Tempus(non) fugit. О различии подходов к решению проблемы времени в современной континентальной философии (на примере Ж.-Ф. Лиотара) и в философии процесса А.Н. Уайтхеда
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-26-35Ключевые слова:
время, Августин, феноменология, философия процесса, сущность и субстанция, актуальные сущности, схватывание, опытАннотация
В статье предпринимается попытка обнаружить основания затруднений, связанных с анализом темпоральности, которые стали одним из лейтмотивов западной мысли начиная с Августина Аврелия и остаются таковыми в современной континентальной философии. С опорой на постфеноменологическое описание невозможности представления и тематизации времени как абсолютного настоящего, предложенное Ж.-Ф. Лиотаром, а также на эвристические возможности философии процесса А.Н. Уайтхеда делается попытка выявить исторические корни таких затруднений. Схема описания темпоральности, предложенная английским мыслителем в таких работах, как «Процесс и реальность» и «Приключение идей», и в дальнейшем разработанная в трудах комментаторов его творчества, например, К. Робинсона, С. Шавиро, Л. Форда и И. Стенгерс, критически накладывается на категориальный аппарат современной континентальной философии. В результате в контексте критики Уайтхедом традиционных естественно-научных (ньютоновских) представлений о времени как «ошибки простой локализации», а также раскрытия им значения типичных заблуждений, имевших место в процессе конструирования различных онтологических систем в целом (например, так называемой «ошибки подмены конкретного»), и при истолковании временности в частности, выявляется проблема недостаточности категориального аппарата современной континентальной философии, преимущественно ориентированного на последовательное решение задач, связанных с особенностями функционирования сознания, для целей несубъективного истолкования временности. В частности, проводится оценка последствий деконструкции категории субъекта, а также десубстанциализации физической реальности в феноменологической (Ф. Брентано и Э. Гуссерль) и постфеноменологической (Ж.-Ф. Лиотар) философии. Предлагается модель времени, разработанная Уайтхедом в рамках его предприятия по конструированию философии в форме «логичной, когерентной схемы общих идей». В итоге уайтхедовская модель времени, опирающаяся на анализ осмысления времени в классической модерной онтологии и естественных науках, предлагается в качестве альтернативного онтологического основания для анализа проблем темпоральности.Библиографические ссылки
Блаженный Августин. Исповедь. СПб.: Наука, 2013. 373 с.
Латур Б. Пастер: Война и мир микробов, с приложением «Несводимого» / пер. с фр. A.B. Дьякова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2015. 316 с.
Лиотар Ж.-Ф. Хайдеггер и «евреи» / пер. с фр., послесл. и прим. В.Е. Лапицкого. СПб.: Аксиома, 2001. 187 с.
Манекин Р.В. М. Хайдеггер и А.Н. Уайтхед о пространстве и времени: опыт компаративного анализа. 2010. URL: http://manekin.narod.ru/ph/pr-vr.htm#31(дата обращения: 30.01.2018).
Молчанов В.Предпосылка тождества и аналитика различий // Логос 1991–2005. Избранное: в 2 т. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. Т. 2. С. 47–79.
Субири Х. О сущности / пер. с исп. Г.В. Вдовиной. М.: Ин-т философии, теологии и истории Св. Фомы, 2009. 456 с.
Уайтхед А. Избранные работы по философии / пер. с англ., сост. И.Т. Касавин; общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990. 717 с.
Уайтхед А.Н. Процесс и реальность [Ч. Ι, гл. ΙΙ. Категориальная схема] / пер. М.В. Локосовой // Вопросы философии. 2017. № 1. С. 168–179. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1566&Itemid=52#_edn8(дата обращения: 30.01.2018).
Ford L.S. Locating Atomicity // Process Studies (Supplement). 1999. Iss. 1–2. P. 1–58.
Lyotard J.-F. Le Différend.Paris: Les Éditions de Minuit, 1983. 216 p.
Lyotard J.-F. The Inhuman. Reflections on Time. Stanford, CA: Stanford University Press, 1991. 224 p.
Robinson K. Deleuze, Whitehead and the Reversal of Platonism // Deleuze, Whitehead, Bergson. Rhizomatic Connections / еd. by K. Robinson. L., UK: Palgrave Macmillan, 2009. P. 128–144.
Shaviro S.Without Criteria: Kant, Whitehead, Deleuze and Aesthetics. Cambridge, MA.: The MIT Press; London, 2009. 192 p.
Stengers I. Thinking with Deleuze and Whitehead: a Double Test // Deleuze, Whitehead, Bergson. Rhizomatic Connections / еd. by K. Robinson. L., UK: Palgrave Macmillan, 2009. P. 28–44.
Vieira Teixeira M.T.M. Epochal Time and the Creativity of Thinking: Henri Bergson and Alfred North Whitehead // Concrescence – The Australasian Journal of Process Thought. 2009. P. 77–85.
Whitehead A.N. Adventures of Ideas. N.Y.: The Free Press, 1933/1967. 307 p.
Whitehead A.N. Process and Reality. N.Y.: The Free Press, 1929/1978. 413 p.
References
Ford L.S. (1999). Locating Atomicity. Process Studies (Supplement). Iss. 1–2, pp. 1–58. (In English).
Latour B. (2015). Paster: Voyna i Mir Mikrobov, s prilozheniem Nesvodimogo [The Pasteurization of France with addition of Irreductions]. St. Petersburg, European University in St. Petersburg Publ., 316 p. (In Russian).
Lyotard J.-F. (2001). Heidegger i «Evrei» [Heidegger and «the Jews»]. St. Petersburg, Aksioma Publ., 187 p. (In Russian).
Lyotard J.-F. (1991). The Inhuman. Reflections on Time. Stanford, Stanford University Press, 224 p. (In English). Lyotard J.-F. (1983). Le Différend [The Differend]. Paris, Minuit Publ., 216 p. (In French).
Manekin R.V. (2010). M. Heidegger i A.N. Whitehead o prostranstve i vremeni: opyt komparativnogo analiza [M. Heidegger and A.N. Whitehead about Space and Time: an Essay in Comparative Analysis]. Available at: http://manekin.narod.ru/ph/prvr.htm#31 (accessed 30.01.2018). (In Russian).
Molchanov V. (2006). Predposylka tozhdestva i analitika razlichiy [The Presupposition of Identity and the Practice of Differences]. Logos 1991–2005. Izbrannoe: v 2 t. [Logos 1991–2005. The Selected: in 2 vols.]. Moscow, Territorija Budushhego Publ. House, vol. 2, pp. 47–79. (In Russian).
Robinson K. (2009). Deleuze, Whitehead and the Reversal of Platonism. Deleuze, Whitehead, Bergson. Rhizomatic Connections. London, UK, Palgrave Macmillan, pp. 128–144. (In English).
Shaviro S. (2009). Without Criteria: Kant, Whitehead, Deleuze and Aesthetics. Cambridge, MA., The MIT Press, London, 192 p. (In English).
Saint Augustine. (2013). Ispoved’ [Confessions]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2013, 373 p. (in Russian).
Stengers I. (2009). Thinking with Deleuze and Whitehead: a Double Test. Deleuze, Whitehead, Bergson. Rhizomatic Connections. London, UK, Palgrave Macmillan, pp. 28–44. (In English).
Vieira Teixeira M.T.M. (2009). Epochal Time and the Creativity of Thinking: Henri Bergson and Alfred North Whitehead. Concrescence – The Australasian Journal of Process Thought. Pp. 77–85. (In English).
Whitehead A.N. (1933/1967). Adventures of Ideas. New York, The Free Press, 307 p. (In English).
Whitehead A.N. (1990). Izbrannye Raboty po Filosofii [Selected works on Philosophy]. Moscow, Progress Publ., 717 p. (In Russian).
Whitehead A.N. (1929/1978). Process and Reality. New York, The Free Press, 413 p. (In English).
Whitehead A.N. (2017). Process i real’nost’ (Ch. I, gl. II. Kategorial’naya skhema) / per. M.V. Lokosovoy [Process and Reality (Pt. Ι, ch. ΙΙ. Categorial Scheme) / transl. by M.V. Lokosova]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. No. 1, pp. 168–179. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=vi ew&id=1566&Itemid=52#_edn8 (accessed 30.01.2018) (In English).
Zubiri X. (2009). O sushchnosti [On Essence]. Moscow, St. Thomas Institute of philosophy, Theology and History Publ., 456 p. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.