«Тексты вещей». Традиционный текст в эпистемологической перспективе

Философия

Авторы

  • Сергей Дмитриевич Домников Институт философии Российской академии наук, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-2-145-157

Ключевые слова:

текст, эпистема, эпистемология, феноменология, нарратив, фольклор, становление, дискурс, дискурсивная формация, вещь, тело, ритуал, парадигматический анализ

Аннотация

Предметом настоящего исследования является феноменологический и эпистемологический анализ традиционного текста как «текста вещей». Традиционный текст, рассматриваемый как «конкретный объект», восходит к понятию эпистемы как дискурсивной формации (М. Фуко) и как пути к познанию языка и сознания, социальных институтов и истории в их комплексном развитии (социальная эпистемология). В качестве объекта исследования рассматриваются текст литературного памятника первой четверти XVII в. — «Сказания о крестьянском сыне», к которому примыкает широкий круг фольклорных нарративов. Способ репрезентации мира человека через «миры вещей» является распространенным и даже типичным в семантике традиционных нарративов. Методологической базой исследования выступают методы социально-философского и философско-антропологического анализа, феноменологии и эпистемологического исследования. Для философа и антрополога особый интерес представляет структурная организация текста и аспекты нарративного пойесиса, характеризующие особенности традиционного текста. Социально-философский подход обнаружит заключенную в тексте целостную эпистему. Она позволяет рассмотреть в синхронистической перспективе целостный ансамбль слов и вещей, организующих текстовый строй. Историко-антропологический подход дает возможность раскрыть проблематику топической функциональности вещей, раскрывающей этико-парадигматическую перспективу существования человека. Новацией является определение текста в связи с расширенным понятием эпистемы, позволяющее анализировать его с применением обширного корпуса методологических подходов. Эпистемологический подход к тексту позволяет расширить возможности интерпретации с точки зрения социально-философской эвристики. Исследовательская гипотеза заключается в трактовке традиционного текста как текста-становления. В рамках той же гипотезы принцип контаминации предлагается трактовать как прямое следствие архаического (ритуального) способа организации вещей (логика ритуала, визуализации, повседневных и хозяйственных практик и других топически-распределительных сетей культурной традиции).

Биография автора

Сергей Дмитриевич Домников , Институт философии Российской академии наук, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Батай Ж. Проклятая часть. Сакральная социология / пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Ладомир, 2006. 742 с.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит.,1965. 527 с.

Гашков С.А. «Эпистема» как путь к познанию. Эвристический потенциал концепта «эпистемы» Фуко для социально-онтологических концепций языка и истории // Философская мысль. 2018. № 4. С. 30–40. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8728.2018.4.22930.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато / пер. с фр. и послесл. Я.И. Свирского. Екатеринбург: У-Фактория: Астрель, 2010. 895 с.

Демин А.С. Древнерусская литература. Изображение общества. М.: Наука, 1991. 244 с.

Демин А.С. О художественности древнерусской литературы / отв. ред. В.П. Гребенюк. М.: Языки русской культуры, 1998. 848 с.

Демкова Н.С. Фрагмент из «Сказания о крестьянском сыне» в записи 1620 г. // Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М.: Наука, 1976. С. 172–175.

Леви-Строс К. Мифологики: в 4 т. Т. 1: Сырое и приготовленное. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 406 с.

Попов П.Н. Повесть о «крестьянском сыне» — «напрасном тате» по Киевскому списку XVIII столетия // Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский Дом); отв. ред. В.И. Малышев. Т. XIV. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 440–443.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 274 с.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / пер.с фр. Н.М. Любимова. М.: АСТ, 2003. 828 с.

Русская демократическая сатира XVII века / подг. текстов, статья и комментарии чл.-корр. АН СССР В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 110–113 (Тексты), 213–214 (Текстологический комментарий), 277–279 (Историко-литературный и реальный комментарий).

Сказание о крестьянском сыне // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 2 / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М.: Худож. лит., 1994. С. 225–226.

Фуко М. Дискурс и истина // Логос. 2008. № 2(65). С. 159–262.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. Вступ. статья Н.С. Автономовой. СПб: A-cad, 1994. 395 с.

Шептаев Л.C. «Послание дворительное недругу» (Посадская сатира XVII века) // Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский Дом) / отв. ред. В.И. Малышев. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. IX. С. 371–377.

Юдин Ю.И. Дурак, шут, вор и черт: (исторические корни бытовой сказки) / отв. ред. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2006. 336 с.

References

Adrianova-Peretts, V.P. (ed.) (1954). Russkaya demokraticheskaya satira XVII veka [Russian democratic satire of the 17th century]. Moscow, Leningrad: AS USSR Publ., pp. 110–113, 213–214, 277–279.

Bakhtin, M.M. (1965). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura Srednevekovia i Renessansa [Rabelais and his world]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publ., 527 р.

Bataille, Zh. (2006). Proklyataya chast’. Sakral’naya sotsiologiya [Damned part. Sacred Sociology]. Moscow: Ladomir Publ., 742 р.

Deleuze, Zh. and Guattari, F. (2010). Kapitalizm i shizofreniya. Tysyacha plato [A thousand plateaus: capitalism and schizophrenia]. Yekaterinburg: U-Faktoriya, Astrel’ Publ., 895 р.

Demin, A.S. (1991). Drevnerusskaya literatura. Izobrazheniye obschestva [Old Russian literature. Society image]. Moscow: Nauka Publ., 244 р.

Demin, A.S. (1998). O khudozhestvennosti drevnerusskoy literatury [About the artistry of Old Russian literature]. Moscow: Yazyki russkoy kultury Publ., 848 р.

Demkova, N.S. (1976). Fragment iz «Skazaniya o krest’ianskom syne» v zapisi 1620 g. [Fragment from «The Tale of a peasant son» recorded in 1620]. Kul’turnoye naslediye Drevney Rusi. Istoki. Stanovleniye. Traditsii [Cultural heritage of ancient Russia. Origins. Becoming traditions]. Moscow: Nauka Publ., рр. 172–175.

Dmitriev, L.A. and Likhachev, D.S. (eds.) (1994). Skazaniye o krest’yanskom syne [The tale of the peasant son]. Pamyatniki literatury Drevney Rusi. XVII vek. kn. 2 [Monuments of literature of ancient Russia. 17th century. Book 2] Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publ., pр. 225–226.

Foucault, M. (2008). Diskurs i istina [Discourse and truth]. Logos. No. 2(65), pp. 159–262.

Foukault, M. (1994). Slova i veschi. Arkheologiya gumanitarnykh nauk. [Words and things. Archeology of the humanities]. Saint-Petersburg: A-cad Publ., 395 р.

Gashkov, S.A. (2018). «Epistema» kak put’ k poznaniyu. Evristicheskiy potentsial kontsepta «epistemy» Fuko dlya sotsial’no-ontologicheskikh kontseptsiy yazyka i istorii [Episteme as a path to knowledge. Heuristic potential of the concept of Foucault’s episteme for socio-ontological conceptions of language and history]. Filosofskaya mysl’ [Philosophical Thought]. No. 4, pp. 30–40. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8728.2018.4.22930.

Levi-Strauss, K. (1999). Mifologiki: v 4 t. T. 1: Syroye i prigotovlennoye [Mythologiques: in 4 vols. Vol. 1. Raw and cooked]. Moscow, Saint-Petersburg: Universitetskaya kniga Publ., 406 р.

Popov, P.N. (1958). Povest’ o «krestianskom syne» — «naprasnom tate» po Kiyevskomu spisku XVIII stoletiya [The story of the «peasant son» — «in vain Tata» on the Kiev list of the 18th century]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury (Pushkinskiy Dom). T. 13 [Proceedings of the Department of Old Russian literature (Pushkin House). Vol. 13]. Moscow, Leningrad: AS USSR Publ., рр. 440–443.

Propp, V.Ya. (2009). Istoricheskiye korni volshebnoy skazki [Historical roots of a fairy tale]. Moscow: Labirint Publ., 274 р.

Rabelais, F. (2003). Gargantyua i Pantagryuel’ [Gargantua and Pantagruel]. Moscow: AST Publ., 828 р.

Sheptaev, L.S. (1953). «Poslaniye dvoritel’noye nedrugu» (Posadskaya satira XVII veka) [A nobleman’s letter to a foe (Posadsky satire of the 17th century)]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury (Pushkinskiy Dom) [Proceedings of the Department of Old Russian literature (Pushkin House)]. Moscow, Leningrad: AS USSR Publ., Vol. 9, pp. 371–377.

Yudin, Yu.I. (2006). Durak, shut, vor i chert (istoricheskiye korni bytovoy skazki) [The fool, joker, thief and devil (historical roots of household fairy tales]. Moscow: Labirint Publ., 336 р.

Загрузки

Опубликован

30-06-2019

Выпуск

Раздел

Статьи