, которое основано на понимании всех вещей в их сущности. Форма искусства и эстетическая восприимчивость указывают на важную сотериологическую тенденцию буддистской философии — на целостное видение, которое не оставляет зазора между человеком и действительностью и выступает как основание для высшего состояния бытия, нирваны, являющегося источником особой красоты и приводящего к освобождению от мирских напастей.

Биография автора

Нина Петек , Люблянский университет, Словения, 1000, Любляна, Ашкерчеваул., 2

аспирант, ассистент кафедры философии

Библиографические ссылки

Alland A.Jr. The Construction of Reality and Unreality in Japanese Theatre. The Drama Review. 1979. Vol. 23, no 2, pp. 3–10. (In English).

Bashō’s haiku: selected poems by Matsuo Bashō / transl. by D.L. Barnhill. Albany: State University of New York Press, 2004. 348 (In English).

Heine S. From Rice Cultivation to Mind Contemplation: The Meaning of Impermanence in Japanese Religion. History of Religions. 1991. Vol. 30, no 4, pp. 373–403. (In English).

Kato K. Some Notes on Mono no Aware. Journal of the American Oriental Society. 1962. Vol. 82, no 4, pp. 558–559. (In English).

Keene D. Japanese Aesthetics. Philosophy East and West. 1969. Vol. 19, no 3, pp. 293–306. (In English).

Kenkō Y. Essays in Idleness: the Tsurezuregusa of Kenkō / transl. by D. Keene. N.Y.: Columbia University Press, 1967. 213 p. (In English).

LaFleur W.R. Death and Japanese Thought: The Truth and Beauty of Impermanence. Death and Eastern Thought / ed. F.H. Holck. Abingdon: Nashville and New York, 1974, pp.226–256. (In English).

Lamarque P. Expression and the Mask: The Dissolution of Personality in Noh. The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1989. Vol. 47, no 2, pp. 157–168. (In English).

Milčinski M. Azijske filozofije in religije [Asian Philosophies and Religions]. Ljubljana, Mladinska knjiga 2014, 412 s. (In Slovene).

Milčinski M. Telo-duh v filozofsko-religijskih tradicijah [Body-mind in philosophical-religious traditions]. Ljubljana, Slovenska matica Publ., 2014. 233 s. (In Slovene).

Ortolani B. The Japanese Theatre. From Shamanistic Ritual to Contemporary Pluralism. Princeton:Princeton University Press, 1995. 432 p. (In English).

Pilgrim R.B. The Artistic Way and the Religio-Aesthetic Tradition in Japan. Philosophy East and West. 1977. Vol. 27, no 3, pp. 285–305. (In English).

Tamura Y. Critique of Original Awakening Thought in Shōshin and Dōgen. Japanese Journal of Religious Studies. 1984. Vol. 11, no 2–3, pp. 243–266. (In English).

The Dumpling Field. Haiku of Issa / transl. by L. Stryk. Ohio: Ohio University Press, 1991. 133 p. (In English).

References

Alland A.Jr. The Construction of Reality and Unreality in Japanese Theatre. The Drama Review. 1979. Vol. 23, no 2, pp. 3–10. (In English).

Bashō’s haiku: selected poems by Matsuo Bashō / transl. by D.L. Barnhill. Albany: State University of New York Press, 2004. 348 p. (In English).

Heine S. From Rice Cultivation to Mind Contemplation: The Meaning of Impermanence in Japanese Religion. History of Religions. 1991. Vol. 30, no 4, pp. 373–403. (In English).

Kato K. Some Notes on Mono no Aware. Journal of the American Oriental Society. 1962. Vol. 82, no 4, pp. 558–559. (In English).

Keene D. Japanese Aesthetics. Philosophy East and West. 1969. Vol. 19, no 3, pp. 293–306. (In English).

Kenkō Y. Essays in Idleness: the Tsurezuregusa of Kenkō / transl. by D. Keene. N.Y.: Columbia University Press, 1967. 213 p. (In English).

LaFleur W.R. Death and Japanese Thought: The Truth and Beauty of Impermanence. Death and Eastern Thought / ed. F.H. Holck. Abingdon: Nashville and New York, 1974, pp.226–256. (In English).

Lamarque P. Expression and the Mask: The Dissolution of Personality in Noh. The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1989. Vol. 47, no 2, pp. 157–168. (In English).

Milčinski M. Azijske filozofije in religije [Asian Philosophies and Religions]. Ljubljana, Mladinska knjiga Publ., 2014, 412 s. (In Slovene).

Milčinski M. Telo-duh v filozofsko-religijskih tradicijah [Body-mind in philosophical-religious traditions]. Ljubljana, Slovenska matica Publ., 2014. 233 s. (In Slovene).

Ortolani B. The Japanese Theatre. From Shamanistic Ritual to Contemporary Pluralism. Princeton: Princeton University Press, 1995. 432 p. (In English).

Pilgrim R.B. The Artistic Way and the ReligioAesthetic Tradition in Japan. Philosophy East and West. 1977. Vol. 27, no 3, pp. 285–305. (In English).

Tamura Y. Critique of Original Awakening Thought in Shōshin and Dōgen. Japanese Journal of Religious Studies. 1984. Vol. 11, no 2–3, pp. 243–266. (In English).

The Dumpling Field. Haiku of Issa / transl. by L. Stryk. Ohio: Ohio University Press, 1991. 133 p. (In English).

Опубликован

30-06-2016

Выпуск

Раздел

Статьи