Медийная интерпретация этнического конфликта как акт деонтологизации этноса

Философия

Авторы

  • Армине Гегамовна Казарян Нижегородский национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского, 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-3-346-351

Ключевые слова:

этнические конфликты, этническая идентичность, геноцид армян, коллективная память, коммуникативная реальность, коммуникативное одиночество

Аннотация

Статья задает новый ракурс осмысления проблем геноцида, предстающего не как этнический и политический, а как коммуникативный феномен. В этом смысле медиадискурс приобретает новое содержание и становится фактором формирования и конструирования этнической идентичности. Темы межэтнических отношений и внутриэтнической идентичности являются материалом эффективного манипулятивного воздействия в массмедиа. C помощью методов стереотипизации и пропагандистиских приемов массмедиа порождают в сознании аудитории искаженные образы, мнения, установки по тем или иным вопросам и создают таким образом свою реальность. Значительное внимание также уделяется роли массмедиа в самовозобновлении и сохранении «коллективной памяти» этноса за счет процесса реконструкции исторических событий и обращения к образам-архетипам. Прошлое превращается в символические фигуры из воспоминаний, определяющие идентичность и самопонимание этноса. Массмедиа отбирают факты из героического, жертвенного прошлого в соответствии с духовными потребностями этноса в настоящем, способствуя тем самым его консолидации сквозь призму времени. В статье анализируются методы ведения информационной борьбы в вопросах геноцида армян. Обосновывается мысль о том, что применение этих методов в массмедиа создает коммуникативную реальность, вступающую в противоречие с исторической реальностью, национальной памятью. Автор прослеживает тенденцию использования вопросов национальной, этнической идентичности в конструировании коммуникативной реальности. Сделан вывод о деструктивной роли коммуникативного потенциала этногенеза, способного изнутри разрушить национальную общность, если он представляет собой инструмент власти и подавления. В этом отношении массмедиа порождают «коммуникативное одиночество» индивида, противопоставляя его этносу.

Биография автора

Армине Гегамовна Казарян , Нижегородский национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского, 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2

аспирант института международных отношенийи мировой истории

Библиографические ссылки

Абдулатипов Р.Г. Этногенез и общество: обретение свободы или потеря сущности // Российская нация: Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М.: Научная книга, 2005. URL: https://history.wikireading.ru/24536 (дата обращения: 17.03.2018).

Гакаев З.Ж. Этнические стереотипы в прессе (на примере освещения конфликта в Чечне): дис. … канд. истор. наук. М., 2003. 221 с.

Ерохина Е.А. Этническое самосознание: теоретический конструкт и ментальный феномен // Новые исследования Тувы. 2017. № 3. С. 66–83. DOI: 10.25178/nit.2017.3.4.

Мамедов С.В. Еще одно разоблачение так называемого «геноцида армян» – факты – интервью // Day.az. 2016. 24 апр. URL: https://news.day.az/politics/773422.html (дата обращения: 17.03.2018).

Мелкумян Г.М. В парламенте Турции принят закон, запрещающий выражение Геноцид армян // Радио Азатутюн. 2017. 24 июл. URL: https://rus.azatutyun.am/a/28635442.html (дата обращения: 17.03.2018).

Карикатура на тему Геноцида армян в New York Times // Голос Армении. 2015. 16 апр. URL: http://golosarmenii.am/article/27648/karikatura-na-temu-genocida-armyan-v-New-York-Times (дата обращения: 17.03.2018).

Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР // Советская этнография. 1990. № 1. С. 3–15.

Солдатова Г.У. Этническое самосознание и этническая идентичность // Этническая психология: история и методы: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. С. 189–196.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН: Академ. проект, 1999. 320 с.

Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / пер. с англ. М.Л. Коробочкина. М.: Весь Мир, 2000. 296 с.

Турецкий историк: Геноцид армян уничтожает структуру сути турецкого общества // Armenia.Im. 22 дек. URL: https://armenia.im/6/176031.html (дата обращения: 17.03.2018).

Фортунатов А.Н. Коммуникация и одиночество: опыт диалектического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1(2). С. 464–467.

Bar-Tal D., Grauman C.F., Kruglanski A.W., Stroebe W. Stereotyping and Prejudice: Changing Conceptions. N.Y.: Springer, 1989. 276 p. DOI: 10.1007/978-1-4612-3582-8_8.

Bogardus E.S. Stereotypes Versus Sociotypes // Sociological and Social Research. 1950. No. 3. P. 286–291.

Charlie Hebdo опубликовало карикатуры на тему позиции Турции в вопросе Геноцида армян // Analitikaua.Net. 2015. 15 янв. URL: http://analitikaua.net/2015/charlie-hebdo-opublikovalo-karikaturyi-na-temu-pozitsii-turtsii-v-voprose-genotsida-armyan (дата обращения: 17.03.2018).

Jagoda G. Nationality Preferences and National Stereotypes in China Before Independence // Journal of Social Psychology. 1959. No. 50. P. 165–174.

Lippman W. Public Opinion. N.Y.: Hartcourt, Brace and Co., 1922. 65 p.

Renan E.J. Qu’est-ce qu’une nation? // Les Crises. 2015. 31 oct. URL: http://www.les-crises.fr/nation-ernest-renan (дата обращения: 17.03.2018).

References

Abdulatipov, R.G. (2005). Etnogenez i obschestvo: obretenie svobody ili poterya suschnosti [Ethnogenesis and society: finding freedom or loss of the entity]. Rossiyskaya natsiya: Etnonatsionalnaya i grazhdanskaya identichnost rossiyan v sovremennykh usloviyakh [The Russian nation: Ethnic and civil identity of Russians in modern conditions]. Moscow: Nauchaya kniga Publ. Available at: https://history.wikireading.ru/24536 (accessed 17.03.2018).

Bar-Tal, D. et al. (1989). Stereotyping and Prejudice. Changing Conceptions. New York: Springer, 276 p. DOI: 10.1007/978-1-4612-3582-8_8.

Bogardus, E.S. (1950). Stereotypes Versus Sociotypes. Sociological and Social Research. No. 3, pp. 286–291.

Charlie Hebdo opublikovalo karikatury na temu pozitsii Turtsii v voprose Genotsida armyan (2015). [Charlie Hebdo has published cartoons on Turkey’s position on the Armenian genocide issue]. Analitikaua.Net. Jan. 15. Available at: http://analitikaua.net/ 2015/charlie-hebdo-opublikovalo-karikaturyi-na-temupozitsii-turtsii-v-voprose-genotsida-armyan (accessed 17.03.2018).

Erohina, E.A. (2017). Etnicheskoe samosoznanie: teoreticheskiy konstrukt i mentalnyy fenomen [Ethnic identity: a theoretical construct and a mental phenomenon]. Novye issledovaniya Tuvy [The new research of Tuva]. No. 3, pp. 66–83. DOI: 10.25178/nit.2017.3.4.

Fortunatov, A.N. (2014). Kommunikatsiya i odinochestvo: opyt dialekticheskogo analiza [Communication and loneliness: a dialectical analysis], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod]. No. 1(2), pp. 464–467.

Gakaev, Z.Zh. (2003). Etnicheskie stereotipy v presse (na primere osveshhenija konflikta v Chechne): dis. … kand. istor. nauk [Ethnic stereotypes in the press (by the example of coverage of the conflict in Chechnya): dissertation]. Moscow, 221 p.

Jagoda, G. (1959). Nationality Preferences and National Stereotypes in China Before Independence. Journal of Social Psychology. No. 50, pp. 165–174.

Karikatura na temu Genotsida armyan v New York Times (2015). [Caricature on the theme of the Armenian genocide in the New York Times]. Golos Armenii [The Voice Of Armenia]. Apr. 16. Available at: http://golosarmenii.am/article/27648/karikatura-natemu-genocida-armyan-v-New-York-Times (accessed 17.03.2018).

Lippman, W. (1922). Public Opinion. New York: Hartcourt, Brace and Co., 65 p.

Mamedov, S.V. (2016). Esche odno razoblachenie tak nazyvaemogo genotsida armyan – fakty – intervyu [Another exposure of the so-called Armenian genocide – facts–interview]. Day.az. Apr. 24. Available at: https://news.day.az/politics/773422.html (accessed 17.03.2018).

Melkumjan, G.M. (2017). V parlamente Turtsii prinyat zakon, zapreschayuschiy vyrazhenie Genotsid armyan [A law prohibiting the expression of the Armenian Genocide is passed in the Turkish Parliament]. Radio Liberty. Jul. 24. Available at: https://rus.azatutyun.am/a/28635442.html (accessed 17.03.2018).

Pain, E.A. and Popov, A.A. (1990). Mezhnatsionalnye konflikty v SSSR [Ethnic conflicts in the USSR]. Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]. No. 1, pp. 3–15.

Renan, E.J. (2015). Qu’est-ce qu’une nation [What is nation]. Les Crises [The crisis]. Oct. 31. Available at: http://www.les-crises.fr/nation-ernest-renan (accessed 17.03.2018).

Soldatova, G.U. (2003). Etnicheskoe samosoznanie i etnicheskaya identichnost, [Ethnic self-consciousness and ethnic identity]. Etnicheskaya psikhologiya: istoriya i metody: Khrestomatiya [Ethnic psychology: history and methods: Chrestomathy]. Saint Petersburg, Rech Publ., pp. 189–196.

Stefanenko, T.G. (1999). Etnopsikhologiya [Ethnopsychology]. Moscow: Institute of psychology RAS, Akademicheskiy proekt Publ., 320 p.

Tosh, J. (2000). Stremlenie k istine. Kak ovladet masterstvom istorika. Per. s angl. [The Pursuit of History: Aims, Methods and New Directions in the Study of Modern History. Trans. from Eng ]. Moscow: Ves Mir Publ. 296 p.

Turetskiy istorik: Genotsid armyan unichtozhaet strukturu suti turetskogo obschestva (2017). [Turkish historian: Armenian genocide destroys the structure of Turkish society]. Armenia.Im. Dec. 22. Available at: https://armenia.im/6/176031.html (accessed 17.03.2018).

Загрузки

Опубликован

30-09-2018

Выпуск

Раздел

Статьи