О перспективах эмпирического исследования динамики эмоций

Психология

Авторы

  • Ирина Николаевна Азанова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Елена Васильевна Левченко Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-3-428-436

Ключевые слова:

динамика эмоций, радость, печаль, методология изучения эмоций, эксперимент, стимульный материал, субъективное переживание, интенсивность эмоции, техники управления динамикой эмоций

Аннотация

В статье рассматривается проблема экспериментального исследования динамики эмоций. Представлены ее краткая история и методологические трудности разработки. Отмечается снижение интереса к исследованию эмоций в последние десятилетия XX в. Показаны ограничения традиционного взгляда на изучение динамики эмоций, требующего применения универсального для всех участников исследования стимульного материала и последующего обсуждения различий в его отображении и отношении к нему. Обсуждается вопрос о применении единообразного по форме, но индивидуально-своеобразного по содержанию для всех испытуемых стимульного материала, который оказался бы способным обеспечить универсальный характер динамики эмоций. Разработана экспериментальная процедура «запуска» эмоции в ситуации исследования. Описано создание таких условий для возникновения у субъекта динамики эмоций, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что она имела место. Описаны результаты применения нового экспериментального приема, позволяющего менять интенсивность эмоций радости и печали, продемонстрирована его эффективность в обеспечении динамики эмоций. Изложены перспективы дальнейшего изучения «запуска» эмоций радости и печали посредством применения в эксперименте техник, способных обеспечить динамику этих эмоций без предъявления какого-либо внешнего (физического) стимула.

Биографии авторов

Ирина Николаевна Азанова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии

Елена Васильевна Левченко , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

доктор психологических наук, профессор,профессор кафедры общей и клинической психологии

Библиографические ссылки

Вундт В. Очерк психологии. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1896. 224 с.

Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Иностр. лит., 1950. 798 с.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.

Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 464 с.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. 143 с.

Иванова Е.С., Люсин Д.В. Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований // Научный диалог. 2012. № 11. С. 137–143.

Психология эмоций / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд. М.: Рус. яз., 1983. 816 с.

Словарь иностранных слов. 12-е изд. М.: Рус. яз., 1985. 608 с.

Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; пер. с англ. А.А. Алексеева. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 1875 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 392 с.

Горбатков А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 132–140.

Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. 182 с.

Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб.: Алтейя, 2001. 288 с.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1998. 480 с.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во Смоленск. гуманит. ун-та, 1997. 396 с.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 896 с.

Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. С. 38–47.

Ekman P. Are There Basic Emotions? // Psychological Review. 1992. Vol. 99, № 3. P.550–553.

МаклаковА.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 583с.

ВеккерЛ.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685с.

Словарь современного русского литературного языка. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. Т. 12(Р). 1676 с.

Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. 2-еизд. М.: Русскийязык, 2001. Т. 2: П-Я. 1054 с.

Verduyn P., Lavrijsen S. Which Emotions Last Longest and Why: The Role of Event Importance and Rumination // Motivation and Emotion. 2015. February. Vol. 39, iss. 1. P. 119–127. DOI: 10.1007/s11031-014-9445-y.

Lane A.M., Totterdell P., MacDonald I., Devonport T.J., Friesen A.P., Beedie C.J., Stanley D., Nevill A. Brief Online Training Enhances Competitive Performance: Findings of the BBC Lab UK Psychological Skills Intervention Study // Frontiers in Psychology. 2016. № 7. P. 413–425. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00413.

References

Wundt V. Ocherk psikhologii [Outline on Psychology]. St. Petersburg, F. Pavlenkova Publ., 1896, 224 p. (In Russian).

Woodworths R. Eksperemental’naya psikhologiya [Experimental psychology]. Moscow, Foreign Literature Publ., 1950, 798 p. (In Russian).

Reikovsky I. Eksperemental’naya psikhologiya emotsiy [Experimental psychology ofemotions]. Moscow, Progress Publ., 1979, 392 p. (In Russian).

Izard C. Psikhologiya emotsiy [The Psychology of emotions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000, 464 p. (In Russian).

Vilyunas V.K. Psikhologiya emotsional’nyh yavleniy [Psychology of emotional phenomena]. Moscow, MSU Publ., 1976, 143 p. (In Russian).

Ivanova E.S., Lyusin D.V. Psikhologiya emotsiy: perspektivy eksperimental’nyh issledovaniy [Psychology of emotions: the prospects of experimental studies]. Nauchnyy Dialog [Scientific dialogue]. 2012, no. 11, pp. 137–143. (In Russian).

Psikhologiya emotsiy [Psychology of emotions]. Moscow, MSU Publ., 1984. 288 p. (In Russian).

Ozhegov S.I. Slovar’ russkogo yazyka [Russian dictionary]. Moscow, Russian language Publ., 14 ed., 1983. 816 p. (In Russian).

Slovar’ inostrannyh slov [Dictionary of foreign language words]. Moscow, Russian language Publ., 12 ed., 1985, 608 p. (In Russian).

Psikhologicheskaya entsiklopediya [Concise Encyclopedia оf Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2 ed., 2006, 1875 p. (In Russian).

Rubinshtein S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Basis of general psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 1999, 720 p. (In Russian).

Brushlinsky A.V. Sub’ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie [Subject: thinking, teaching., imagination]. Moscow, Institute of practical psychology Publ., 1996, 392 p. (In Russian).

Gorbatkov A.A. Dinamika svyazy mezhdu polozhitel’nymi I otritsatel’nymi emotsiyami [The dynamics of the relationship between positive and negative emotions]. Voprosy psyhologii [Questions of psychology]. 2002, no. 4, pp. 132–140. (In Russian).

Prohorov A.O. Psikhologiya neravnovesnyh sostoyaniy [Psychology of nonequilibrium states]. Moscow: Institute of Psychology RAN Publ., 1998, 182 p. (In Russian).

Lazurskii A.F. Izbrannye trudy po obshchey psikhologii. Psikhologiya obshchaya i eksperimental’naya [Selected works on general psychology. General and experimental psychology]. St. Petersburg, Altheya Publ., 2001, 288 p. (In Russian).

Halperin P.I. Psikhologiya kak ob’ektivnaya nauka [Psychology as an objective science]. Moscow, Voronezh, Institute of practical psychology Publ., 1998, 480 p. (In Russian).

Petrenko V.F. Osnovy psikhosemantiki [Basics of psychosemantics]. Smolensk, Smolensk Humanitarian University Publ., 1997, 396 p. (In Russian).

Leontiev A.N. Lektsii po obshchey psikhologii [Lectures on general psychology]. Moscow, Smysl Publ., 2000, 896 p. (In Russian).

Bylkina N.D., Lyusin D.V. Razvitie predstavleniy detey ob emotsiyah v ontogeneze [Development of children representation of emotions in ontogenesis]. Voprosy psichologii [Questions of psychology]. 2000, no. 5, pp. 38–47. (In Russian).

Ekman P. Are There Basic Emotions? Psychological Review. 1992, vol. 99, no. 3, pp. 550–553. (In English).

Maklakov A.G. Obshchaya psikhologiya [General psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 583 p. (In Russian).

Vekker L.M. Psikhika i real’nost’. Edinaya teoriya psikhicheskih processov [Mind and reality: a unified theory of mental processes]. Moscow, Smysl Publ., 1998, 685 p. (In Russian).

Slovar’ sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka [Dictionary of the modern Russian literary language]. Moscow, Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1961, vol. 12(R), 1676 p. (In Russian).

Efremova T.F. Noviy slovar’ russkogo yazyka: Tolkovo-slovoobrazovatel’niy [New Dictionary of Russian language: explanation and formation]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 2 ed., 2001, vol. 2, 1054 p. (In Russian).

Verduyn P., Lavrijsen S. Which Emotions Last Longest and Why: The Role of Event Importance and Rumination. Motivation and Emotion. 2015, February, vol. 39, iss. 1, pp. 119–127. DOI:10.1007/s11031-014-9445-y. (In English).

Lane A.M., Totterdell P., MacDonald I., Devonport T.J., Friesen A.P., Beedie C.J., Stanley D., Nevill A. Brief Online Training Enhances Competitive Performance: Findings of the BBC Lab UK Psychological Skills Intervention Study. Frontiers in Psychology. 2016, no. 7, pp. 413–425. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00413. (In English).

Опубликован

30-09-2017

Выпуск

Раздел

Статьи