Религиозность мигрантов из Центральной Азии в условиях крупного города

Социология

Авторы

  • Елена Львовна Могильчак Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-620-631

Ключевые слова:

мигранты, религиозные практики, аккультурация, ассимиляция, интеграция, маргинализация, культурная самоидентификация, факторный анализ

Аннотация

Целью исследования являлось определение степени распространенности религиозных практик среди разных категорий мигрантов, выявление религиозных групп, имеющих разные аккультурационные стратегии. В 2017 г. нами был опрошен методом стандартизированного интервью 231 иноэтничный мигрант из стран Центральной Азии, проживающий в Екатеринбурге. С увеличением времени пребывания в Екатеринбурге как у мусульман, так и у христиан увеличивается число используемых религиозных практик. Таким образом, с увеличением продолжительности пребывания в городе у мусульман усиливается ориентация на сохранение национально-культурной идентичности, у определивших свою конфессиональную принадлежность как христианство — на включение в новую, немусульманскую культуру. На религиозную активность мигрантов влияют социально-демографические факторы. С повышением уровня образования религиозность ослабевает, а при переходе от женской к мужской гендерной группе она усиливается. На основе показателей степени идентификации с родной и русской культурой при помощи метода факторного анализа было проведено сравнение трех религиозных групп мигрантов. Среди них были выделены: 1) определившие в качестве своей конфессиональной принадлежности ислам и реализующие максимальное число религиозных практик; 2) определившие в качестве своей конфессиональной принадлежности ислам, но не вовлеченные ни в одну религиозную практику; 3) определившие в качестве своей конфессиональной принадлежности христианство. В первой группе сильно развита установка как на включение в русскую культуру, так и на сохранение собственной национально-культурной идентичности. Во второй группе слабо развиты обе установки. В третьей группе установка на сохранение национально-культурной идентичности не развита, а установка на включение в русскую культуру развита лишь частично. Опираясь на теорию аккультурации Дж. Берри, можно говорить о предрасположенности первой группы мигрантов к интеграционной стратегии аккультурации, второй группы — к маргинальной стратегии. Стратегия третьей группы определена нами как неполная ассимиляция. Наиболее оптимальной и бесконфликтной мы считаем стратегию интеграции, которая свойственна первой группе — активно практикующим мусульманам.

Биография автора

Елена Львовна Могильчак, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51

кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной социологии,департамент политологии и социологии Уральского гуманитарного института

Библиографические ссылки

Батенева Е.В. Проблемы культурной адаптации экономических мигрантов из стран Центральной Азии в столичном регионе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6(50). С. 97–100.

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60–74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

Галяпина В.Н., Хожиев Ж.Ж. Роль идентичности, этнических стереотипов и стратегий аккультурации в адаптации мигрантов из Средней Азии в Московском регионе // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13, № 4. С. 15–27. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130402

Ефремова М.В., Лепшокова З.Х. Религиозность и стратегии аккультурации мигрантов и принимающего населения // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 4(33). С. 35–46.

Куперман А. и др. Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе / Pew Research Center. 2017. 51 с. URL: https://www.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/7/2017/05/CEUP-Overview-Russian-FOR-WEB.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: Объединенное гуманит. изд-во, 2005. 184 с.

Мирзамагомедова И. Мусульманка посещает Дом Аллаха // Islam.ru: исламский информационный портал. 2013. 17 июн. URL: http://islam.ru/content/obshestvo/41399 (дата обращения: 26.06.2019).

Павлова О.С. Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2015. T. 11, № 4. С. 207–222. DOI: https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-4-207-222

Перепелкин Л.С., Стэльмах В.Г. Человек верующий: религия и идентичность // Вопросы социальной теории: науч. альманах. Т. IV: Человек в поисках идентичности. М.: Изд-во Независимого ин-та гражд. общ-ва, 2010. С. 373–395.

Рош С. Роль ислама в жизни центрально-азиатских мигрантов в Москве. CERIA: Аналитический обзор № 2, октябрь 2014 / Central Asia Program. 2014. Oct. 20. URL: https://centralasiaprogram.org/archives/7867 (дата обращения: 05.06.2019).

Старостин А.Н. Религиозные практики мигрантов из Центральной Азии в уральском мегаполисе // Этнопанорама. 2016. № 1–2. С. 46–55.

Eraliev S. Growing Religiosity Among Central Asian Migrants in Russia // Journal of International and Advanced Japanese Studies. 2018. Vol. 10. P. 137–150. URL: http://japan.tsukuba.ac.jp/research/JIAJS10_ONLINE01_Eraliev.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

Massey D.S., Higgins M.E. The Effect of Immigration on Religious Belief and Practice: A Theologizing or Alienating Experience? // Social Science Research. 2011. Vol. 40, iss. 5. P. 1371–1389. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2010.04.012

Olimova S., Olimov M. Religious institutions and Tajik migrant integration in Russia // DOC Research Institute. 2018. Feb 21. URL: https://doc-research.org/2018/02/religious-institutions-tajik-migrant-integration-russia (дата обращения: 10.06.2019).

Turaeva R. Imagined mosque communities in Russia: Central Asian migrants in Moscow // Asian Ethnicity. 2019. Vol. 20, iss. 2. P. 131–147. DOI: https://doi.org/10.1080/14631369.2018.1525529

References

Bateneva, E.V. (2012). Problemy kul’turnoу adaptatsii ekonomicheskikh migrantov iz stran Tsentral’noу Azii v stolichnom regione [Problems of cultural adaptation of economic migrants from Central Asia in the capital region].

Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. No. 6(50), pp. 97–100. Bourdieu, P. (2002). Formy kapitala [The form of capital]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of Economic Sociology]. Vol. 3, no. 5, pp. 60–75. Available at: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/ 1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (accessed 05.06.2019).

Cooperman, А., Saygal, N. and Shiller, A. (2017). Religiya i natsional’naya prinadlezhnost’ v Tsentral’noy i Vostochnoy Evrope [Religion and nationality in Central and Eastern Europe]. Pew Research Center, 51 p.

Available at: https://www.pewresearch.org/wpcontent/uploads/sites/7/2017/05/CEUP-OverviewRussian-FOR-WEB.pdf (accessed 05.06.2019).

Efremova, M.V. and Lepshokova, Z. Kh. (2014). Religioznost’ i strategii akkul’turatsii migrantov i prinimayuschego naseleniya [Religiousness and acculturation strategies of migrants and the accepting population]. Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya [Actual Problems of Psychological Knowledge]. No. 4(33), pp. 35–46.

Eraliev, S. (2018). Growing religiosity among Central Asian migrants in Russia. Journal of International and Advanced Japanese Studies. Vol. 10, pp. 137–150.

Available at: http://japan.tsukuba.ac.jp/ research/JIAJS10_ONLINE01_Eraliev.pdf (accessed 05.06.2019).

Galyapina, V.N. and Kholiev, Zh.Zh. (2017). Rol’ identichnosti, etnicheskikh stereotipov i strategiу akkul’turatsii v adaptatsii migrantov iz Sredneу Azii v Moskovskom regione [The role of identity, ethnic stereotypes and acculturation strategies in the adaptation of migrants from Central Asia in the Moscow region]. Кul’turno-istoricheskaya psikhologiya [CulturalHistorical Psychology]. Vol. 13, no. 4, pp. 15–27. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130402

Malinowski, B. (2005). Nauchnaya teoriya kul’tury [A scientific theory of culture]. Moscow: OGI Publ., 184 p.

Massey, D.S. and Higgins, M.E. (2011). The effect of immigration on religious belief and practice: a theologizing or alienating experience? Social Science Research. Vol. 40, iss. 5, pp. 1371–1389. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2010.04.012

Mirzamagomedova, I. (2013). Musul’manka poseschaet Dom Allaha [Muslim visits the House of Allah]. Islam.ru: Islamskiy informatsionnyy portal [Islam.ru: Islamic Information Portal]. Jun. 17. Available at: http: //islam.ru/content/obshestvo/41399 (accessed 26.06.2019).

Olimova, S. and Olimov, M. (2018). Religious institutions and Tajik migrant integration in Russia. The Dialogue of Civilizations Research Institute. DOC Research Institute. Feb 21. Available at: https://docresearch.org/2018/02/religious-institutions-tajikmigrant-integration-russia (accessed 10.06.2019).

Pavlova, O.S. (2015). Psikhologiya religii v islamskoу paradigme: sostoyanie i perspektivy razvitiya [Psychology of religion in the islamic paradigm: the current state and prospects]. Islam v sovremennom mire [Islam in the Modern World]. Vol. 11, no. 4, pp. 207–222. DOI: https://doi.org/10.20536/ 2074-1529-2015-11-4-207-222

Perepelkin, L.S. and Stelmakh, V.G. (2010). Chelovek veruyuschiy: religiya i identichnost’ [Man is a believer: religion and identity]. Voprosy sotsial’noy teorii. T. IV: Chelovek v poiskakh identichnosti [Issues of Social Theory. Vol. IV: Man in Search of Identity]. Moscow: Independent Institute of Civil Society Publ., pp. 373–395.

Roche, S. (2014). Rol’ islama v zhizni tsentral’noaziatskikh migrantov v Moskve. CERIA. Analiticheskiy obzor No. 2 [The role of Islam in the lives of Central Asian migrants in Moscow. CERIA: Analytical Review No. 2]. Central Asia Program Series, Oct. 20. Available at: https://centralasiaprogram.org/ archives/7867 (accessed 05.06.2019).

Starostin, A.N. (2016). Religioznye praktiki migrantov iz Tsentral’noy Azii v ural’skom megapolise [Religious practices of migrants from Central Asia in the Ural megalopolis]. Etnopanorama [Etnopanarama]. No. 1–2, pp. 46–55.

Turaeva, R. (2018). Imagined mosque communities in Russia: Central Asian migrants in Moscow. Asian Ethnicity. Vol. 20, pp. 131–147. DOI: https://doi.org/10.1080/14631369.2018.1525529

Загрузки

Опубликован

30-12-2019

Выпуск

Раздел

Статьи