Эстетизация образа андрогина в современной культуре
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-569-578Ключевые слова:
андрогин, андрогиния, андрогинизация, трансгендерный переход, гендер, гендерные исследования, небинарный гендер, эстетизация, кинематограф, современная культураАннотация
Рассматриваются приемы эстетизации образа андрогина в качестве одного из способов андрогинизации современной культуры. Понимание феномена андрогинии обсуждается преимущественно в контексте изучения вопросов гендерной идентичности и базируется на психологической концепции Сандры Бем, которая доказала, что человек вне зависимости от собственного биологического пола способен сочетать феминные и маскулинные психологические характеристики и модели поведения, что позволяет индивиду максимально эффективно адаптироваться в социуме, выбирая, какие именно качества проявлять в зависимости от ситуации. Некоторые исследования фиксируют доминирование андрогинного типа гендерной идентичности среди молодежи, что, возможно, свидетельствует о процессе андрогинизации1 в обществе. Андрогинизация происходит на различных социокультурных уровнях: на профессиональном, экономическом, культурном, психолого-педагогическом. Более того, некоторые исследователи наблюдают мировую тенденцию формирования андрогинного типа гендерной идентичности, а также анализируют процесс андрогинизации в русле цивилизационного подхода. В настоящей работе интерес представляет изучение одной из граней этого глобального процесса андрогинизации: влияния художественного кинематографического произведения на положительную рецепцию андрогинии в обществе через моделирование эстетически привлекательного образа андрогина. В качестве иллюстративного материала был выбран образ главного героя фильма-экранизации одноименного романа Вирджинии Вулф «Орландо» режиссера Салли Поттер (1992).Библиографические ссылки
Великанова Л.П. Мультиполярный подход в типологии гендерной идентичности // Известия КГТУ. 2008. № 13. С. 156–160.
Вулф В. Миссис Дэллоуэй; На маяк; Орландо / пер. с англ. Е.А. Суриц. М.: Эксмо, 2018. 640 с.
Гусева М. То ли девочка, а то ли виденье: самые успешные андрогины // Собака.ру. 2014. URL: http://www.sobaka.ru/photo/heroes/24630 (accessed: 01.06.2020).
Денисова И.В. Истоки гендерной идентичности личности в творчестве В. Вулф // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 6/2(25). С. 32–33.
Ерошенко Т.И. Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2007. 48 с.
Кияшко С.В. Автобиографические и литературные аспекты интерпретации романа В. Вулф «Орландо» // Наукові записки Харкiвського нацiонального педагогiчного унiверситету iм. Г.С. Сковороди. Серія: Літературознавство. 2012. № 2(1). С. 65–72.
Клецина И.С. Гендерная социализация: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 92 с.
Колотов А.А. «По неизгладимым следам истины»: «Орландо» и «Флаш» Вирджинии Вулф // Филологический сборник: Зарубежные литературы на пороге XXI века: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск: РИО КГПУ, 2000. С. 115–126.
Конев В.А. Антропологический поворот/ разворот культуры — новый вариант проекта модерна // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 5(15). С. 5–11.
Коробкина Е.Н. Инфернальные души: метаморфозы образа // Вопросы русской литературы. 2017. № 1–2. С. 110–122.
Костикова И.В. и др. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. И.В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. 255 с.
Масловская А.Д., Динисламова С.Р. Андрогиния в моде как норма поведения современной молодежи // Актуальные проблемы современных общественных наук: диалог общества и власти: материалы IV Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Уфа: БАГСУ, 2014. С. 221–225.
Погонцева Д.В. Красота как междисциплинарный объект исследований // Концепт. 2013. № 5. URL: https://e-koncept.ru/2013/13107.htm (дата обращения: 03.06.2020).
Риккер Ю.О. Мировые тенденции формирования андрогинного типа гендерной идентичности (на примере КНР) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7(33), ч. 1. С. 159–162. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2013_7-1_41.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
Сапожникова Р.Б. Анализ понятия идентичность: теоретические и методологические основания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. Вып. 1(45). С. 13–17.
Свиридова И.О. Андрогинные персонажи в современном изобразительном искусстве // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2(39). С. 181–184. DOI: https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-2-181-184
Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 414 с.
Супермодель Твигги — икона стиля 1960-х, или Как в моду вошли худоба и короткие стрижки / Культурология.рф. 2015. Available at: https://kulturologia.ru/blogs/101115/27114/ (accessed: 02.06.2020).
Шишлова Е.Э. Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как «постгендера» // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1(34). С. 244–253.
Эйзенштейн С.М. Монтаж (1938). М.: Директ-Медиа, 2016. 71 с.
Эриксон Э.Г. Детство и общество (Childhood and Society) / пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. 2-е изд. СПб.: Ленато: ACT: Фонд «Университетская книга», 1996. 590 с.
Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42, no. 2. P. 155–162. DOI: https://doi.org/10.1037/h0036215
Bem S.L. Bem Sex Role Inventory: professional manual. Palo Alto, CA: Consulting Psychology Press, 1978. 37 p.
Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. London: Routledge, 2006. 272 p.
Ferriss S., Waites K. Unclothing Gender: The Postmodern Sensibility in Sally Potter's «Orlando» // Literature/Film Quarterly. 1999. Vol. 27, no. 2. P. 110–115. URL: https://www.jstor.org/stable/43798722 (accessed: 10.06.2020).
Jagose А. Queer theory: an introduction. N.Y.: New York University Press, 1996. 156 р.
Korsmeyer C. Feminist Aesthetics // Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by E.N. Zalta. 2020. URL: https://plato.stanford.edu/entries/feminism-aesthetics/ (accessed: 23.04.2020).
Money J., Ehrhardt A.A. Man and woman, boy and girl: Differentiation and dimorphism of gender identity from conception to maturity. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1972. 311 p.
Pidduck J. Travels with Sally Potter’s Orlando: Gender, Narrative, Movement // Screen. 1997. Vol. 38, iss. 2. P. 172–189. DOI: https://doi.org/10.1093/screen/38.2.172
Watkins S. Sex Change and Media Change: From Woolf's to Potter's «Orlando» // Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. 1998. Vol. 31, no. 3
References
Bem, S.L. (1974). The measurement of psychological androgyny. Journal of Consulting and Clinical Psychology. Vol. 42, no. 2, pp. 155–162. DOI: https://doi.org/10.1037/h0036215
Bem, S.L. (1978). Bem Sex Role Inventory: professional manual. Palo Alto, CA: Consulting Psychology Press., 37 p.
Butler, J. (2006). Gender trouble: feminism and the subversion of identity. London: Routledge Publ., 272 p.
Denisova I.V. (2014). Istoki gendernoy identichnosti lichnosti v tvorchestve V. Vool’f [The origin of gender identity of a personality in the works of V. Woolf]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledpvatel’skiy zhurnal [International Research Journal]. No. 6/2(25), pp. 32–33.
Eisenstein, S.М. (2016). Montazh (1938) [Montage (1938)]. Moscow: Directmedia Publ., 71 p.
Erikson, E.H. (1996). Detstvo i obschestvo. Per. s angl. [Childhood and society. Trans. from Eng.]. Saint Petersburg: Lenato Publ., AST Publ., Fond «Universitetskaya kniga» Publ., 590 p.
Eroshenko, T.I. (2007). Bipolyarnost’ i tselostnost’ muzhskogo i zhenskogo kak universal’naya problema cheloveka: avtoref. dis. … d-ra filos. nauk [Bipolarity and integrity of male and female as a universal human problem: Abstract of D.Sc. dissertation]. Rostov-on-Don, 48 p.
Ferriss, S. and Waites, K. (1999). Unclothing gender: the postmodern sensibility in Sally Potter's «Orlando». Literature/Film Quarterly. Vol. 27, no. 2, pp. 110–115. Available at: https://www.jstor.org/stable/43798722 (accessed 10.06.2020).
Guseva, M. (2014). To li devochka, a to li viden’e: samye uspeshnye androginy [Either a girl or a vision: the most successful androgynes]. Sobaka.ru. Available at: http://www.sobaka.ru/photo/heroes/24630 (accessed 01.06.2020).
Jagose, А. (1996). Queer theory: an introduction. New York: New York University Press, 156 р.
Kiyashko, S.V. (2012). Avtobiograficheskie i literaturnye aspekty interpretatsii romana V. Vool’f «Orlando» [Autobiographical and literary aspects of the interpretation of the novel by V. Woolf «Orlando»]. Nauchye zapiski Khar’kovskogo natsіonal’nogo pedagogіcheskogo unіversiteta іm. G.S. Skovorody. Seriya: Lіteraturovedenie [Naukovi zapiski HNPU imeni G.S. Skovorodi Literaturoznavstvo]. No. 2(1), pp. 65–72.
Kletsyna, I.S. (1998). Gendernaya sotsializatsia [Gender socialization]. Saint Petersburg: Herzen University Publ., 92 p.
Kolotov, А.А. (2000). «Po neizgladimym sledam istiny»: «Orlando» i «Flash» Virdzhinii Vol’f [«On the indelible traces of truth»: «Orlando» and «Flush» by Virginia Woolf]. Filologicheskiy sbornik: Zarubezhnye literatury na poroge XXI veka [Foreign literature on the threshold of the 21th century: Collection of scientific works]. Krasnoyarsk: RIO KGPU Publ., pp. 115–126.
Konev, V.A. (2014). Antropologicheskiy povorot/razvorot kultury — novyy variant proekta moderna [The anthropological turn of culture: a new version of the project of modernity]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul’tury [International Journal of Cultural Research]. No. 5(15), pp. 5–11.
Korobkina, E.N. (2017). Infernal’nye dushy: metamorfozy obraza [Inferno souls: metamorphoses of the image]. Voprosy russkoy literatury [Issues of the Russian literature]. No. 1–2, pp. 110–121.
Kostikova, I.V. et al. (2005). Vvedenie v gendernye issledovaniya [Introduction to gender studies]. Moscow: Aspekt Publ., 255 p.
Korsmeyer, C. and Zalta, E.N. (eds.) (2020). Feminist aesthetics. Stanford Encyclopedia of Philosophy. Available at: https://plato.stanford.edu/entries/feminism-aesthetics/ (accessed 23.04.2020).
Maslovskaya, A.D. and Dinislamova, S.R. (2014). Androginiya v mode kak norma povedeniya sovremennoy molodezhi [Androgyny in fashion as the norm of behavior of modern youth]. Aktual’nye problemy sovremennykh obschestvennykh nauk: dialog obschestva i vlasti: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf. [Actual problems of modern social sciences: dialogue between society and government: Proceedings of the 4th International scientific-practical internet conference]. Ufa: BAGSU Publ., pp. 221–225.
Money, J. and Ehrhardt, A.A. (1972). Man and woman, boy and girl: Differentiation and dimorphism of gender identity from conception to maturity. Baltimore, MD: Johns Hopkins U. Press, 311 p.
Pidduck, J. (1997). Travels with Sally Potter’s Orlando. Gender, narrative, movement. Screen. Vol. 38, iss. 2, pp. 172–189. DOI: https://doi.org/10.1093/screen/38.2.172
Pogontseva, D.V. (2013). Krasota kak mezhdistsiplinarnyy ob’ekt issledovaniy [Beauty as interdisciplinary research facility]. Kontsept. No. 5. Available at: https://e-koncept.ru/2013/13107.htm (accessed 03.06.2020).
Rikker, Yu.О. (2013). Mirovye tendentsii formirovaniya androginnogo tipa gendernoy identichnosti (na primere KNR) [World tendencies of gender identity androgenous type formation (by example of the PRC)]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. No. 7 (33), pp. 159–162. Available at: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2013_7-1_41.pdf (accessed 20.05.2020).
Sapozhnikova, R.B. (2005). Analiz ponyatiya identichnost’: teoreticheskie i metodologicheskie osnovaniya [Analysis of the concept of identity: theoretical and methodological foundations]. Vestnik TGPU [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. Iss. 1(45), pp. 13–17.
Shishlova, E. (2014). Psikhologicheskaya i filosofskaya refleksiya fenomena androgina kak postgendera [Phenomenon of androgyne as «Post-gender»: psychological and philosophical analysis]. Vestnik MGIMO Universiteta [MGIMO Review of International Relations]. Vol. 1(34), pp. 244–253.
Stolovich, L.N. (1985). Zhizn’-tvorchestvo-chelovek: funktsii khudozhestvennoy deyatel’nosti [Life-creation-man: the function of the creative activities]. Moscow: Politizdat Publ., 414 p.
Supermodel Tviggi — ikona stilya 1960-kh, ili kak v modu voshli khudoba i korotkie strizhki (2015) [Supermodel Twiggy — the icon of the 1960s style, or how thinness and short haircuts came into fashion]. Kulturologia.ru. Available at: https://kulturologia.ru/blogs/101115/27114/ (accessed: 02.06.2020).
Sviridova, I.O. (2019). Androginnye personazhi v sovremennom izobrazitel’nom iskusstve [Androgynous characters in contemporary visual art]. Vestnik SPBGIK [Vestnik of Saint Petersburg State University of Culture]. No. 2(39), pp. 181–184. DOI: https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-2-181-184
Velikanova, L.P. (2008). Multipolyarnyy podkhod v tipologii gendernoy identichnosti [Multipolar approach in the typology or gender identity]. Izvestiya KGTU [KSTU News]. No. 13, pp. 156–160.
Watkins, S. (1998). Sex change and media change: from Woolf's to Potter's «Orlando». Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. Vol. 31, no. 3, pp. 41–59. Available at: https://www.jstor.org/stable/44029810 (accessed 10.06.2020).
Woolf, V. (2018). Missis Dellouey. Na mayak. Orlando. Per. s angl. [Mrs. Dalloway. To the lighthouse. Orlando. Trans. from Eng.]. Moscow: «E» Publ., 640 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.