Понятие класса (samgraha) в логике ранней йогачары (по трактату Асанги «Абхидхарма-самуччая»)

Философия

Авторы

  • Сергей Леонидович Бурмистров Институт восточных рукописей РАН, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-1-55-66

Ключевые слова:

буддийская логика, йогачара, философия буддизма махаяны, Асанга

Аннотация

Понятие класса (saṃgraha) было введено в философию ранней йогачары как элемент логической структуры буддийского дискурса для классификации не самих дхарм, а множеств дхарм — групп, элементов познавательного акта и источников сознания. Введение понятия класса, дополняющее классификацию дхарм по группам, элементам и источникам сознания, обеспечило более полную и вместе с тем более детальную классификацию состояний сознания в соответствии с буддийской догматикой, что имело первостепенное значение в контексте религиозной прагматики буддизма, нацеленной на обретение просветления. В «Абхидхарма-самуччае» выделяется одиннадцать классов, определяемых по их месту относительно друг друга, по отношению к времени и пространству и по их эмоциональному аспекту, что связано с задачей обретения нирваны. При этом они представляют собой не более чем ментальные конструкты, сформированные для более точного описания психики в перспективе просветления. Единственной реальностью в буддийской философии являются дхармы, а просветление наступает тогда, когда прекращается возникновение и исчезновение обусловленных дхарм и остается лишь необусловленная дхарма — сознание-сокровищница, избавленное от аффектов и кармически детерминированных диспозиций. Таким образом, классы не отражают истинную реальность (tathatā), как она понимается в буддизме махаяны, но являются инструментами для изменения психики адепта.

Биография автора

Сергей Леонидович Бурмистров , Институт восточных рукописей РАН, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18

доктор философских наук,ведущий научный сотрудник сектора Южной Азии отдела Центральной и Южной Азии

Библиографические ссылки

Бурмистров С.Л. Практики трансформации сознания в буддийской культуре: деавтоматизация и ресемантизация // Человек. 2017. № 3. С. 141–159.

Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1. Разд. I: Учение о классах элементов; Разд. II: Учение о факторах доминирования в психике / изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 1998. 670 с.

Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Разд. III: Учение о мире; Разд. IV: Учение о карме / изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 2001. 755 с.

Канаева Н. А., Заболотных Э. Л. Проблема выводного знания в Индии. Логико-эпистемологические воззрения Дигнаги и его идейных преемников. М.: Восточная литература, 2002. 326 с.

Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 472 с.

Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья: Историко-философское исследование / пер. с санскрита и коммент. В.К. Шохина. М.: Восточная литература, 2001. 504 с.

Островская Е. П., Рудой В. И. Реконструкция // Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1. Разд. I: Учение о классах элементов; Разд. II: Учение о факторах доминирования в психике / изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 1998. С. 117–191.

Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. 295 с.

Рудой В. И. Введение в буддийскую философию // Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1. Разд. I: Учение о классах элементов; Разд. II: Учение о факторах доминирования в психике / изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 1998. С. 11–113.

Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов: в 2 ч. СПб.: Аста-пресс ltd., 1995. Т. 2. 282 с.

Asanga. Abhidharma-samuccaya / ed. by P. Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati, 1950. 110 p.

Asanga. Abhidharma-samuccaya: The Compendium of the Higher Teaching (Philosophy) / transl. from French by S. Boin-Webb. Fremont: Asian Humanities Press, 2001. 360 p.

Asanga. Le compendium de la super-doctrine (philosophie) Abhidharmasamuccaya / trad. par W. Rahula. Paris: École Française de l’Extrème-Orient, 1971. 236 p.

Dharmakīrti. Hetubindu / hrsg. und übers. von E. Steinkellner. Wien: Hermann Böhlaus, 1967.

Sthiramati. Abhidharma-samuccayabhāṣyam / ed. by N. Tatia. Patna: Kāśīprasāda Jāyasavāla-Anuśīlana-Saṃsthā, 1976.

The Numerical Discourses of the Buddha: A Translation of the Aṅguttara Nikāya / transl. by Bhikkhu Bodhi. Boston: Wisdom Publications, 2012. 1944 p.

Vasubandhu. Abhidharmakośabhāṣyam / ed. by P. Pradhan. Patna: K.P. Jayaswal Research Institute, 1967.

References

Anagarika Govinda (1993). Psikhologiya rannego buddizma. Osnovy tibetskogo mistitsizma [Psychology of early Buddhism. The foundations of Tibetan mysticism]. Saint-Petersburg: Andreev i synov’ia Publ., 472 p.

Asanga (2001). Abhidharmasamuccaya: The Compendium of the Higher Teaching (Philosophy), trans. by S. Boin-Webb. Fremont: Asian Humanities Press., 360 p.

Asanga (1971). Le compendium de la superdoctrine (philosophie) Abhidharmasamuccaya, trad. par W. Rahula [The compendium of super-doctrine (philosophy) Abhidharma samuccaya, trans. by W. Rahula]. Paris: French School of the Far East Publ., 236 p.

Bhikkhu Bodhi (tr.) (2012). The Numerical Discourses of the Buddha: A Translation of the Aṅguttara Nikāya [The Numerical Discourses of the Buddha: A Complete Translation of the Anguttara Nikaya]. Boston: Wisdom Publ., 1944 p.

Burmistrov, S.L. (2017). Praktiki transformatsii soznaniya v buddiiskoy kul’ture: deavtomatizatsiya i resemantizatsiya [Practices of transformation of consciousness in Buddhist culture: deauthomatization and resemantization]. Chelovek [Human]. No. 3, pp. 141–159.

Dharmakirti. (1967). Hetubindu, hrsg. und übers. von E. Steinkellner [Hetubindu, ed. and trans. by E. Steinkellner]. Vienna: Hermann Böhlaus Publ.

Kanaeva, N.A. and Zabolotnykh, E.L. (2002). Problema vyvodnogo znaniya v Indii. Logikoepistemologicheskie vozzreniia Dignagi i ego ideynykh preemnikov [The problem of inferential knowledge in India. Logical and epistemological views of Dignāga and his ideological successors]. Moscow: Vostochnaya Literatura Publ., 326 p.

Ostrovskaia E. P., Rudoi V. I. (1998). Rekonstruktsiia [Reconstruction]. Vasubandhu. Entsiklopediia Abhidharmy (Abhidharmakośa). T. 1: Razdel I: Uchenie o klassakh elementov; Razdel II: Uchenie o faktorakh dominirovaniia v psikhike [Vasubandhu. The encyclopedia of Abhidharma. Vol. 1; Pt. 1: The theory of the classes of elements; Pt. 2: The theory of the factors of domination in the mind]. Moscow: Ladomir Publ., pp. 117–191.

Vasubandhu (1998). Entsiklopediia Abhidharmy (Abhidharmakośa). T. 1: Razdel I: Uchenie o klassakh elementov; Razdel II: Uchenie o faktorakh dominirovaniia v psikhike [The encyclopedia of Abhidharma. Vol. 1; Pt. 1: The theory of the classes of elements; Pt. 2: The theory of the factors of domination in the mind]. Moscow: Ladomir Publ., 670 p.

Vasubandhu (2001). Entsiklopediia Abhidharmy (Abhidharmakośa) T. 2: Razdel III: Uchenie o mire; Razdel IV: Uchenie o karme [The encyclopedia of Abhidharma Vol. 2. Pt. 3: The theory of the world; Pt. 4: The theory of karma]. Moscow: Ladomir Publ., 755 p.

Asanga (1950). Abhidharma samuccaya, ed. by P. Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati, 110 p.

Vasubandhu (1967). Abhidharmakośabhāṣyam, ed. by P. Pradhan. Patna: K. P. Jayaswal Research Institute Publ.

Rozenberg, O.O. (1991). Trudy po buddizmu [Essays on Buddhism]. Moscow: Nauka Publ., GRVL Publ., 295 p.

Rudoi, V. I. (1998). Vvedenie v buddiiskuiu filosofiiu [Introduction to Buddhist philosophy]. Vasubandhu. Entsiklopediia Abhidharmy (Abhidharmakośa). T. 1: Razdel I: Uchenie o klassakh elementov; Razdel II: Uchenie o faktorakh dominirovaniia v psikhike [Vasubandhu. The encyclopedia of Abhidharma. Vol. 1; Pt. 1: The theory of the classes of elements; Pt. 2: The theory of the factors of domination in the mind]. Moscow: Ladomir Publ. pp. 11–113.

Scherbatskoy, F.I. (1995). Teoriya poznaniya i logika po ucheniyu pozdneyshikh buddistov: v 2 ch. [Theory of knowledge and logic according to later Buddhists: in 2 pts]. Saint-Petersburg: Asta-press ltd. Publ., vol. 2, 282 p.

Shokhin, V.K. (tr.) (2001). N’yaya-sutry. N’yayabkhash’ya. Istoriko-filosofskoe issledovanie [Nyayasutras. Nyaya-bhashya. Historical and philosophical research.] Moscow: Vostochnaia literatura Publ., 504 p.

Sthiramati (1976). Abhidharmasamuccayabhāṣyam, pod red. N. Tatia, [Abhidharma samuccaya , ed. by N. Tatia]. Patna: Kāśīprasāda JāyasavālaAnuśīlana-Saṃsthā Publ.

Загрузки

Опубликован

30-03-2019

Выпуск

Раздел

Статьи