Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов

Психология

Авторы

  • Галина Вениаминовна Сорокоумова Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 603155, Нижний Новгород, ул. Минина 31а
  • Ольга Васильевна Шурыгина Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 603155, Нижний Новгород, ул. Минина 31а

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-3-437-443

Ключевые слова:

эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания педагогов, методы диагностики, Voiceself-analysis (Голосовой самоанализ), методы психокоррекции, wingwave, десенсибилизация и переработка психологических травм движениями глаз (ДПДГ)

Аннотация

В статье рассматривается понятие эмоционального выгорания, анализируются причины и симптомы эмоционального выгорания, такие как депрессия, эмоциональный дефицит и неудовлетворенность собой. Особое внимание уделяется проблеме эмоционального выгорания у педагогов. Цель статьи — обосновать актуальность современных диагностических и психокоррекционных методов, которые могут быть использованы в работе с эмоциональным выгоранием педагогов. Рассматриваются современные психологические методы диагностики эмоционального выгорания. Особый акцент делается на использовании компьютерной программы «VoiceSelf-analysis» как наиболее быстром и эффективном инструменте анализа синдрома эмоционального выгорания. Программа позволяет оценить уровень эмоционального выгорания испытуемого по его речи во время чтения текста. В статье представлены эффективные методы психокоррекции эмоционального выгорания: «Ключ» Х.Алиева, метод wing-wave, метод десенсибилизации. Приведены результаты исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов до и после психокоррекционной работы, показана эффективность методов профилактики, диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания у педагогов. Авторы приходят к выводу, что психологическая коррекция и снижение эмоционального выгорания могут быть быстро реализованы при использовании современных диагностических и психокоррекцион-ных методов и технологий.

Биографии авторов

Галина Вениаминовна Сорокоумова , Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 603155, Нижний Новгород, ул. Минина 31а

доктор психологических наук, доцент,профессор кафедры педагогики и психологии

Ольга Васильевна Шурыгина , Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 603155, Нижний Новгород, ул. Минина 31а

кандидат психологических наук,доцент кафедры теории и практики немецкого языка и перевода

Библиографические ссылки

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.

Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory, interventions / ed. by J.W. Jones. London, 1982. Vol. 11, № 78. P. 78–85.

Perlman B., Hartman E.A. «Burnout»: summary and future and research // Human relations. 1982. Vol. 35, № 4. P. 283–305.

Международный классификатор болезней (МКБ-10). URL: http://www.mkb10.ru/ (дата обращения: 12.02.2017).

Монина Г.Б., Раннала Н.В.Синдром эмоционального выгорания. URL: http://5psy.ru/karera-i-uspeh/sindrom-emocionalnogo-vigoraniya.html (дата обращения: 12.02.2017).

Гунузунова Б.А. Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 76–80. DOI: 10.1234/XXXX-XXXX-2016-2-76-80.

Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.

ПайнсЭ., МаслачК. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 562с. URL: http://logashenko-ja.narod2.ru/olderfiles/1/PainsMaslachPraktikum.pdf (дата обращения: 12.02.2017).

Barutçu

Голубинский А.Н. Выявление эмоционального состояния человека по речевому сигналу на основе вейвлет-анализа // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 3. С. 144–153. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-emotsionalnogo-sostoyaniya-cheloveka-po-rechevomu-signalu-na-osnove-veyvlet-analiza (дата обращения: 12.02.2017).

Киселев В.В. Автоматическое определение эмоций по речи // Образовательные технологии. 2012. №3 С.85–89. URL: http: //www.iedtech.ru/files/journal/2012/3/determination--emotions.pdf (дата обращения: 12.02.2017).

Voice self-analysis. URL: https://allsoft.ru/software/vendors/gruppa-razrabotchikov-professora-v-v-savchenko/voice-self-analysis (accessed: 12.02.2017).

Сорокоумова Г.В. Психология творчества и креативности: учеб. пособие по курсу «Психология творчества». Н. Новгород: УРАО НФ. 2013. 292 c.

Стремиться к успеху — wingwave-коучинг / Wingwave. URL: https://wingwave.com/ru/coaching/chto-takoe-wingwave.html (дата обращения: 12.02.2017).

Козлов Н.И. Десенсибилизация — королева психотерапии. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/desensibilizaciya_-_koroleva_psihoterapii_vos_zn_ (дата обращения: 12.02.2017).

КарвасарскийБ.Д. Психотерапевтическаяэнциклопедия. СПб.:Питер, 2000. 672с. URL: http://bookap.info/genpsy/psythenc/gl3.shtm (дата обращения: 12.02.2017).

References

Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnistika i profilaktika [Syndrome of burnout: diagnostics and prevention]. St.Petesburg, Piter Publ., 2005, 336 p. (In Russian).

Maslach C. Burnout: a social psychological analysis. The burnout syndrome: current research, theory, interventions. London, 1982, vol. 11, no. 78, pp. 78–85. (In English).

Perlman B., Hartman E.A. «Burnout»: summary and future and research. Human relations. 1982, vol. 35, no. 4, pp. 283–305. (In English).

Mezhdunarodniy klassifikator bolezney (MKB-10) [International classifier of diseases (IFD-10)] Available at: http://www.mkb10.ru/ (accessed 12.02.2017). (In Russian).

Monina G.B., Rannala N.V. Sindrom emotsional’nogo vygoraniya [Syndrome of emotional burnout]. Available at: http://5psy.ru/karera-iuspeh/sindrom-emocionalnogo-vigoraniya.html (accessed 12.02.2017). (In Russian).

Gunzunova B.A. Psikhokorrektsiya emotsionalnogo vygoraniya i razvitiye navykov samoregulyatsii u pedagogov [Psychological correction of the emotional burnout and developing the skills of selfregulation in teachers]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 2016, no. 2, pp. 76–80. Available at: http://elibrary.ru/item.asp? id=26320675 (accessed 12.02.2017). DOI: 10.1234/XXXX-XXXX-2016-2-76-80. (In Russian).

Boiko V.V. Energiya emotsiy [Energy of emotions]. St. Petesburg, Piter Publ., 2004, 474 p. (In Russian).

Pines A., Maslach C. Praktikum po so sotsialjnoi psikhologii [Experiencing social psycology]. St. Petesburg, Piter Publ., 2000, 562 p. Available at: http://logashenko-ja.narod2.ru/olderfiles/1/ PainsMaslachPraktikum.pdf (accessed 12.02.2017). (In Russian).

Barutçu E., Serinkan C. Burnout Syndrome of teachers: An Empirical Study in Denixli in Turky. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013, vol. 89, pp. 318–322. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1 877042813029844 (accessed 12.02.2017). DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.08.853. (In English).

Golubinskiy A.N. Vyyavleniye emotsionalnogo sostoyaniya cheloveka po rechevomu signalu na osnove veyvlet analiza [Exposure of the emotional state of the person by speech signal based on wavelet analysis]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii [The Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2011, no. 3, pp. 144–153. Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenieemotsionalnogo-sostoyaniya-cheloveka-porechevomu-signalu-na-osnove-veyvlet-analiza (accessed 12.02.2017). (In Russian).

Kisilev V.V. Avtomoticheskoye opredeleniye emotsiy po rechi [Automatical determination of emotions by speech]. Obrazovatelnyye tekhnologiyi [Educational technologies]. 2012, no. 3, pp. 85–89 Available at: http: //www.iedtech.ru /files/journal /2012/3/ determination-of-emotions.pdf (accessed 12.02.2017). (In Russian).

Voice self-analysis. Available at: https://allsoft.ru/software/vendors/grupparazrabotchikov-professora-v-v-savchenko/voiceself-analysis (accessed 12.02.2017). (In English).

Sorokoumova G.V. Psikhologiya tvorchestva i kreativnosti [Psychology of creative work]. Uchebnoye posobiye po kursu «Psikhologiya tvorchestva» [Manual on the Course of «Psychologies of Creativity»]. Nizhny Novgorod, University of Russian Academy of Education Nizhny Novgorod Branch Publ., 2013, 292 p. (In Russian).

Stremlenie k uspekhu — wingwave-koaching [Strive for success — wingwave-coaching]. Wingwave. Available at: https://wingwave.com/ru/ coaching/chto-takoe-wingwave.html (accessed 12.02.2017). (In Russian).

Kozlov N.I. Dessensibilizatsiya - koroleva psikhoterapiyi [Desensitization is the Queen of Psychotherapy]. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/view/desensibili zaciya_-_koroleva_psihoterapii_vos_zn_ (accessed 12.02.2017). (In Russian).

Karvasarskiy B.D. Psikhoterapevticheskaya entsiklopedia [The psychotherapeutic encyclopedia]. St. Petesburg, Piter Publ., 2000, 672 p. Available at: URL: http://bookap.info/genpsy/psythenc/gl3.shtm (accessed 12.02.2017). (In Russian).

Опубликован

30-09-2017

Выпуск

Раздел

Статьи