Особенности личностного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-576-583Ключевые слова:
экологическое сознание, экоцентрическое сознание, личностное отношение, экологическая установка, субъектификация, эмпатия, значимый взрослыйАннотация
Необходимость решения проблемы глобального экологического кризиса обусловила внимание современных исследователей к вопросу психологического анализа взаимодействия человека и природы, формирование основ которого должно быть начато уже на этапе дошкольного детства. Несмотря на теоретическую и методическую разработанность проблемы экологического образования детей, практически не изученным на данный момент остается вопрос об отношении к природе в комплексном процессе формирования экологического сознания ребенка. Целью данного научного исследования является теоретический анализ и эмпирическое изучение личностного отношения к природе в структуре экологического сознания. Выдвинуто предположение о необходимости опоры на эмпатийные переживания ребенка, предложены психологические механизмы идентификации и субъектификации в отношении природных объектов для эффективности психолого-педагогической работы по формированию у старших дошкольников личностного отношения к природе. Представлена диагностическая программа по изучению особенностей развития компонентов отношения к миру природы у детей 5–7 лет, приведены и проанализированы эмпирические результаты ее апробации. Установлено, что большинство старших дошкольников воспринимают природные объекты в качестве равноценных себе субъектов совместной деятельности или общения, но при этом у них практически отсутствуют эмпатийные переживания, не возникает психологическая идентификация по отношению к ним. Полученные результаты являются основой для построения программы психолого-педагогической работы по формированию личностного отношения старших дошкольников к природе, основанной на развитии способности ребенка к проявлению эмпатии к природным объектам, субъектного их восприятия.Библиографические ссылки
Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 196 с.
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. 464 с.
Экопсихология развития человека на разных этапах онтогенеза / под общ. ред. В.И. Панова, Ш.Р. Хисамбеева. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. 384 с.
Акопов Г.В., Чердымова Е.И. Структурно-функциональное исследование экологического сознания // 2-я Российская конференция по экологической психологии: тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. C. 14–15.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 480 с.
Гагарин А.В, Иващенко А.В., Степанов С.А. Экологическая психология и педагогика. М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. 296 с.
Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001. 384 с.
Макарова Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. … канд. психол. наук. Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2003. 209 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995. 209 с.
Корганова И.В. Воспитание субъектно-этического отношения к природе у детей: дис. … канд. пед. наук. М.: МГПУ, 2002. 255 с.
Курносова С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе у младших школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. № 75. С. 220–231.
Рябова С.С. Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 133. С. 245–249.
Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 1999. 310 с.
Мдивани М.О. Диагностика экологического сознания у детей разного возраста // 6-я Российская конференция по экологической психологии / науч. ред. М.О. Мдивани. М.: Психологический институт РАО, 2012. С. 200–202.
Цветкова И.В. Диагностика экологической культуры младшего школьника // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 2(3). С. 34–40.
References
Panov V.I. Ekologicheskaya psikhologiya. Opyt postroeniya metodologii [Ecological Psychology. Experience of Construction of the Methodology]. Moscow, Nauka Publ., 2004, 196 p. (In Russian).
Yasvin V.A. Psikhologiya otnosheniya k prirode [Psychology of the Relation to Nature]. Moscow, Smysl Publ., 2000, 456 p. (In Russian).
Gibson Dzh. Ekologicheskiy podhod k zritel’nomu vospriyatiyu [Ecologic Approach to Visual Perception]. Moscow, Progress Publ., 1988, 464 p. (In Russian).
Ekopsihologiya razvitiya cheloveka na raznyh etapah ontogeneza. Pod obshch. red. V.I. Panova, Sh.R. Hisambeeva [Ecopsychology of Human Development on Different Stages of Ontogeny. Ed. by V.I. Panov, Sh.R. Hisambeev]. Moscow, Psychological Institute of RAE Publ., Saint Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2013, 384 p. (In Russian).
Akopov G.V., Cherdymova E.I. Strukturnofunktsional’noe issledovanie ekologicheskogo soznaniya [Structural and Functional Study of Ecological Consciousness]. 2-ya Rossiyskaya konferentsiya po ekologicheskoy psihologii. Tezisy [2nd Russian Conference on Ecological Psychology. Abstracts]. Moscow, Ekopsitsentr ROSS Publ., pp. 14–15. (In Russian).
Deryabo S.D., Yasvin V.A. Ekologicheskaya pegagogika i psikhologiya [Ecologic Pedagogics and Psychology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996, 480 p. (In Russian).
Gagarin A.V., Ivashchenko A.V., Stepanov S.A. Ekologicheskaya psikhologiya i pedagogika [Ecologic Psychology and Pedagogics]. Moscow, IIEPU Publ., 2008, 296 p. (In Russian).
Medvedev V.I., Aldasheva A.A. Ecologicheskoe soznanie [Ecological Consciousness]. Moscow, Logos Publ., 2001, 384 p. (In Russian).
Makarova L.M. Formirovanie ekologicheskogo soznaniya u detey v usloviyah doshkol’nogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya: dis. … kand. psikhol. nauk [Training of Children’s Ecologic Consciousness in Pre-school Educational Institutes: dissertation for the degree of Candidate of Psychology]. Samara, 2003, 209 p. (In Russian).
Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of Formation of the Personality]. Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected Psychological Works]. Moscow, Mezhdunarod. ped. akadem. Publ., 1995, 209 p. (In Russian).
Korganova I.V. Vospitanie sub’ektno-eticheskogo otnosheniya k prirode u detey: dis. … kand. ped. nauk [Training of Children’s Subject-Ethical Respect for Nature: dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Moscow, 2002, 255 p. (In Russian).
Kurnosova S.A. Vospitanie emotsionalnoy otzyvchivosti k prirode u mladshih shkolnikov [Training of Primary School Children’s Emotional Sympathy towards Nature]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. 2008, vol. 75, pp. 220–231. (In Russian).
Ryabova S.S. Tsennostnoe otnoshenie k prirode kak component ekologicheskoy kultury [Axiological Relation towards Nature as a Part of Ecologic Culture]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. 2012, vol. 133, pp. 245–249. (In Russian).
Deryabo S.D. Ekologicheskaya psikhologiya. Diagnostika ekologicheskogo soznaniya [Ecologic Psychology. Diagnostics of Ecologic Consciousness]. Moscow, MPSI Publ., 1999, 310 p. (In Russian).
Mdivani M.O. Diagnostika ekologicheskogo soznaniya u detey raznogo vozrasta [Diagnostics of Ecologic Consciousness of children of different ages]. 6-ya Rossiyskaya konferentsiya po ekologicheskoy psikhologii. Tezisy [6th Russian Conference on Ecological Psychology. Abstracts]. Moscow, Psychological Institute of RAE Publ., 2012, pp. 200–202. (In Russian).
Tsvetkova I.V. Diagnostika ekologicheskoy kultury mladshego shkolnika [Diagnostics of Primary School Children’s Ecologic Culture]. Mir psikhologii i psikhologiya v mire [The world of Psychology and Psychology in the World]. 1995, vol. 2(3), pp. 34–40. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.