Влияние моральных презумпций капиталистического гештальта на современные коммуникативные практики

Философия

Авторы

  • Ольга Владимировна Хлебникова Омский государственный университет путей сообщения, 644046, Омск, пр. К. Маркса, 35

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-4-517-531

Ключевые слова:

мораль, коммуникативная практика, капиталистический гештальт, экономическая логика, повседневность, желающая машинность, рекурсия социальных изменений, невротическое переживание

Аннотация

В статье исследуются моральные презумпции современного капиталистического гештальта в контексте их воздействия на бытование существующих коммуникативных практик. При этом значение термина «капиталистический гештальт» определяется в качестве особой совокупности базовых онтологизирующих установок современного сознания капитализма. Работа этих установок интерпретируется в русле положений постструктурализма и постмодернизма. В подобном отношении исходными основаниями рассуждения о морали выступают нелигитимность фундаментальных трансцендентных отсылок, «естественность» морального права человека, актуальность формальной, а не субстанциальной морали и сведение человечности к голой процессуальности обыденного. К важнейшим моральным презумпциям модернового капиталистического гештальта можно отнести имплицитную самоценность экономической логики и значимость рекурсии социальных изменений самих по себе. Капиталистический гештальт предполагает отождествление рациональности вообще с принципами бытования именно экономической рациональности, превращая последнюю в единственную морально допустимую разновидность логики. Данное превращение вынуждает современного человека к существованию в качестве механического элемента во всеобщей структуре желающей машинности, которое объявляется его свободным нравственным выбором. Такое положение дел задает общую направленность всех актуальных коммуникативных практик. Развитие капитализма также постоянно требует конституирования рекурсии социальных перемен, вовне которой он не только перестал бы быть возможным, но и утратил бы право на идеологическую претензию морального превосходства над иными видами социально-экономической организации. Капитализм нуждается в перманентных, но при этом программируемых и направляемых изменениях ландшафта реальности как в важнейшем механизме своего выживания. Такие изменения играют в нем роль ведущего средства интенсификации процесса становления онтологической Пользы на фоне тотального умножения капиталистической прибыли. Важнейшим эффектом действия капиталистического гештальта, сказывающимся на всякой современной коммуникативной практике, является продуцирование в человеке невротического переживания иллюзии полноценности собственного бытия.

Биография автора

Ольга Владимировна Хлебникова, Омский государственный университет путей сообщения, 644046, Омск, пр. К. Маркса, 35

доктор философских наук, доцент,профессор кафедры истории, философии и культурологии

Библиографические ссылки

Адорно Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 239 с.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 387 с.

Бочарников В.Н. Конструкт и гештальт — неоинструментальные средства гуманитарной науки // Гуманитарный вектор. 2014. № 2(38). С. 150–157.

Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности. М.: Канон+: Реабилитация, 2012. 208 с.

Бунько В.А. Гипотеза как гештальт // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 2, № 4. С. 70–80.

Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. 176 с.

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 368 с.

Делез Ж. Логика смысла. М.: Академ. проект, 2011. 472 с.

Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.

Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академ. проект, 2000. 430 с.

Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М.: Прагматика культуры, 2002. 160 с.

Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. М.: Европа, 2008. 516 с.

Захарова Е.В. Гештальт-терапия: деконструкция в диалоге // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 5. С. 9–14.

Зомбарт В. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Буржуа: К истории духовного развития современного экономического человека. СПб.: Владимир Даль, 2005. 638 с.

Зотов В.В., Лысенко В.А. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 53–55.

Касториадис К. «Рациональность» капитализма // Политико-философский ежегодник ИФ РАН. 2010. Вып. 3. С. 21–53.

Кляйн Н. Доктрина шока. М.: Добрая книга, 2009. 656 с.

Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос: Прогресс-Традиция, 1998. 208 с.

Кьеркегор С. Или — или. Фрагмент из жизни. СПб.: Изд-во РХГА: Амфора, 2011. 823 с.

Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 432 с.

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Прогресс, 2001. 440 с.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.

Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. М.: Политиздат, 1960. Т. 23. 908 с.

Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.

Резник И.В. Когнитивно-функциональные аспекты реализации понятий «гештальт» и «гештальт-структура» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. Вып. 27. С. 120–129.

Розанваллон П. Утопический капитализм. История идеи рынка. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 256 с.

Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2007. 576 с.

Руди А.Ш. Культурная идентичность в социальном взаимодействии // Инновационная экономика и общество. 2017. № 3. С. 97–103.

Рыкова С.А. Гештальт рабочего как дионисийство // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 2. С. 140–144.

Рэнд А. Апология капитализма. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 360 с.

Сергиева Н.С. Семантический гештальт и ядро языкового сознания русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 2. С. 160–165.

Словикова Е.Л. Гештальт-синергетический подход к исследованию дискурсивного смыслового пространства // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17. С. 138–143.

Сорвин К.В. Классическая и неклассическая формы онтологического аргумента: от доказательства бытия Бога к рефлексивной социологии знания. М.: НП ИД «Русская панорама», 2016. 446 с.

Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М.: АСТ, 2010. 378 с.

Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.

Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 1. М.: Праксис, 2002. 384 с.

Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II. СПб.: Наука, 2014. 358 с.

Фуко М. Слова и вещи. СПб.: A-cad, 1994. 406 с.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 63–176.

Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М.: ИРИСЭН, 2006. 644 с.

Хлебникова О.В. Потребление как гештальт // Философия и культура. 2017. № 9. С. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб.: Медиум: Ювента, 1997. 312 с.

Шукуров Ш. М. Гештальт и теория видения // Историческая психология и социология истории. 2009. Т. 2, № 1. С. 154–179.

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. 540 с.

Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб.: Наука, 2000. 539 с.

Chomsky N. Necessary illusions. Thought control in democratic societies. L.: Pluto Press, 1989. 574 p.

Putnam H. Ethics without ontology. Cambridge: Harvard University Press, 2004. 161 p.

Raz J. Practical reason and norms. Oxford: Oxford University Press, 2002. 220 p.

Rorty R. Contingency, irony and solidarity. N.Y.: Cambridge University Press, 1989. 202 p.

References

Adorno, T. (2000). Problemy filosofii morali [Problems of Moral Philosophy]. Moscow: Respublika Publ., 239 p.

Baudrillard, J. (2000). Simvolicheskij obmen i smert [Symbolic Exchange and Death]. Moscow: Dobrosvet Publ., 387 p.

Bocharnikov, V.N. (2014). Konstrukt i geshtalt — neoinstrumentalʼniye sredstva gumanitarnoj nauki [Construct and Gestalt — Neo-instrumental Means of Humanitarian Science]. Gumanitarnyj vector [Humanitarian Vector]. No. 2(38), pp. 150–157.

Bultmann, R. (2012). Istoriya i eskhatologiya. Prisutstvie vechnosti [History and Eschatology. Presence of Eternity]. Moscow: Kanon+ Publ., Reabilitatsiya Publ., 208 p.

Bunʼko, V.A. (2010). Gipoteza kak geshtalt [Hypothesis as Gestalt]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin]. Vol. 2, no. 4, pp. 70–80.

Castoriadis, С. (2010). «Ratsionalnost» kapitalizma [«Rationality» of Capitalism]. Politikofilosofskyj ezhegodnik IF RAN [Political and Philosophical Yearbook of Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences]. No. 3, pp. 21–53.

Chomsky, N. (1989). Necessary illusions. Thought control in democratic societies. London: Pluto Press, 574 p.

Deleuze, G. (2011). Logika smysla [Logic of sense]. Moscow: Akadem. proekt Publ., 472 p.

Deleuze, G. and Guattari, F. (2007). Anti-Edip: Kapitalizm i shizofreniya [Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia]. Ekaterinburg: U-Faktoriya Publ., 672 p.

Derrida, J. (2000). Pismo i razlichie [Writing and Distinction]. St. Petersburg: Academ. proekt Publ., 430 p.

Feyerabend, P. (2010). Nauka v svobodnom obschestve [Science in a Free Society]. Moscow: AST Publ., 378 p.

Foucault, M. (2002). Intellektualy i vlast: Izbrannye politicheskie stati, vystupleniya i intervyu. Ch. 1 [Intellectuals and Power: Selected Political Articles, Speeches and Interviews. Pt. 1]. Moscow: Praksis Publ., 384 p.

Foucault, M. (2014). Muzhestvo istiny. Upravlenie soboy i drugimi II [Courage of Truth. Self and Other Control II]. St. Petersburg: Nauka Publ., 358 p.

Foucault, M. (1994). Slova i veschi [Words and Things]. St. Petersburg: A-cad Publ., 406 p.

Friedman, M. (2006). Kapitalizm i svoboda [Capitalism and Freedom]. Moscow: Novoe Publ., 240 p.

Habermas, J. (2001). Moralnoe soznanie i kommunikativnoe deystvie [Moral Consciousness and Communicative Action]. St. Petersburg: Nauka Publ., 380 p.

Hayek, F. (2006). Pravo, zakonodatelstvo i svoboda: Sovremennoe ponimanie liberalʼnykh printsipov spravedlivosti i politiki [Law, Legislation and Freedom: A Contemporary Understanding of the Liberal Principles of Justice and Politics]. Moscow: IRISEN Publ., 644 p.

Heidegger, M. (1993). Evropeyskiy nigilizm [European Nihilism]. Vremya i bytie [Time and Being]. Moscow: Respublika Publ., pp. 63–176.

Horkheimer, M. and Adorno T. (1997). Dialektika Prosvescheniya. Filosofskie fragmenty [Dialectic of Enlightenment. Philosophical Fragments]. Moscow: St. Petersburg: Medium Publ., Yuventa Publ., 312 p.

Jünger, E. (2000). Rabochiy. Gospodstvo i geshtalt; Totalnaya mobilizatsiya; O boli [Worker. Domination and Gestalt; Total Mobilization; About Pain]. St. Petersburg: Nauka Publ., 539 p.

Khlebnikova, O.V. (2017). Potreblenie kak geshtalt [Consumption as Gestalt]. Filosofiya i kultura [Philosophy and Culture]. No. 9, pp. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046.

Kierkegaard, S. (2011). Ili — ili. Fragment iz zhizni [Or — Or. Fragment from Life]. St. Petersburg: RCHA Publ., Amfora Publ., 823 p.

Klein, N. (2009). Doktrina shoka [The Shock Doctrine]. Moscow: Dobraya kniga Publ., 656 p.

Kojeve, A. (1998). Ideya smerti v filosofii Gegelya [The Idea of Death in the Philosophy of Hegel]. Moscow: Logos Publ., Progress-Traditsiya Publ., 208 p.

Laval`, K. (2010). Chelovek ekonomicheskiy. Esse o proiskhozhdenii neoliberalizma [An Economic Man. Essay on Origin of New Liberalism]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 432 p.

Le Goff, J. (2001). Srednevekoviy mir voobrazhaemogo [The Medieval World of the Imaginary]. Moscow: Progress Publ., 440 p.

Luman, N. (2005). Realnost massmedia [Mass Media Reality]. Moscow: Praksis Publ., 256 p.

Lyotard, J.-F. (1998). Sostoyaniye postmoderna [Postmodern Condition]. Moscow: Institut eksperimentalnoy sotsiologii Publ.; St. Petersburg: Aleteiya Publ., 160 p.

Marx, K. (1960). Kapital. T. 1 [Capital. Vol. 1]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat, Vol. 23, 908 p.

Ogurtsov, A.P. and Platonov, V.V. (2004). Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. XX vek [Images of Education. Western Philosophy of Education. XX Century]. St. Petersburg: RCHI Publ., 520 p.

Putnam, H. (2004). Ethics without ontology. Cambridge: Harvard University Press, 161 p.

Rand, A. (2003). Apologiya kapitalizma [The Apology of Capitalism]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 360 p.

Raz, J. (2002). Practical reason and norms. Oxford: Oxford University Press, 220 p.

Reznik, I.V. (2010). Kognitivno-funktsionalnye aspekty realizatsii ponyatiy «geshtalt» i «geshtaltstruktura» [Cognitive and Functional Aspects of Realization of the Concepts «Gestalt» and «GestaltStructure»]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of Moscow State Linguistic University]. No. 27, pp. 120–129.

Rorty, R. (1989). Contingency, irony and solidarity. New York: Cambridge University Press, 202 p.

Rosanvallon, P. (2007). Utopicheskiy kapitalizm. Istoriya idei rynka [An Utopian Capitalism. History of the Market Idea]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 256 p.

Rozin, V.M. (2007). Filosofiya obrazovaniya: Etyudy-issledovaniya [Philosophy of Education: Etudes-Study]. Moscow: MPSU Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 576 p.

Rudi, A.Sh. (2017). Kulturnaya identichnost v sotsialnom vzaimodeystvii [Cultural Identity in Social Interaction]. Innovatsionnaya ekonomika i obschestvo [Innovative Economy and Society]. No. 3, pp. 97–103.

Rykova, S.A. (2011). Geshtalt rabochego kak dionisiystvo [Gestalt of Worker as Dionysian]. Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa [The territory of New Features. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service]. No. 2, pp. 140–144.

Sergieva, N.S. (2006). Semanticheskiy geshtalt i yadro yazykovogo soznaniya russkikh [Semantic Gestalt and the Core of the Linguistic Consciousness of Russians]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsialno-gumanitarnye nauki [Bulletin of South Ural State University. Series «Social and Human Sciences»]. No. 2, pp. 160–165.

Shukurov, Sh.M. (2009). Geshtalt i teoriya videniya [Gestalt and Vision Theory]. Istoricheskaya psihologiya i sotsiologiya istorii [Historical Psychology and Sociology of History]. Vol. 2, no. 1, pp. 154–179.

Shumpeter, J. (1995). Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Capitalism, Socialism and Democracy]. Moscow: Ekonomika Publ., 540 p.

Slovikova, E.L. (2011). Geshtalt-sinergeticheskiy podkhod k issledovaniyu diskursivnogo smyslovogo prostranstva [Gestalt-Synergistic Approach to the Study of Discursive Semantic Space]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Chelyabinsk State University Bulletin]. No. 17, pp. 138–143.

Sombart, W. (2005). Sobraniye sochineniy v trekh tomakh. T. 1. Burzhua: K istorii dukhovnogo razvitya sovremennogo ekonomicheskogo cheloveka [Collected Works in Three Volumes. Vol. 1. Bourgeois: On History of Spiritual Development of Modern Economic Man]. St. Petersburg: Vladimir Dal Publ., 638 p.

Sorvin, K.V. (2016). Klassicheskaya i neklassicheskaya formy ontologicheskogo argumenta: ot dokazatelʼstva bytiya Boga k refleksivnoy sotsiologii znaniya [The Classical and Non-Classical Forms of the Ontological Argument: from the Proof of the Existence of God to the Reflexive Sociology of Knowledge]. Moscow: Russkaya panorama Publ., 446 p.

Veblen, T. (1984). Teoriya prazdnogo klassa [Theory of the Leisure Class]. Moscow: Progress Publ., 368 p.

Wallerstein, I. (2005). Istoricheskiy kapitalizm. Kapitalisticheskaya tsivilizatsiya [Historical Capitalism. Capitalist Civilization]. Moscow: Tovarischestvo nauchnykh izdaniy KMK Publ., 176 p.

Zakharova, E.V. (2009). Geshtalt-terapiya: dekonstruktsiya v dialoge [Gestalt Therapy: Deconstruction in Dialogue]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University]. No. 5, pp. 9–14.

Zotov, V.V. and Lysenko, V.A. (2010). Kommunikativnye praktiki kak teoreticheskiy konstrukt izucheniya obschestva [Communicative Practices as a Theoretical Construct of Social Study]. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. No. 3, pp. 53–55.

Žižek, S. (2002). Dobro pozhalovat v pustynyu Realnogo [Welcome to Desert of Real]. Moscow: Pragmatika kultury Publ., 160 p.

Žižek, S. (2008). Ustroystvo razryva. Parallaksnoe videnie [Break Device. Parallax Vision]. Moscow: Evropa Publ., 516 p.

Загрузки

Опубликован

30-12-2018

Выпуск

Раздел

Статьи