Философско-антропологические представления Виктора Франкла: опыт исторической реконструкции

Философия

Авторы

  • Вячеслав Александрович Долин Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, 308024, Белгород, ул. Горького, 71

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-3-327-336

Ключевые слова:

Виктор Франкл, платонизм, аристотелизм, логотерапия, смысл, антиредукционизм, конвергентные технологии

Аннотация

Статья посвящена исторической реконструкции системы философско-антропологических представлений, фундирующих логотерапию Виктора Франкла. В методологическом аспекте статья опирается на концептуальные средства платонизма и аристотелизма. В целях содержательной реконструкции системы философско-антропологических представлений В. Франкла рассматриваются представления о сущности, существовании, предназначении и насущных задачах человека. При описании философско-антропологических представлений В. Франкла на языке платонистской и аристотелистской традиций понимания человека сущность и существование человека объединяются как онтологическая диада, а предназначение и насущные задачи человека — как аксиологическая диада. Результаты осмысления Франклом онтологической диады позволяют рассматривать его как «спасителя платонизма» в ситуации доминирования эмпиризма и сциентизма в философской антропологии (традиция Декарта – Канта – Гуссерля). При осмыслении аксиологической диады В. Франкл следует аксиологическому онтологизму М. Шелера и предвосхищает имманентно-событийное понимание смысла Ж. Делёза. В антропологии В. Франкла ортогонально-холистическое понимание сущности и существования человека выступает основой интенционально-духовного способа реализации насущных задач и предназначения человека. В результате преобладающие концепты аристотелизма в антропологии В. Франкла дополняются платонистским представлением о духовном измерении человека. Интегральным результатом франкловской антропологии выступает образ Homo noeticus как человека светской духовности. В целом В. Франкл осуществляет синтез естественно-научного и философского понимания человека, потенциально совместимый с религиозной антропологией. Франкловский синтез платонизма и аристотелизма соответствует «аристотелистскому повороту» неклассической философии и потенциально продуктивен для осмысления особенностей реализации человеческой экзистенции в мире конвергентных технологий.

Биография автора

Вячеслав Александрович Долин , Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, 308024, Белгород, ул. Горького, 71

кандидат философских наук,доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Библиографические ссылки

Алейник Р.М. Натуралистский поворот в философской антропологии // Философская мысль. 2013. № 3. С. 139–169.

Бабалаева М.В. Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания: дис. … канд. филос. наук. М.: Ин-т философии Рос. академии наук, 2008. 197 с.

Буржуазная философская антропология ХХ века / отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.: Наука, 1986. 295 с.

Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000. 411 с.

Гончарова Н.А., Костылева И.В. Аксиологические основания надежности личности сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 7–11.

Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академ. проект, 2011. 472 с.

Замалиева С.А. Учение Виктора Франкла о человеке: философско-антропологический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 2012. 19 с.

Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет. М.: Рос. полит. энциклопедия (РОССПЭН): Ин-т экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. 247 с.

Лэнгле А. Виктор Франкл — поверенный человечности // Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 107–112.

Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.

Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 287 с.

Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ. М.: Альпина-нон-фикшн, 2017. 338 с.

Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. 105 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Шелер М. Человек и история // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 132–154.

Maslow A.H. Comments on Dr. Frankl’s Paper // Journal of Humanistic Psychology. 1966. No. 6. P. 107–112.

Massey R.F. A Critique of Logotherapy as a Personality Theory // International Forum for Logotherapy. 1988. Vol. 11(1). P. 42–52.

Shea J.J. On the Place of Religion in the Thought of Viktor Frankl // Journal of Psychology and Theology. 1975. Vol. 3. P. 179–186.

References Aleinik, R.M. (2013). Naturalistskiy povorot v filosofskoy antropologii [Naturalistic’ Turn of Philosophical Anthropology]. Filosofskaya mysl [Philosophical thought]. No. 3, pp. 139–169.

Babalaeva, M.V. (2008). Viktor Frankl: filosofskoe istolkovanie smysla stradaniya: dis. … kand. filos. nauk [Viktor Frankl: philosophical interpretation of the suffering’s meaning: dissertation]. Moscow: Institute of Philosophy RAS, 197 p.

Deleuze G. (2011). Logika smysla [The Logic of Sense]. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ., 472 p.

Goncharova, N.A. and Kostyleva, I.V. (2015). Aksiologicheskie osnovaniya nadezhnosti lichnosti sotrudnikov politsii [Axiological grounds for the personal reliability of a police officer]. Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh [Psychopedagogics in Law Enforcement]. No. 2 (61), pp. 7–11.

Grigoryan, B.T. (ed.) (1986). Burzhuaznaya filosofskaya antropologiya XX veka [The bourgeois philosophical anthropology of the twentieth century]. Moscow: Nauka Publ., 295 p.

Frankl, V. (1990). Chelovek v poiskakh smysla: sb. [Man’s Search for Meaning: col.]. Moscow: Progress Publ., 368 p.

Frankl, V. (1997). Doktor i dusha [The Doctor and the Soul]. Saint Peterburg: Yuventa Publ., 287 p.

Frankl, V. (2017). Doktor i dusha: Logoterapiya i ekzistentsialnyy analiz [The Doctor and the Soul: Logotherapy and existential analysis]. Moscow: Alpina-non-fikshn Publ., 338 p.

Frankl, V. (2011). Stradaniya ot bessmyslennosti zhizni. Aktualnaya psikhoterapiya [The Unheard Cry for Meaning. Actual psychotherapy]. Novosibirsk: Siberian University Publ., 105 p.

Frankl, V. (2000). Volya k smyslu [The Will to Meaning]. Moscow: Aprel-press Publ., EKSMO-Press Publ., 368 p.

Längle, A. (2011). Viktor Frankl. Portret [Viktor Frankl. Portrait]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN) Publ., 247 p.

Längle, A. (2005). Viktor Frankl — poverennyy chelovechnosti [Viktor Frankl — Advocate for Humanity]. Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 107–112.

Maslow, A.H. (1966). Comments on Dr. Frankl’s Paper. Journal of Humanistic Psychology. No. 6, pp. 107–112.

Massey, R.F. (1988). A Critique of Logotherapy as a Personality Theory. International Forum for Logotherapy. Vol. 11 (1), pp. 42–52.

Scheler, M. (1993). Chelovek i istoriya [Man and History]. THESIS. No. 3, pp. 132–154.

Shea, J.J. (1975). On the Place of Religion in the Thought of Viktor Frankl. Journal of Psychology and Theology. Vol. 3, pp. 179–186.

Valverde, K. (2000). Filosofskaya antropologiya [Philosophical Anthropology]. Moscow: Khristianskaya Rossiya Publ., 411 p.

Zamalieva, S.A. (2012). Uchenie Viktora Frankla o cheloveke: filosofsko-antropologicheskiy analiz: avtoref. dis. … kand. filos. nauk [The doctrine of Victor Frankl about man: a philosophical-anthropological analysis: Abstract of Ph.D. dissertation]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State Universiry, 19 p.

Загрузки

Опубликован

30-09-2018

Выпуск

Раздел

Статьи