Анализ представлений обучающихся основной школы Пермского края о социально-профессиональной структуре как элемент готовности к профессиональному самоопределению

Социология

Авторы

  • Владимир Сергеевич Волегов Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-2-273-283

Ключевые слова:

готовность к профессиональному самоопределению, социально-профессиональная структура, Пермский край, начальная школа

Аннотация

Профессиональное самоопределение обучающихся, его экономические, педагогические и психологические предпосылки становятся все более актуальными предметами для исследования в отечественной науке. Однако менее изученными остаются вопросы, связанные с социальными предпосылками данного процесса: представлениями обучающихся о социально-профессиональной структуре общества, адекватностью их представлений о содержании труда в тех видах деятельности, которые они могут выбрать. В качестве теоретической базы исследования автором рассматривается психологическая и социологическая теории самоопределения (self-determination theory), акцентирующие внимание на автономии личности в различных сферах деятельности, в том числе образовательной и трудовой. Кроме того, автором констатируется значимость учета объективных факторов профессионального выбора, рассматриваемых в советских работах по данному вопросу, а также классических статьях представителей структурного функционализма. Эмпирической базой являются материалы диагностических обследований готовности обучающихся основной школы Пермского края к профессиональному самоопределению, реализуемые в регионе с 2017 г. Автор анализирует индикаторы, характеризующие представления обучающихся об объективных условиях профессионального самоопределения, относящиеся к двум выделенным частям: 1) адекватность представлений обучающихся о социально-профессиональной структуре общества и 2) различные варианты осмысления обучающимися значимости отдельных факторов выбора дальнейшего жизненного пути. Проведенное обследование позволяет зафиксировать ряд проблем, связанных с адекватностью представлений обучающихся о социально-профессиональной структуре общества: несмотря на широкий диапазон различных видов деятельности, которые обучающиеся в состоянии назвать и оценить с точки зрения их востребованности в регионе, выпускники основной школы в значительной степени не имеют четкого представления о содержании труда, а также условиях профессиональной деятельности.

Биография автора

Владимир Сергеевич Волегов , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

Библиографические ссылки

Абакумова Н.Н. Организация среды профессионального самоопределения: предпрофильная подготовка и профильное обучение // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 296. С. 194–199.

Ананьина Е.В. Исследование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4, ч. 2. C. 23–27.

Волегов В.С. Подходы к определению пространства профессионального самоопределения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 1. С. 53–61.

Дементьев И.В. Проблема профессионального самоопределения школьников в современной профориентации. Психологический и педагогический аспект // Научные труды республиканского института высшей школы. Минск, 2009. Вып. 8(13), ч. 1. С. 242–248.

Захарова Л.Н. Формирование комплексной системы управления социально-профессиональной ориентацией молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 218–222.

Иванов В.Г., Осипов П.Н., Загайнова Е.В., Ирисметов А.И. Особенности профессиональной мотивации студентов инженерного вуза в системе основного и дополнительного профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12. С. 169–172.

ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».

Студент 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.

Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). М.: Мысль, 1975. 200 с.

Cabeza B., Magill L., Jenkins A. et al. Promoting Self-Determination Among Students With Disabilities: A Guide for Tennessee Educators / Vanderbilt University. 2013 URL: https://vkc.mc.vanderbilt.edu/assets/files/resources/psiSelfdetermination.pdf (accessed: 25.04.2019).

Chantara S, Kaewkuekool S, Koul R. Self-Determination Theory and Career aspirations: A Review of literature // 2011 International Conference on Social Science and Humanity IPEDR. 2011. Vol. 5. P. 212–216.

Davis К., Mооre W. Some Principles of Stratification // American Sociological Review. 1945. Vol. 10, no. 4. P. 242–249.

Encyclopedia of Sociology. Vol. 3 / ed. by E.F. Borgatta, R. Montgomery. 2nd ed. N.Y.: Macmillan Publishers, 2000. 808 p.

Social Constructionism in Vocational Psychology and Career Development / ed. by P. McIlveen, D.E. Schultheiss. Rotterdam: Sense Publishers, 2012. 120 p.

Reeve J. Self-determination Theory Perspective on Student Engagement // Handbook of Research on Student Engagement. N.Y.: Springer Science+Business Media, 2012. P. 149–172.

Wehmeyer M. The Arc’s Self-Determination Scale: Procedural Guidelines / The Arc of the United States. 1995. URL: https://www.thearc.org/document.doc?id=3671 (accessed: 25.04.2019).

References

Abakumova, N.N. (2007). Organizatsiya sredy professional’nogo samoopredeleniya: predprofil’naya podgotovka i profil’noe obucheniye [Organization of the environment of professional self-determination: pre-profile training and specialized training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta[Tomsk State University Journal]. No. 296, pp. 194–199.

Anan’ina, E.V. (2008). Issledovaniye gotovnosti starsheklassnikov k professional’nomu samoopredeleniyu [A study of the readiness of high school students to professional self-determination]. Al’manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya [Almanac of Modern Science and Education]. No. 4(11), pt. 2, pp. 23–27.

Borgatta, E.F. and Montgomery, R. (eds.) (2000). Encyclopedia of Sociology. Vol. 3. New York: Macmillan Publishers, 808 p.

Cabeza, B., Magill, L., Jenkins, A. et al. (2013). Promoting Self-Determination among Students with Disabilities: A Guide for Tennessee Educators. Vanderbilt University. Available at: https://vkc.mc.vanderbilt.edu/assets/files/resources/psiSelfdetermination.pdf (accessed 25.04.2019).

Chantara, S., Kaewkuekool, S. and Koul, R. (2011). Self-Determination Theory and Career aspirations: A Review of literature. 2011 International Conference on Social Science and Humanity IPEDR. Vol. 5, pp. 212–216.

Davis, К. and Mооre, W. (1945). Some Principles of Stratification. American Sociological Review. Vol. 10, no. 4, pp. 242–249.

Dement’iev, I.V. (2009). Problema professional’nogo samoopredeleniya shkol’nikov v sovremennoy proforiyentatsii. Psikhologicheskiy i pedagogicheskiy aspekt [The problem of professional self-determination of schoolchildren in modern vocational guidance. Psychological and pedagogical aspect]. Nauchnye trudy respublikanskogo instituta vysshey shkoly [Scientific works of the Republican Institute of Higher Education]. Minsk, iss. 8(13), pt. 1, pp. 242–248.

Ivanov, V.G., Osipov, P.N., Zagainova, E.V. and Irismetov, A.I. (2010). Osobennosti professional’noy motivatsii studentov inzhenernogo vuza v sisteme osnovnogo i dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya [Features of the professional motivation of engineering university students in the system of basic and additional professional education]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. No. 12, pp. 169–172.

McIlveen, P. and Schultheiss, D.E. (2012). Social Constructionism in Vocational Psychology and Career Development. Rotterdam: Sense Publishers, 120 p.

OK 010-2014 (MSKZ-08). Obscherossiyskiy klassifikator zanyatiy (prinyat i vveden v deystviye Prikazom Rosstandarta ot 12.12.2014 № 2020-st) [OK 010-2014 (ISCO-08). All-Russian classifier of occupations (approved by the Order of Rosstandart from 12.12.2014 No. 2020-st)].

Prikaz Ministerstva truda i sotsial’noy zaschity Rossiyskoy Federatsiiot 29 sentyabrya 2014 g. № 667n «O reestre professional’nykh standartov (perechne vidov professional’noy deyatel’nosti)» [Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of September, 29, 2014 No. 667n «On the Register of Professional Standards (The List of Professional Activities)»].

Reeve, J. (2012). A Self-determination Theory Perspective on Student Engagement. Handbook of Research on Student Engagement. New York, Springer Science+Business Media, pp. 149–172.

Titma, M.Kh. (1975). Vybor professii kak sotsial’naya problema (na materialakh konkretnykh issledovaniy v ESSR) [Career choice as a social problem (based on case studies in the ESSR)]. Moscow: Mysl Publ., 200 p.

Vishnevsky Yu.R. (ed.) (2017). Student 1995–2016 gg.: dinamika sotsiokul’turnogo razvitiya studenchestva Srednego Urala [Student 1995–2016: the dynamics of the socio-cultural development of students of the Middle Urals]. Yekaterinburg: UrFU Publ., 904 p.

Volegov, V.S. (2016). Podkhody k opredeleniyu prostranstva professional’nogo samoopredeleniya [The approaches to definition of the space of professional self-determination].Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial’no-ekonomicheskie nauki [PNRPU Sociology and Economics Bulletin]. No. 1, pp. 53–61.

Wehmeyer, M. (1995). The Arc’s Self-Determination Scale: Procedural Guidelines. The Arc of the United States. Available at: https://www.thearc.org/document.doc?id=3671 (accessed: 25.04.2019).

Zakharova, L.N. (2010). Formirovanie kompleksnoy sistemy upravleniya sotsial’no-professional’noy orientatsiey molodezhi [Formation of a comprehensive management system of social and professional orientation of young people]. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Vector of Togliatti State University]. No. 4, pp. 218–222.

Загрузки

Опубликован

30-06-2019

Выпуск

Раздел

Статьи