Корпоративное социальное инвестирование в современной России: между экономической эффективностью и социальной справедливостью
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-402-411Ключевые слова:
корпоративное социальное инвестирование, социальная ответственность, корпоративная социальная политика, социальная справедливость, экономическая социологияАннотация
В данной работе автор задается вопросом: готовы ли современные компании создавать системы корпоративных социальных инвестиций для обеспечения социальной справедливости или они могут лишь имитировать корпоративную социальную ответственность. Рассматривается дилемма, с которой сталкиваются современные предприятия, конкурирующие на глобальном рынке. Современная конкурентная среда предусматривает участие бизнеса в социальных программах. Однако это требует от предприятий значительных дополнительных затрат, приносящих прибыль лишь в долгосрочной перспективе. Автор анализирует результаты эмпирических социологических исследований, проведенных на базе Российского государственного социального университета в 2011–2016 гг. На основании этих исследований автор делает вывод о том, что корпоративные социальные инвестиции дают предприятиям значимые конкурентные преимущества и повышают их социальную репутацию. Однако их хаотичность и бессистемность приводит к падению финансовой эффективности деятельности компании. Определена необходимость целенаправленного выбора объекта социальных инвестиций, учитывающего экономические интересы компании в долгосрочной перспективе. Статья будет интересна руководителям компаний, специалистам министерств и ведомств, участвующих в разработке политики в области социального предпринимательства, предпринимателям, научным сотрудникам, аспирантам и студентам высших учебных заведений, а также широкому кругу читателей.Библиографические ссылки
Гордеев Э.Н., Астахов А.П. Как организовать эффективную систему предотвращения утечки конфиденциальной информации из коммерческой организации / CISA. М., 2005.
Долгорукова И.В. Корпоративная социальная политика современного предприятия: теоретико-методологические основы социологического анализа // Научная социологическая школа РГСУ: 25 лет. Социология. Социальность. Современность: материалы XXI Социологических чтений РГСУ / гл. ред. Д.К. Танатова. М.: Перспектива, 2016. С. 78–80.
Долгорукова И.В. Устойчивость общественных институтов и корпоративная социальная политика: проблемы взаимовлияния // Социальная политика и социология. 2016. Т. 15, № 1(114). С. 35–44. DOI: https://doi.org/10.17922/2071-3665-2016-15-1-35-44
Иванова Н.В. Социальное инвестирование: обзор зарубежных практик // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 31–36.
Мацусита К. Миссия бизнеса: пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 191 с.
Некрасов Ю.С. Коллективный договор: что он собой представляет? // Кадровое дело. 2003. № 4. С. 3–5.
Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Мос-ковская. M.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2011. 284 с.
Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность (Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). СПб., 2006. 106 с.
Шулус А., Деревянченко А. O социальном партнерстве в сфере малого предпринимательства // Управление персоналом. 2000. № 4. С. 67–80.
Cramer J. Learning about Corporate Social Responsibility: The Dutch Experiment. Amsterdam: IOS Press, 2003. 153 p.
Dees J.G. The Meaning of Social Entrepreneurship. 1998. URL: http://www.redalmarza.cl/ing/pdf/TheMeaningofsocialEntrepreneurship.pdf (accessed: 27.07.2016).
Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profits // New York Times Magazine (Sep. 13). 1970. P. 122–126. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-540-70818-6_14
Orlitzky M., Schmidt F.L., Rynes S.L. Corporate Social and Financial Performance: A Meta-analysis // Organization Studies. 2003. Vol. 24, iss. 3. P. 403–441. DOI: https://doi.org/10.1177/0170840603024003910
Readman E. Three Models of Corporate Social Responsibility: Implications for Public Policy // Roosvelt Review. 2005. Summer. P. 95–108.
Windsor D. Corporate social responsibility: Three key approaches // Journal of Management Studies. 2006. No. 43(1). P. 93–114. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6486.2006.00584.x
Yudina T.N., Osadchaya G.I., Leskova I.V., Dolgorukova I.V., Kireev E.Y. The Eurasian Economic Union: Migration Risks // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no. 4. P. 451–457. DOI: https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4p451
References
Cramer, J. (2003). Learning about corporate social responsibility. The Dutch Experiment. Amsterdam: IOS Press, 153 p.
Dees, J.G. (1998). The meaning of social entrepreneurship. Available at: http://www.redalmarza.cl/ ing/pdf/TheMeaningofsocialEntrepreneurship.pdf (accessed 27.07.2016).
Dolgorukova, I.V. (2016). Korporativnaya sotsial’naya politika sovremennogo predpriyatiya: teoretiko-metodologicheskie osnovy sotsiologicheskogo analiza [Corporate social policy of modern enterprise: theoretical and methodological bases of sociological analysis]. Nauchnaya sotsiologicheskaya shkola RGSU: 25 let. Sotsiologiya. Sotsial’nost’. Sovremennost’: materialy XXI Sotsiologicheskikh chteniy RGSU [Scientific sociological school RSSU: 25 years. Sociology. Sociality. Modernity: Materials of the XXI Sociological Readings RSSU]. Moscow: Perspektiva, pp. 78–80.
Dolgorukova, I.V. (2016). Ustoychivost’ obschestvennykh institutov i korporativnaya sotsial’naya politika: problemy vzaimovliyaniya [The soundness of public institutions and corporate social policy: problems of interaction]. Sotsial’naya politika i sotsiologi ya [Social Policy and Sociology]. Vol. 15, no. 1(114), pp. 35–44. DOI: https://doi.org/10.17922/2071-3665- 2016-15-1-35-44
Friedman, M. (1970). The social responsibility of business is to increase its profits. New York Times Magazine. Sep. 13, pp. 122–126. DOI: https://doi.org/ 10.1007/978-3-540-70818-6_14
Gordeev, E.N. and Astakhov, A.P. (2005). Kak organizovat’ effektivnuyu sistemu predotvrascheniya utechki konfidentsial’noy informatsii iz kommercheskoy organizatsii [How to organize an effective system to prevent the leakage of confidential information from a commercial organization]. Moscow, CISA.
Ivanova, N.V. (2013). Sotsial’noe investirovanie: obzor zarubezhnykh praktik [Social investment: overview of international social investment practices]. Grazhdanskoe obschestvo v Rossii i za rubezhom [Civil Society in Russia and Abroad]. No. 3, pp. 31–36.
Macusita, K. (2010) Missiya biznesa, per. s angl. [Not for bread alone: a business ethos, a management ethic, trans. from Eng.]. Moscow: Al’pina Publ., 191 p.
Moskovskaya, A.A. (ed.) (2011). Sotsial’noe predprinimatel’stvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya [Social entrepreneurship in Russia and in the world: practice and research]. Moscow: HSE Publ., 284 p.
Nekrasov, Yu.S. (2003). Kollektivnyy dogovor: chto on soboy predstavlyaet? [Collective agreement: what is it?]. Kadrovoe delo [Personnel Affairs]. No. 4, pp. 3–5.
Orlitzky, M., Schmidt, F.L. and Rynes, S.L. (2003). Corporate social and financial performance: a meta-analysis. Organization Studies. Vol. 24, iss. 3, pp. 403–441. DOI: https://doi.org/10.1177/ 0170840603024003910
Readman, E. (2005). Three models of corporate social responsibility: implications for public policy. Roosvelt Review. Summer, pp. 95–108.
Shulus, A. and Derevyanchenko, A. (2000). O sotsial’nom partnerstve v sfere malogo predprinimatel’stva [About social partnership in small business]. Upravlenie personalom [Personnel Management]. No. 4, pp. 67–80.
Tul’chinskiy, G.L. (2006). Korporativnaya sotsial’naya otvetstvennost’ (Sotsial’nye investitsii, partnerstvo i kommunikatsii) [Corporate social responsibility (Social investment, partnerships and communications)]. Saint-Petersburg, 106 p.
Windsor, D. (2006). Corporate social responsibility: Three key approaches. Journal of Management Studies. No. 43(1), pp. 93–114. DOI: https://doi.org/ 10.1111/j.1467-6486.2006.00584.x
Yudina, T.N., Osadchaya, G.I., Leskova, I.V., Dolgorukova, I.V. and Kireev, E.Y. (2015). The Eurasian economic union: migration risks. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6, no. 4, pp. 451–457. DOI: https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4p451
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.