Современные практики развития взрослости: философские и психологические аспекты

Философия

Авторы

  • Елена Викторовна Шевкова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Елена Михайловна Березина Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Ольга Ивановна Полянина Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-2-221-228

Ключевые слова:

философская антропология, взрослеть, взрослый, современные образовательные практики, мышление и письмо, интерактивность, идентичность

Аннотация

В статье рассматривается феномен взрослости в терминах философского и психологического дискурсов через идею сопряженности взрослости и образования. Показано, что содержание и формы последнего определяются культурными доминантами, подверженными историческим изменениям. Определены ключевые вызовы современности в контексте культурных и образовательных практик — необходимость непрерывного образования в течение жизни, обретение посредством образования новых идентичностей. В контексте обсуждения феномена взрослости представлен психологический ракурс видения практики применения методов обучения по модели свободных искусств и наук во взрослой (не студенческой) аудитории. Показано, что реализуемая здесь практика, сопоставимая с динамическим подходом в обучении (по К. Фопелю), поддерживает развитие ключевых для идентичности взрослого человека характеристик, таких как способность к децентрации собственной позиции, переживание укорененности в культуре, ответственная автономия, в отличие от традиционного (институционального) подхода в обучении. Обозначены методические ресурсы поддержки актуальных для периода взрослости потребностей и задач развития. Рассмотрены психологические трудности, сопровождающие реализацию модели свободных искусств и наук во взрослой аудитории, и способы их преодоления.

Биографии авторов

Елена Викторовна Шевкова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры общей и клинической психологии

Елена Михайловна Березина , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат философских наук, доцент,заведующая кафедрой культурологиии социально-гуманитарных технологий

Ольга Ивановна Полянина, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры психологии развития

Библиографические ссылки

Бауман З. Индивидуализированное общество / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.

Звенигородская Г.П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода: дис. … д-ра пед. наук. Хабаровск, 2002. 451 с.

Игнатова Н.Ю. Человек взрослый: философско-антропологический анализ. Нижний Тагил: НТИ УГТУ-УПИ, 2005. 118 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

Мамардашвили М. Очерк современной европейской философии. СПб.: Азбука, 2014. 608 c.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 312 c.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

Михайлова О.Б. Когнитивное развитие и особенности процесса обучения в период ранней и средней взрослости // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 34–41.

Моховиков А. Жизнь психотерапевтического сообщества: аномия и приспособление // Гештальт 2011. Сборник материалов Общества практикующих психологов «Гештальт-подход». М., 2011. С. 5–16.

Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.

Пиплс П. Развитие речи и критического мышления у студентов в программах Бард-колледжа // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 116–131.

Рогов М.Г., Прохорова Д.А. Специфика барьеров в образовании руководителей среднего звена // Проблемы социальной психологии личности / Сарат. гос. ун-т. Саратов, 2008. № 7. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30335.shtml (дата обращения: 04.09.2017).

Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. М.: Генезис. 2010. 360 c.

Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / под общ. ред. В.П. Визгина, Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2002. 384 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. 608 с.

Шелер М. Формы знания и образование // Человек. М., 1992. Вып. 4. С. 85–96.

References

Bauman, Z. (2005). Individualizirovannoe obschestvo [The Individualized Society]. Moscow, Logos Publ., 390 p.

Foucault, M. (2002). Intellektualy i vlast: Izbrannye politicheskie stati, vystupleniya i intervyu /pod red. V.P. Vizgina, B.M. Skuratova [Dits et écrits: political articles, conferences, interviews, ed. by V.P. Vizgin, B.M. Skuratov]. Moscow, Praksis Publ., 384 p.

Hjelle, L., Ziegler, D. (2003). Teorii lichnosti [Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications]. Sain Petersburg, Piter Publ., 608 p.

Ignatova, N.Yu. (2005). Chelovek vzrosliy: filosofsko-antropologicheskiy analiz [An adult man: a philosophical anthropological analysis]. Nizhniy Tagil, NTI USTU-UPI Publ., 118 p.

Krayg, G., Bokum, D. (2005). Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 940 p.

Latova, Yu.V. (ed.) (2014). Nepreryvnoe obrazovanie — stimul chelovecheskogo razvitiya i faktor sotsial’no-ekonomicheskikh neravenstv [Continuous education is a stimulus of human development and a factor of socioeconomic inequalities]. Moscow, CSFM Publ., 433 p.

Mamardashvili, M. (2014). Ocherk sovremennoy evropeyskoy filosofii [An outline of modern European philosophy]. Saint Petersburg, Azbuka Publ., 608 p.

Markova, A.K. (1996). Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Znanie, 312 p.

Maslow, A. (1999), Motivatsiya i lichnost’ [Motivation and Personality]. Saint Petersburg, Evraziya Publ., 478 p.

Mikhaylova, O.B. (2007). Kognitivnoe razvitie i osobennosti protsessa obucheniya v period ranney i sredney vzroslosti [Cognitive Development and Learning in Early and Middle Adulthood]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. No. 2, pp. 34–41.

Mokhovikov, A. (2011). Zhizn’ psikhoterapevticheskogo soobschestva: anomiya i prisposoblenie [Life of the psychotherapeutic community: anomie and adaptation]. Geshtal’t 2011. Sbornik materialov Obschestva praktikuyuschikh psikhologov «Geshtal’t-podkhod» [Gestalt 2011. Collection of the Practicing Psychologists Society «Gestalt-approach»]. Moscow, pp. 5–16.

Peoples, P. (2015). Razvitie rechi i kriticheskogo myshleniya u studentov v programmakh Bard-kolledzha [Empowering Students through Language & Critical Thinking: The Bard College Language & Thinking Program]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies (Moscow)]. No. 4, pp. 116–131.

Rogov, M.G., Prokhorova, D.A. (2008). Spetsifika bar’erov v obrazovanii rukovoditeley srednego zvena [Specificity of educational barriers of middle managers]. Problemy sotsial’noy psikhologii lichnosti [Problems of social psychology of personality]. Saratov, SSU Publ. Available at: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/ issue/30335.shtm (accessed 04.09.2017).

Scheler, M. (1992). Formy znaniya i obrazovanie [Forms of knowledge and education]. Chelovek [Human]. Iss. 4, pp. 85–96.

Vopel, K. (2010). Psikhologicheskie printsipy obucheniya vzroslykh [Effective Workshops]. Moscow, Genezis, 360 p.

Zvenigorodskaya, G.P. (2002). Teoriya i praktika refleksivnogo obrazovaniya na osnove fenomenologicheskogo podkhoda: dis. … d-ra ped. nauk [Theory and practice of reflexive education on the basis of the phenomenological approach: dissertation]. Khabarovsk, 451 p.

Загрузки

Опубликован

30-06-2018

Выпуск

Раздел

Статьи