Особенности совладающего поведения у юношей и девушек с разным уровнем эмоциональной сепарации

Психология

Авторы

  • Юлия Викторовна Потапова Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, 644043, Омск, ул. Ленина, 12

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-1-74-83

Ключевые слова:

эмоциональная сепарация, копинг, детско-родительские отношения, юношеский возраст, личностная зрелость, трудные жизненные ситуации, ситуация сепарации

Аннотация

Исследования сепарации в отношениях родителей и взрослеющих детей в последнее время становятся все более популярными в отечественной психологии. Современные авторы часто обращаются к семейной ситуации развития юноши, изучению сепарации через призму отношений с родителями. В данном исследовании акцент ставится на личности молодого человека, его особенностях, взаимосвязанных с параметрами внутренней, психологической, сепарации, и внешней, физической, выраженной в факте отдельного проживания от родителей. Цель исследования — сравнение копинг-поведения молодых людей, проживающих отдельно от родителей и вместе с ними, имеющих разный уровень выраженности эмоциональной сепарации. Основные задачи исследования: выделение стратегий, используемых преимущественно для преодоления трудной жизненной ситуации в целом, а также выявление в группе живущих отдельно от родителей копинг-стратегий, используемых для совладания конкретно с ситуацией физической сепарации. Сравнение показало, что если молодой человек имеет высокий уровень эмоциональной сепарации от родителей, то, как при стрессе в целом, так при совладании с трудной ситуацией ухода из родительского дома, он чаще использует положительное истолкование и рост, активный копинг. При низкой эмоциональной сепарации от родителей человек чаще обращается за эмоциональной и активной общественной поддержкой, фокусируется на эмоциях, использует религиозный копинг. Таким образом, степень эмоциональной сепарации от родителей потенциально может стать предиктором зрелости совладающего поведения в юношеском возрасте. Чем выше уровень эмоциональной сепарации от родителей, тем чаще человек использует самостоятельный, активный, рациональный копинг. Данные результаты могут быть применены при исследовании темы психологической сепарации от родителей, а также в психологической практике для разрешения противоречий в отношениях родителей и взрослеющих детей. Перспективой исследования является изучение взаимосвязей других типов сепарации — аттитюдной и функциональной — с психологическими особенностями юношей и девушек.

Биография автора

Юлия Викторовна Потапова , Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, 644043, Омск, ул. Ленина, 12

старший преподаватель кафедры педагогикии психологии

Библиографические ссылки

Бейкер К., Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр, 2005. 496 с.

Белогай К.Н. Телесность женщины в связи с реализацией репродуктивной функции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 1, № 2. С. 137–143.

Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.

Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академ. проект, 2004. 232 с.

Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 20–25.

Дзукаева В.П. Паттерны психологической сепарации от матери у студентов колледжей в связи с функционированием родительской семьи // Среднее профессиональное образование. 2015. № 5. С. 35–40.

Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Опыт использования русскоязычной версии опросника PSI (Psychological Separation Inventory) в изучении сепарации взрослых детей с родителями // Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. 2014. № 3. С. 3–20.

Дитюк А.А. Психологическое содержание понятия «сепарация»: история изучения и близкие понятия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. М.: СВИВТ, 2013. Вып. 7. С. 49–59.

Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М.: Республика. 1992. 430 с.

Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. М.: Когито-Центр, 2011. 413 с.

Сытько Т.И. Организация эмпирического исследования семейной сепарации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. С. 100–101.

Фрейд З. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука-классика, 2010. 989 с.

Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. с англ. М.В. Вульф, А. А. Спектор. М.: АСТ, 2006. 400 с.

Фромм Э. Психоанализ и религия / пер. с англ. А. Дванова. М.: АСТ, 2010. 160 с.

Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.Е. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. М.: Ин-т психологии РАН, 2015. 367с.

Barrera A.M., Blumer M.L.C., Soenksen S.H. Revisiting Adolescent Separation-Individuation in the Contexts of Enmeshment and Allocentrism // The New School Psychology Herald. 2011. Vol. 8, № 2. P. 70–82.

Blustein D., Walbridge M., Friedlander M., Palladino D. Contributions of psychological separation and parental attachment to the career development process // Journal of Counseling Psychology. 1991. № 38. P. 39–50.

Haghbin M. Attachment Styles and Psychological Separation in relation to Procrastination: A Psychodynamic Perspective on the Breakdown in Volitional Action. Thesis submitted to the Faculty of Graduate Studies and Research in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Canada, 2006. 123 p.

Haws W.A., Mallinckrodt B. Separation-individuation from family of origin and marital adjustment of recently married couples // The American Journal of Family Therapy. 1998. № 26. P. 293–306.

Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from the parents // Journal of Counseling Psychology. 1984. № 31. P. 170–178.

Holmbeck G.N. Toward terminological, conceptual, and statistical clarity in the study of mediators and moderators: Examples from the child-clinical and pediatric psychology literatures // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1997. № 65. P. 599–610.

Holmbeck G.N., Wandrei M.L. Individual and relational predictors of adjustment in first-year college students // Journal of Counseling Psychology. 1993. № 40. P. 73–78.

Mattanah J.F., Hancock G.R., Brand B.L. Parental Attachment, Separation-Individuation, and College Student. Adjustment: A Structural Equation Analysis of Mediational Effects // Journal of Counseling Psychology. 2004. Vol. 51, № 2. P. 213–225. (Copyright 2004 by the American Psychological Association).

References

Bejker K., Varga A.Ya. Teoriya semejnyh sistem Myurreya Bouena: Osnovnye ponyatiya, metody i klinicheskaya praktika [Murray Bowen’s family systems theory: main concepts, methods and clinical practice]. Moscow, Kogito-Centre Publ., 2005, 496 p. (In Russian).

Belogaj K.N. [Woman’s fleshliness in relation to reproductive function realisation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Kemerovo State University]. 2013, no 2, vol. 1, pp. 137–143. (In Russian).

Bowlby J. Privyazannost’ [Attachment]. Moscow, Gardariki Publ., 2003, 477 p. (In Russian).

Bowlby J. Sozdanie i razrushenie eotsional’nyh svyazej [Creation and destruction of emotional links]. Moscow, Akademicheskij proekt Publ., 2004, 232 p. (In Russian).

Dementij L.I. [On the problem of diagnostics of social context and coping behaviour strategy]. Zhurnal prikladnoj psihologii [Journal of applied psychology]. 2004, no 3, pp. 20–25. (In Russian).

Dzukaeva V.P. [Patterns of psychological separation of college students from mothers in relation to parents’ family functioning]. Srednee professional’noe obrazovanie [Secondary vocational education]. 2015, no 5, pp. 35–40. (In Russian).

Dzukaeva V.P. [Experience of using Russian version of Psychological Separation Inventory while studying separation of adult childs from parents]. Psihologicheskaya diagnostika: nauchnometodicheskij i prakticheskij zhurnal [Psychological diagnostics: scientific, methodical and practical journal]. 2014, no 3, pp. 3–20. (In Russian).

Dityuk A.A. [Psychological content of «separation»: history of studying and close concepts]. Sovremennye problemy psihologii sem’i: fenomeny, metody, kontseptsii [Modern problems of psychology of family: phenomena, methods and conceprions]. Moscow, SVIVT Publ., 2013, iss. 7, pp. 49– 59. (In Russian).

Lewis K.S. Lyubov’. Stradanie. Nadezhda [Love. Suffering. Hope]. Moscow: Respublika Publ., 1992, 430 p. (In Russian).

Maler M.S., Pain F., Bergman A. Psihologicheskoe rozhdenie chelovecheskogo mladentsa: Sibioz i individuatsiya [Psychological birth of human infant: Symbiosis and individuation]. Moscow, KogitoCenter Publ., 2011, 413 p. (In Russian).

Syt’ko T.I. [Organization of empiric research of family separation]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya [State Management University Herald]. 2011, no 6, pp. 100–101. (In Russian).

Freud S. Maloe sobranie sochinenij [Short collected edition]. Saint Petersburg< Azbuka-klassika Publ., 2010, 989 p. (In Russian).

Freud S. Osnovnye psihologichekie teorii v psihoanalize [Main psychological theories in psychoanalysis]. Moscow, AST Publ., 2006, 400 p. (In Russian).

Fromm E. Psihoanaliz i religiya [Psychoanalysis and religion]. Moscow, AST Publ., 2010, 160 p. (In Russian).

Pihologicheskaya separatsiya: podhody, problemy, mehanizmy [Psychological separation: approaches, problems, mechanisms]. Moscow, Psychology Institute of Russian Academy of Sciences Publ., 2015, 367 p. (In Russian).

Barrera A.M., Blumer M.L.C., Soenksen S.H. Revisiting Adolescent Separation-Individuation in the Contexts of Enmeshment and Allocentrism. The New School Psychology Herald. 2011. Vol. 8, no 2. P. 70–82. (In English).

Blustein D., Walbridge M., Friedlander M., Palladino D. Contributions of psychological separation and parental attachment to the career development process. Journal of Counseling Psychology. 1991. No 38. P. 39–50. (In English).

Haghbin M. Attachment Styles and Psychological Separation in relation to Procrastination: A Psychodynamic Perspective on the Breakdown in Volitional Action. Thesis submitted to the Faculty of Graduate Studies and Research in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Canada, 2006, 123 p. (In English).

Haws W.A., Mallinckrodt B. Separationindividuation from family of origin and marital adjustment of recently married couples. The American Journal of Family Therapy. 1998. No 26. P. 293– 306. (In English).

Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from the parents. Journal of Counseling Psychology. 1984. No 31. P. 170–178. (In English).

Holmbeck G.N. Toward terminological, conceptual, and statistical clarity in the study of mediators and moderators: Examples from the child-clinical and pediatric psychology literatures. Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1997. No 65. P. 599–610. (In English).

Holmbeck G.N., Wandrei M.L. Individual and relational predictors of adjustment in first-year college students. Journal of Counseling Psychology. 1993. No 40. P. 73–78. (In English).

Mattanah J.F., Hancock G.R., Brand B.L. Parental Attachment, Separation-Individuation, and College Student. Adjustment: A Structural Equation Analysis of Mediational Effects. Journal of Counseling Psychology (Copyright 2004 by the American Psychological Association). 2004. Vol. 51, no 2. P. 213–225. (In English).

Опубликован

30-03-2016

Выпуск

Раздел

Статьи