Философско-антропологические представления Виктора Франкла: опыт исторической реконструкции
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-3-327-336Ключевые слова:
Виктор Франкл, платонизм, аристотелизм, логотерапия, смысл, антиредукционизм, конвергентные технологииАннотация
Статья посвящена исторической реконструкции системы философско-антропологических представлений, фундирующих логотерапию Виктора Франкла. В методологическом аспекте статья опирается на концептуальные средства платонизма и аристотелизма. В целях содержательной реконструкции системы философско-антропологических представлений В. Франкла рассматриваются представления о сущности, существовании, предназначении и насущных задачах человека. При описании философско-антропологических представлений В. Франкла на языке платонистской и аристотелистской традиций понимания человека сущность и существование человека объединяются как онтологическая диада, а предназначение и насущные задачи человека — как аксиологическая диада. Результаты осмысления Франклом онтологической диады позволяют рассматривать его как «спасителя платонизма» в ситуации доминирования эмпиризма и сциентизма в философской антропологии (традиция Декарта – Канта – Гуссерля). При осмыслении аксиологической диады В. Франкл следует аксиологическому онтологизму М. Шелера и предвосхищает имманентно-событийное понимание смысла Ж. Делёза. В антропологии В. Франкла ортогонально-холистическое понимание сущности и существования человека выступает основой интенционально-духовного способа реализации насущных задач и предназначения человека. В результате преобладающие концепты аристотелизма в антропологии В. Франкла дополняются платонистским представлением о духовном измерении человека. Интегральным результатом франкловской антропологии выступает образ Homo noeticus как человека светской духовности. В целом В. Франкл осуществляет синтез естественно-научного и философского понимания человека, потенциально совместимый с религиозной антропологией. Франкловский синтез платонизма и аристотелизма соответствует «аристотелистскому повороту» неклассической философии и потенциально продуктивен для осмысления особенностей реализации человеческой экзистенции в мире конвергентных технологий.Библиографические ссылки
Алейник Р.М. Натуралистский поворот в философской антропологии // Философская мысль. 2013. № 3. С. 139–169.
Бабалаева М.В. Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания: дис. … канд. филос. наук. М.: Ин-т философии Рос. академии наук, 2008. 197 с.
Буржуазная философская антропология ХХ века / отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.: Наука, 1986. 295 с.
Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000. 411 с.
Гончарова Н.А., Костылева И.В. Аксиологические основания надежности личности сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 7–11.
Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академ. проект, 2011. 472 с.
Замалиева С.А. Учение Виктора Франкла о человеке: философско-антропологический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 2012. 19 с.
Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет. М.: Рос. полит. энциклопедия (РОССПЭН): Ин-т экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. 247 с.
Лэнгле А. Виктор Франкл — поверенный человечности // Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 107–112.
Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 287 с.
Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ. М.: Альпина-нон-фикшн, 2017. 338 с.
Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. 105 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Шелер М. Человек и история // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 132–154.
Maslow A.H. Comments on Dr. Frankl’s Paper // Journal of Humanistic Psychology. 1966. No. 6. P. 107–112.
Massey R.F. A Critique of Logotherapy as a Personality Theory // International Forum for Logotherapy. 1988. Vol. 11(1). P. 42–52.
Shea J.J. On the Place of Religion in the Thought of Viktor Frankl // Journal of Psychology and Theology. 1975. Vol. 3. P. 179–186.
References Aleinik, R.M. (2013). Naturalistskiy povorot v filosofskoy antropologii [Naturalistic’ Turn of Philosophical Anthropology]. Filosofskaya mysl [Philosophical thought]. No. 3, pp. 139–169.
Babalaeva, M.V. (2008). Viktor Frankl: filosofskoe istolkovanie smysla stradaniya: dis. … kand. filos. nauk [Viktor Frankl: philosophical interpretation of the suffering’s meaning: dissertation]. Moscow: Institute of Philosophy RAS, 197 p.
Deleuze G. (2011). Logika smysla [The Logic of Sense]. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ., 472 p.
Goncharova, N.A. and Kostyleva, I.V. (2015). Aksiologicheskie osnovaniya nadezhnosti lichnosti sotrudnikov politsii [Axiological grounds for the personal reliability of a police officer]. Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh [Psychopedagogics in Law Enforcement]. No. 2 (61), pp. 7–11.
Grigoryan, B.T. (ed.) (1986). Burzhuaznaya filosofskaya antropologiya XX veka [The bourgeois philosophical anthropology of the twentieth century]. Moscow: Nauka Publ., 295 p.
Frankl, V. (1990). Chelovek v poiskakh smysla: sb. [Man’s Search for Meaning: col.]. Moscow: Progress Publ., 368 p.
Frankl, V. (1997). Doktor i dusha [The Doctor and the Soul]. Saint Peterburg: Yuventa Publ., 287 p.
Frankl, V. (2017). Doktor i dusha: Logoterapiya i ekzistentsialnyy analiz [The Doctor and the Soul: Logotherapy and existential analysis]. Moscow: Alpina-non-fikshn Publ., 338 p.
Frankl, V. (2011). Stradaniya ot bessmyslennosti zhizni. Aktualnaya psikhoterapiya [The Unheard Cry for Meaning. Actual psychotherapy]. Novosibirsk: Siberian University Publ., 105 p.
Frankl, V. (2000). Volya k smyslu [The Will to Meaning]. Moscow: Aprel-press Publ., EKSMO-Press Publ., 368 p.
Längle, A. (2011). Viktor Frankl. Portret [Viktor Frankl. Portrait]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN) Publ., 247 p.
Längle, A. (2005). Viktor Frankl — poverennyy chelovechnosti [Viktor Frankl — Advocate for Humanity]. Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 107–112.
Maslow, A.H. (1966). Comments on Dr. Frankl’s Paper. Journal of Humanistic Psychology. No. 6, pp. 107–112.
Massey, R.F. (1988). A Critique of Logotherapy as a Personality Theory. International Forum for Logotherapy. Vol. 11 (1), pp. 42–52.
Scheler, M. (1993). Chelovek i istoriya [Man and History]. THESIS. No. 3, pp. 132–154.
Shea, J.J. (1975). On the Place of Religion in the Thought of Viktor Frankl. Journal of Psychology and Theology. Vol. 3, pp. 179–186.
Valverde, K. (2000). Filosofskaya antropologiya [Philosophical Anthropology]. Moscow: Khristianskaya Rossiya Publ., 411 p.
Zamalieva, S.A. (2012). Uchenie Viktora Frankla o cheloveke: filosofsko-antropologicheskiy analiz: avtoref. dis. … kand. filos. nauk [The doctrine of Victor Frankl about man: a philosophical-anthropological analysis: Abstract of Ph.D. dissertation]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State Universiry, 19 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.