Влияние фильма-боевика на моральные аспекты Я-концепции зрителя (постановка проблемы)
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-3-416-427Ключевые слова:
психология кино, воздействие кино, боевик, Голливуд, «Сверхчеловек», Я-концепция, моральные стандартыАннотация
Объект исследования — моральное самосознание личности, предмет — те психологические трансформации, которые производит в моральном самосознании зрителя типовой голливудский боевик. В статье обобщенно рассматриваются особенности построения типового голливудского фильма-боевика, его моральная основа, особенности типовых персонажей. Анализируется использование голливудскими фильмами в качестве типовой коллизии сюжет о том, как «маленький человек» побеждает врага (как правило, «плохую систему») и добивается успеха. Рассматривается специфика критериев добра и зла, характерных для голливудских боевиков, которая может обуславливать морально деформирующее воздействие на зрителя. Обсуждаются связь этих критериев со стандартизацией, характерной для рыночных отношений в обществе, и их опора на такие эмоциональные реакции персонажей, как жалость и страх: переживание зрителем жалости — признак «хорошего» персонажа, переживание страха — признак «злого» персонажа. Высказывается предположение, что упрощенное деление персонажей в фильме на «хороших» и «плохих», в соединении с противопоставлением «маленький человек» – «Система»,может приводить к инверсии морального самосознания зрителя. Приводятся результаты эмпирического исследования воздействия на зрителя просмотра фильма-боевика с однозначным делением героев на отрицательных и положительных. Фильм-боевик оказывает влияние на структурные характеристики Я-концепции зрителя, в частности, обусловливает появление корреляции Я-реального, Я-идеального и Я-антиидеала. Обсуждается возможность интерпретировать это как формирование «комплекса Сверхчеловека». Анализируется связь между «комплексом Сверхчеловека» и образом «маленького человека». Результаты исследования помогают более адекватно воспринимать влияние определенных жанров кино на моральное самосознание зрителя.Библиографические ссылки
Мотрошилова Н.В. «Черные тетради» М. Хайдеггера: по следам публикации // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 131–162.
Кубрак Т.А. Проблема информационно-психологической безопасности в кинодискурсе // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 47. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.08.2016).
Полотовский С.А. Влияние современного голливудского кино на духовную ситуацию в России: межкультурные связи в контексте международных отношений: дис. … канд. ист. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2006. 120 с.
Делез Ж. Кино / науч. ред. и вступ. стат. О. Аронсон; пер. с фр. Б. Скуратова. М.: Ад Маргинем, 2004. 624 с.
Флоренский П.Α., священник. Мысль и язык // Сочинения: в 4 т. Т. 3(1) / сост. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А.С. Трубачев). М.: Мысль, 2000. С. 104–118.
Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 3. С. 5–17.
Яновский М.И. Психологическая природа восприятия «связки» между кадрами в киномонтаже // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 1. С. 46–53.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 320 с.
Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 44–53.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения: в 2 т. Т. 2. / сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1996. С. 5–237.
Харченко Д.О. Сверхчеловек: социальная сущность и типология // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2008. № 3. С. 125–131.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 448 с.
Яновский М.И. Воспроизведение кинофильмом типа морального сознания как аспект психологического воздействия на зрителя // Актуальные проблемы исследования массового сознания: матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Константинов; Пензенский государственный университет. Пенза, 2015. С. 743–752.
Яновский М.И. Анализ воздействия мультфильма на моральные установки зрителя (на примере мультфильма «Симпсоны») // Вопросы психологии. 2014. №87–97.
References
Motroshilova N.V. «Chernye tetradi» M. Hajdeggera: po sledam publikacii [«Black notebooks» by M. Heidegger: in the footsteps of publication]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2015, no. 4, pp. 131–162. (In Russian).
Kubrak T.A. Problema informacionnopsihologicheskoj bezopasnosti v kinodiskurse [The problem of information-psychological security in the film discourse]. Psihologicheskie issledovaniya [Psychological research]. 2016, vol. 9, no. 47, pp. 8. Available at: http://psystudy.ru (accessed 17.08.2016). (In Russian).
Polotovskij S.A. Vliyanie sovremennogo gollivudskogo kino na duhovnuyu situaciyu v Rossii: mezhkul’turnye svyazi v kontekste mezhdunarodnyh otnoshenij: dis. … kand. ist. nauk [The influence of modern Hollywood cinema on the spiritual situation in Russia: intercultural relations in the context of international relations. Cand. hist. sci. dis.]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2006, 120 p. (In Russian).
Deleuze G. Kino [Cinema]. Moscow, Ad Marginem Publ., 2004, 624 p. (In Russian).
Florensky P.Α. Mysl’ i yazyk [Thought and language]. Sochineniya: v 4 t. [Works: in 4 vols.]. Moscow, Mysl’ Publ., 2000, vol. 3(1), pp. 104–118. (In Russian).
Ancyferova L.I. Svyaz’ moral’nogo soznaniya s nravstvennym povedeniem cheloveka (po materialam issledovanij Lourensa Kolberga i ego shkoly) [The connection between moral consciousness and moral behavior of man (based on the research of Lawrence Kohlberg and his school)]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 1999, vol. 20, no. 3, pp. 5–17. (In Russian).
Yanovsky M.I. Psihologicheskaya priroda vospriyatiya «svyazki» mezhdu kadrami v kinomontazhe [Psychological nature of the perception of a «bundle» between frames in film editing]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2008, vol. 29, no. 1, pp. 46–53. (In Russian).
Druzhinin V.N. Ehksperimental’naya psihologiya [Experimental Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000, 320 p. (In Russian).
Sobkin V.S., Markina O.S. Strukturnye komponenty Ya-koncepcii podrostka (na materiale vospriyatiya fil’ma R. Bykova «CHuchelo») [Structural components of the «I» concept of a teenager (on the basis of the perception of R. Bykov’s film «Scarecrow»)]. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 2008, no. 5, pp. 44–53. (In Russian).
Nietzsche F. Tak govoril Zaratustra [Thus Spoke Zarathustra]. Sochineniya: v 2 t. [Works: in 2 vols.]. Moscow, Mysl’ Publ., 1996, vol. 2, pp. 5–237. (In Russian).
Kharchenko D.O. Sverhchelovek: social’naya sushchnost’ i tipologiya [Superman: the social essence and typology]. Vestnik MGOU. Seriya Filosofskie nauki. [Herald MSOU. Series Philosophical Sciences]. 2008, no. 3, pp. 125–131. (In Russian).
Piaget J. Rech’ i myshlenie rebenka [Speech and thinking of the child]. Moscow, Rimis Publ., 2008, 448 p. (In Russian).
Yanovsky M.I. Vosproizvedenie kinofil’mom tipa moral’nogo soznaniya kak aspekt psihologicheskogo vozdejstviya na zritelya [Reproduction by a movie of type of moral consciousness as an aspect of psychological impact on the viewer]. Aktual’nye problemy issledovaniya massovogo soznaniya: Materialy 2-j Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii [Actual problems of the study of mass consciousness: Materials of the 2nd International Scientific and Practical Conference]. Penza, Penza State University Publ., 2015, pp. 743– 752. (In Russian).
Yanovsky M.I. Analiz vozdejstviya mul’fil’ma na moral’nye ustanovki zritelya (na primere mul’tfil’ma «Simpsony») [Analysis of the impact of the cartoon on the moral attitudes of the viewer (on the example of the animated cartoon «The Simpsons»)]. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 2014, no. 1, pp. 87–97. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.