Эмоциональные мотивы суицидального поведения подростков

Психология

Авторы

  • Евгений Александрович Пырьев Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района, 194017, Санкт-Петербург, Костромской пр., 7-А
  • Юлия Андреевна Очеретина Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района, 194017, Санкт-Петербург, Костромской пр., 7-А

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-596-609

Ключевые слова:

эмоциональные мотивы, суицидальное поведение подростков, туннельное мышление, токсичные эмоции, непреднамеренное поведение

Аннотация

В настоящей статье эмоции рассматриваются в качестве мотивов непреднамеренного суицидального поведения подростков. Исследуются эмоции «разрушающие связи». Под явлением «суицидальное поведение подростков» понимаются завершенные и незавершенные суициды, мысли, установки, разговоры, а также подготовительные действия к уходу из жизни. Отстаивается позиция, что элементарные или базовые эмоции страха, печали, отвращения «поднимаются» с уровня нейрофизиологических процессов, т.е. «снизу вверх»; на психологическом уровне создают «туннельное сознание»; реализуются в непреднамеренном суицидальном поведении. Уход из жизни объясняется специфическим состоянием сознания, при котором подросток находится в состоянии туннельного восприятия и мышления. Эмоции «разрушающие связи» (страха, печали, отвращения) отражаются в психике, формируя суицидальные планы и суицидальное поведение. Генезис суицидального поведения обусловливают гормоны серотонин, дофамин и адреналин. Так, эмоции «разрушающие связи» относятся к категории «токсичных» на том основании, что создают дефицит гормонов — нейромедиаторов, что в конечном итоге сказывается в поведении. Опосредствующую функцию в этой мотивационной схеме выполняет туннельное восприятие и мышление. На психологическом уровне все это приводит к непреднамеренному суицидальному поведению. Такое поведение отличается от ситуативного, импульсивного и аффективного протяженным временем совершения двигательных актов от нескольких часов до недель и месяцев. Элементы сознания — внимание, восприятие и мышление — в ситуации переживания токсичных эмоций приводят к состоянию, при котором подросток лишается многих сознательных актов контроля над психикой и поведением: отсутствует адекватная оценка ситуации и способность к прогнозированию, а поведение приобретает непреднамеренный разрушительный характер.

Биографии авторов

Евгений Александрович Пырьев, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района, 194017, Санкт-Петербург, Костромской пр., 7-А

кандидат психологических наук, доцент,психолог

Юлия Андреевна Очеретина , Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района, 194017, Санкт-Петербург, Костромской пр., 7-А

психолог

Библиографические ссылки

Акопян Л.С., Мишина С.С. Эмоциональные состояния как детерминанты суицидального поведения подростков // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т. 7, № 1(22). С. 24–28.

Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г., Ратинова Н.А. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций // VI Всероссийский съезд психиатров: тез. докл. (Томск, 24–26 октября 1990 г.). М., 1990. Т. 1. С. 105–106.

Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

Бойченко О.В., Нестеренко О.В. Подростковый суицид: причины, профилактика и диагностика // Вестник Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова. 2012. Спец. вып. № 1. С. 130–133.

Васильев В.В., Ковалев Ю.В., Имашева Э.Р. Суицидальные мысли при депрессивном синдроме // Суицидология. 2014. Т. 5, № 1(14). С. 30–35.

Грачева А.В., Бажинова А.А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // Территория науки. 2016. № 4. С. 8–12.

Джеймс У. Эмоция // Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. М.: АСТ: Астрель, 2009. С. 75–88.

Ефремов В.С. Основы суицидологии. СПб.: Диалект, 2004. 480 с.

Журавлева Т.В. Суицид — осознанный выбор смерти: философские и психологические аспекты проблемы // Психология и право. 2018. Т. 8, № 2. С. 35–49. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080203

Зотов П.Б., Уманский С.М. Клинические формы и динамика суицидального поведения // Суицидология. 2011. Т. 2, № 1(2). С. 3–6.

Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 5. С. 95–102.

Крутенкова Е.П. Есипенко Е.А., Рязанова М.К., Ходанович М.Ю. Влияние эмоциональных изображений на решение когнитивных задач // Вестник Томского государственного университета. Биология. 2013. № 1(21). С. 129–145.

Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. Пг.: Изд-во К.Л. Риккера, 1917. 386 с.

Ланге К.Г. Аффекты (душевные движения): Психофизиологический этюд. СПб., 1890. 65 с.

Ланге Н.Н. Теоретическая психология. Психический мир. М.: Мир, 1914. Ч. 1. 311 с.

Либерман Д. Дофамин: самый нужный гормон. Как молекула управляет человеком. М.: АСТ, 2019. 304 с.

Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. С. 210–224.

Мышкина Е.А. К вопросу о причинах и механизмах аутоагрессивного поведения // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3(34). С. 271–274.

Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / под ред. Д. Вассерман. М.: Смысл, 2005. 310 с.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

Павловские клинические среды / отв. ред. акад. К.М. Быков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 1. 644 с.

Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 139–141.

Пейн Р., Купер К. Эмоции и работа. Теории, исследования и методы применения. Харьков: Гуманит. центр, 2008. 544 с.

Пейпец Дж. Висцеральный мозг, его строение и связи // Ретикулярная формация мозга. М., 1962. С. 520–532.

Пырьев Е.А. Мотивационная функция эмоций: теоретический подход к изучению // Вестник практической психологии в образовании. 2019. Т. 16, № 2(2). С. 47–55. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160207

Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 2. С. 34–38.

Рибо Т. Психология чувств: в 2 ч. Житомир: Южно-Русское Книгоиздательство «Ф.А. Югансон», 1912. 305 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. 698 с.

Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональный аспект. М.: Наука, 1975. 175 с.

Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. М.: МИА, 2007. 432 с.

Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.

Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологи: сб. ст. М., 1978. Т. 82. С. 59–73.

Туннельное мышление: что это такое и как преодолеть / вПлатье.ру. URL: https://vplate.ru/myshlenie/tunnelnoe/ (дата обращения: 23.04.2020).

Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 704 с.

Фрейд З. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоящее. М.: Когито-центр, 2013. С. 255–270.

Химия эмоций / Лаборатория мозга. URL: http://www.neiromarketing.ru/articles/86.htm (дата обращения: 23.04.2020).

Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. Психиатрия: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 493 с.

Черняев Л. Токсичный уровень эмоций / Value-Psychology. URL: http://value-psychology.com/toksicheskij-uroven-emotsij/ (дата обращения: 25.04.2020).

Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания: пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. 461 с.

Шмидт-Холлерау К. Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета. СПб.: Б&К, 2003. 298 с.

Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2014. 334 с.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. М.: Азбука-классика, 2007. 240 с.

De Catanzaro D. Human suicide: a biological perspective // The Behavioral and Brain Sciences. 1980. Vol. 3, iss. 2. P. 265–272. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X0000474X

Jones I.H., Daniels B.A. An ethological approach to self-injury // British Journal of Psychiatry. 1996. Vol. 169, iss. 3. P. 263–267. DOI: https://doi.org/10.1192/bjp.169.3.263

LeDoux J.E. Emotional memory systems in the brain // Behavioural Brain Research. 1993. Vol. 58, iss. 1–2. P. 69–79. DOI: https://doi.org/10.1016/0166-4328(93)90091-4

Preti A. Animal model and neurobiology of suicide // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry. 2011. Vol. 35, iss. 4. P. 818–830. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pnpbp.2010.10.027

Preti A. Suicide among animals: a review of evidence // Psychological Reports. 2007. Vol. 101, iss. 7. P. 831–848. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.101.7.831-848

Ramsden E., Wilson D. The suicidal animal: science and the nature of self-destruction // Past and Present. 2014. Vol. 224, iss. 1. P. 201–242. DOI: https://doi.org/10.1093/pastj/gtu015

References

Akopyan, L.S. ans Mishina, S.S. (2019). Emotsional’nye sostoyaniya kak determinanty suitsidal’nogo povedeniya podrostkov [Emotional conditions as determinants of adolescent suicidal behavior]. Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik [Volga Pedagogical Bulletin]. Vol. 7, no. 1(22), pp. 24–28.

Ambrumova, A.G., Traynina, E.G. and Ratinova, N.A. (1990). Autoagressivnoe povedenie podrostkov s razlichnymi formami sotsial’nykh deviatsiy [Auto-aggressive behavior of adolescents with various forms of social deviations]. Vserosossiyskoe nauchnoe meditsinskoe obschestvo psikhiatrov [All-Russian scientific medical society of psychiatrists]. Vol. 1, pp. 130–133.

Baeva, I.A. (2002). Psikhologicheskaya bezopasnost’ v obrazovanii [Psychological safety in education]. Saint Petersburg: Souz Publ,, 271 p.

Boychenko, O.V. and Nesterenko, O.V. (2012). Podrostkovyy suitsid: prichiny, profilaktika i diagnostika [Adolescent suicide: causes, prevention and diagnosis]. Vestnik Taganrogskogo pedagogicheskogo instituta im.A.P. Chekhova [Bulletin of the Taganrog Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov]. Vol. 1, pp. 130–133.

Bykov, K.M. (ed.) (1954). Pavlovskie klinicheskie sredy [Pavlov's clinical environments]. Moscow: AS of the Soviet Union Publ., vol. 1, 644 p.

Chernyaev, L. (2020). Toksichnyy uroven’ emotsiy [Toxic level of emotions]. Available at: http://value-psychology.com/toksicheskij-uroven-emotsij/ (accessed 25.04.2020).

Csikszentmihalyi, M. (2011). Potok: psikhologiya optimal’nogo perezhivaniya [Flow: the psychology of optimal experience]. Moscow: Alpina non-fiktion Publ., 461 p.

De Catanzaro, D. (1980). Human suicide: a biological perspective. The Behavioral and Brain Sciences. Vol. 3, iss. 2, pp. 265–290. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X0000474X

Efremov, V.S. (2004). Osnovy suitsidologii [Basics of suicidology]. Saint Petersburg: Dialekt Publ., 480 p.

Ekman, P. (2014). Psikhologiya emotsiy. Ya znayu, chto ty chuvstvuesh’ [Psychology of emotions. I know what you feel]. Saint Petersburg: Piter Publ., 334 p.

Freud, Z. (2013). Pechal’ i melankholiya [Mourning and melancholy]. Suitsidologiya: proshloe i nastoyaschee [Suicidology: past and present]. Moscow: Cogito-Centre Publ., pp. 255–270.

Gracheva, A.V. and Bazhinova, A.A. (2016). Osobennosti suitsidal’nogo povedeniya v podrostkovom vozraste [Features of suicidal behavior in adolescence]. Territoriya nauki [Territory of Science]. No. 4, pp. 8–12.

Izard, K.E. (2002). Psikhologiya emotsiy [Psychology of emotions]. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p.

James, W. (2009). Emotsiya [Emotion]. Psikhologiya motivatsii i emotsiy [Psychology of motivation and emotions]. Moscow: AST Publ., pp. 75–88.

Jones, I.H. and Daniels, B.A. (1996). An ethological approach to self-injury. British Journal of Psychiatry. Vol. 169, pp. 263–267. DOI: https://doi.org/10.1192/bjp.169.3.263

Jung, K.G. (2007). Analiticheskaya psikhologiya. Tavistokskie lektsii [Analytical psychology. The Tavistock lectures]. Moscow: Azbuka-Klassika Publ., 240 p.

Khimiya emotsiy (2015) [The chemistry of emotions]. Available at: http://www.neiromarketing.ru/articles/86.htm (accessed 23.04.2020).

Kononchuk, N.V. (1989). O psikhologicheskom smysle suitsidov [On the psychological meaning of suicides]. Psikhologicheskii zhurnal. Vol. 10, no. 5, pp. 95–102.

Krutenkova, E.P., Esipenko, E.A., Ryazanova, M.K. and Khodanovich, M.Yu. (2013). Vliyanie emotsional’nykh izobrazheniy na reshenie kognitivnykh zadach [Emotional pictures impact on cognitive tasks solving]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Biologiya [Tomsk State University Journal of Biology]. No. 1(21), pp. 129–145.

Lange, K.G. (1980). Affekty (dushevnye yavleniya): Psikhofiziologicheskiy etyud [Affects (mental phenomena): Psychophysiological etude]. Saint Petersburg, 65 p.

Lange, N.N. (1914). Teoreticheskaya psikhologiya. Psikhicheskiy mir [Theoretical psychology. Psychic world]. Moscow: Mir Publ., pt. 1, 311 p.

Lazurskiy, A.F. (1917). Ocherk nauki o kharakterakh [Essay on the science of character]. Saint Petersburg: K.L. Rikker Publ., 386 p.

LeDoux, J.E. (1993). Emotional memory systems in the brain. Behavioral Brain Research. Vol. 58, iss. 1–2, pp. 69–79. DOI: https://doi.org/10.1016/0166-4328(93)90091-4

Leeper, R.W. (2007). Motivatsionnaya teoriya emotsiy [The motivational theory of emotion]. Psikhologiya emotsiy [Psychology of emotions]. Saint Petersburg: Piter Publ., pp. 210–224.

Liberman, D. (2019). Dofamin: samyy nuzhnyy gormon. Kak molekula upravlyaet chelovekom [Dopamine: the most needed hormone. How a molecule controls a person]. Moscow: AST Publ., 304 p.

Tunnel’noe myshlenie: chto eto takoe i kak preodolet’ (2020) [Tunnel thinking: what it is and how to overcome it]. Available at: https://vplate.ru/myshlenie/tunnelnoe/ (accessed 23.04.2020).

Myshkina, E.A. (2012). K voprosu o prichinakh i mekhanizmakh autoagressivnogo povedeniya [To the question of the reasons and mechanisms of autoaggressive behavior]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education]. No. 3(34), pp. 271–274.

Orlov, Yu.M. (1991). Voskhozhdenie k individual’nosti [Climbing to individuality]. Moscow: Prosveschenie Publ., 287 p.

Panferov, V.N. (1982). Kognitivnye etalony i stereotipy vzaimoponimaniya lyudey [Cognitive standards and stereotypes of mutual understanding of people]. Voprosy psikhologii. No. 5, pp. 139–141.

Papez, J. (1962). Vistseral’nyy mozg, ego stroenie i svyazi [Visceral brain, its structure and connections]. Retikulyarnaya formatsiya mozga [Reticular formation of the brain]. Moscow: Meditsyna Publ., pp. 520–532.

Payne, R. and Cooper, K. (2008). Emotsii i rabota. Teorii, issledovaniya i metody primeneniya [Emotions and work. Theories, research and applications]. Kharkov: Gumanitarnyy Tsentr Publ., 544 p.

Preti, A. (2011). Animal model and neurobiology of suicide. Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry. Vol. 35, iss. 4, pp. 818–830. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pnpbp.2010.10.027

Preti, A. (2007). Suicide among animals: a review of evidence. Psychological Reports. Vol. 101, iss. 7, pp. 831–848. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.101.7.831-848

Pyr’ev, E.A. (2017). Emotsional’noe povedenie cheloveka [Emotional aspects of human behavior]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. Vol. 23, no. 2, pp. 34–38.

Pyr’ev, E.A. (2019). Motivatsionnaya funktsiya emotsiy: teoreticheskiy podkhod k izucheniyu [Motivational function of emotions: theoretical approach to study]. Vestnik prakticheskoy psikhologii v obrazovanii [Bulletin of Psychological Practice in Education]. Vol. 16, no. 2(2), pp. 47–55. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160207

Ramsden, E. and Wilson, D. (2014). The suicidal animal: science and the nature of self-destruction. Past and Present. Vol. 224, iss. 1, pp. 201–242. DOI: https://doi.org/10.1093/pastj/gtu015

Ribo, T. (1912). Psikhologiya chuvstv: v 2-kh chastyax [Psychology of feelings: in 2 parts]. Zhitomir: F.A. Yuganson Publ., 305 p.

Rubinstein, S.L. (1946). Osnovy obschey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Moscow: Prosveschenie Publ., 698 p.

Schmidt-Hellerau, K. (2003). Vlechenie k zhizni i vlechenie k smerti. Libido i Leta [The life drive and the death drive. Libido and Lethe]. Saint Petersburg: B & K Publ., 298 p.

Simonov, P.V. (1975). Vyshaya nervnaya deyatel’nost’ cheloveka. Motivatsionno-emotsional’nyy aspekt [Higher nervous activity of a person. Motivational and emotional aspect]. Moscow: Nauka Publ., 175 p.

Smulevich, A.B. (2007). Depressii pri somaticheskikh i psikhicheskikh zabolevaniyakh [Depression with physical and mental illness]. Moscow: MIA Publ., 432 p.

Tikhomirov, O.K. (1984). Psikhologiya myshleniya [Psychology of thinking]. Moscow: MSU Publ., 272 p.

Tikhonenko, V.A. (1978). Klassifikatsiya suitsidal’nykh proyavleniy [Classification of suicidal manifestations]. Aktual’nye problemy suitsidologii [Actual problems of suicidology]. Vol. 82. Moscow, pp. 59–73.

Tsygankov, B.D. and Ovsyannikov, S.A. (2011). Psikhiatriya: rukovodstvo dlya vrachey [Psychiatry: a guide for physicians]. Moscow: GEOTAR-Media Publ., 493 p.

Vasil’ev, V.V., Kovalev, Yu.V. and Imasheva, E.R. (2014). Suitsidal’nye mysli pri depressivnom sindrome [Suicidal ideas in depressive syndrome]. Suitsidologiya [Suicidology]. Vol. 5, no. 1(14), pp. 30–35.

Vasserman, D. (2005). Naprasnaya smert’: prichiny i profilaktika samoubiystv [Death in vain: causes and prevention of suicide]. Moscow: Smysl Publ., 310 p.

Watson, J.B. (1998). Psikhologiya kak nauka o povedenii [Psychology as a science of behavior]. Moscow: «AST-LTD» Publ., 704 p.

Zhuravleva, T.V. (2018). Suitsid — osoznannyy vybor smerti: filosofskie i psikhologicheskie aspekty problemy [Suicide — the conscious choice of death: the philosophical and psychological aspects of the problem]. Psikhologiya i pravo [Psychology and Law]. Vol. 8, no. 2, pp. 35–49. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080203

Zotov, P.B. and Umanskiy, S.M. (2011). Klinicheskie formy i dinamika suitsidal’nogo povedeniya [Clinical forms and dynamics of suicidal behavior]. Suitsidologiya [Suicidology]. Vol. 2, no. 1(2), pp. 3–6.

Загрузки

Опубликован

30-12-2020

Выпуск

Раздел

Статьи