Диалектика формирования и развития пространственно-временной структуры человеческой личности. Открытие и крах экзистенциального горизонта для-себя
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-531-540Ключевые слова:
хронотоп, пространство, время, локус, личность, человек, культураАннотация
Цель данной статьи — исследование сущности диалектических принципов для-другого и для-себя и присущих им модусов, формирующих один из уровней пространственно-временной структуры человеческого бытия — личностную хронотопологию. Теоретическая и методологическая база обусловлена синтезом культур-центристской программы, диалектической и органицистской моделей мироздания, реляционистского истолкования времени-пространства, хронотопологической концепции А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина. В результате раскрыты диалектические основания формирования пространственно-временного каркаса человеческой личности согласно принципам для-другого и для-себя. Принцип для-другого формирует личностный мир-хронотоп человека, помещая его в ситуацию коммуникации с другими, лишая личностное бытие самостоятельности, обособленности, погружая его в сферу отчужденности и заботы, характеризующую публичное пространство социальной хронотопологии. Но именно в событии отчуждения и экзистенциальной падшести коммуникации для-другого личностный мир посредством деформации и разрушения реконструируется в сферу, которая обладает способностью к соприсутствию с личностными мирами Других, впервые обнаруживаемых в качестве равноправных и самостоятельных акторов общественной жизни. На стадии для-другого личность приобщается к социальной хронотопологии, получает способность ориентирования в окружающем мире и открывает путь к обретению следующей стадии — для-себя. Хронотопологический принцип для-себя служит заключительной порождающей моделью пространства и времени человеческой личности, согласно которой личностному миру открывается возможность экзистирования, свободы, приобщения к трансцендентному, катарсического и экстатического переживания, полноты бытия, экзистенциально подлинного со-бытия с Другим. Принцип для-себя окончательно конструирует личностный хронотоп человека, обогащая его этическим, эстетическим, аксиологическим и экзистенциальным горизонтом.Библиографические ссылки
Аврелий Августин. Исповедь. М.: Ренессанс: ИВО–СиД, 1991. 488 с.
Азаренко С.А. Социальная онтология и топологическое философствование // На философских перекрестках. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2019. С. 6–39.
Амлинский В.И. Нескучный сад // Амлинский В.И. Московские страницы. М.: Моск. рабочий, 1982. С. 109–309.
Ахматова А.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2, кн. 1: Стихотворения, 1941–1959. М.: Эллис Лак, 1999. 640 с.
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Рус. словари: Языки славянской культуры, 2003. Т. 1. С. 69–263.
Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Рус. словари; Языки славянской культуры, 2003. Т. 1. С. 7–68.
Железняк В.Н. Мышление и воля. Принцип тождества мышления и воли в классическом рационализме и его историческая эволюция. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. 616 с.
Железняк В.Н. Урбанизация и рустическая экзистенция // Уральская философская школа: 50 лет — 50 имен. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та управления – филиала РАНХиГС, 2016. С. 285–293.
Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. СПб.: Алетейя, 2007. 736 с.
Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Августин: pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2002. С. 707–722.
Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями // Хрестоматия по философской антропологии. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. С. 114–152.
Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Улитка на склоне // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Пикник на обочине. Отель «У погибшего альпиниста». Улитка на склоне. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1999. С. 379–613.
Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра (критический очерк). М.: Наука, 1977. 290 с.
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Долгопрудный: Вестком, 2000. 464 с.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1–64. М.: Издатель Савин С.А., 2006. 870 с.
Фуко М. История сексуальности III: забота о себе. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-Бук, 1998. 288 с.
Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: Высш. религ.-филос. шк., 1998. 303 с.
Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 2001. 460 с.
Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013. 336 с.
Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. М.: Канон+; РООИ «Реабилитации», 2012. 384 с.
Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. 296 с.
References
Akhmatova, A.A. (1999). Sobranie sochineniy: v 6 t. T. 2, kn. 1. Stikhotvoreniya. 1941–1959 [Collected works: in 6 vols. Vol. 2, pt. 1: Poems. 1941–1959]. Moscow: Ellis Lak Publ., 640 p.
Amlinskiy, V.I. (1982). Neskuchnyy sad [Boring garden]. Moskovskie stranitsy [Moscow pages]. Moscow: Moskovskiy Rabochiy Publ., pp. 109–309.
Aquinas, Thomas (2000). Summa protiv yazychnikov. Kn 1 [Summa against the Gentiles. Book 1]. Dolgoprudny: Vestkom Publ., 464 p.
Aquinas, Thomas (2006). Summa teologii. Chast’ pervaya. Voprosy 1–64 [Summa of theology. Pt. one. Questions 1–64]. Moscow: Savin S.A. Publ., 870 p.
Augustinus (1991). Ispoved’ [Confessions]. Moscow: Renessans Publ., IVO–SiD Publ., 488 p.
Azarenko, S.A. (2019). Sotsial’naya ontologiya i topologicheskoe filosofstvovanie [Social ontology and topological philosophy]. Na filosofskikh perekrestkakh [At philosophical intersections]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., Yekaterinburg: Delovaya Kniga Publ., pp. 6–39.
Bakhtin, M.M. (2003). Avtor i geroy v esteticheskoy deyatel’nosti [Author and hero in aesthetic activity]. Sobranie sochineniy: v 7 t. [Collected works: in 7vols]. Moscow: Russkie Slovari Publ., Yazyki Slavyanskoy Kul’tury Publ., vol. 1, pp. 69–263.
Bakhtin, M.M. (2003). K filosofii postupka [To the philosophy of the act]. Sobranie sochineniy: v 7 t. [Collected works: in 7vols]. Moscow: Russkie Slovari Publ., Yazyki Slavyanskoy Kul’tury Publ., vol. 1, pp. 7–68.
Chernyakov, A.G. (2001). Ontologiya vremeni. Bytie i vremya v filosofii Aristotelya, Gusserlya i Khaideggera [Ontology of time. Being and time in the philosophy of Aristotle, Husserl and Heidegger]. Saint Petersburg: HRPS Publ., 460 p.
Filippov, L.I. (1977). Filosofskaya antropologiya Zhan-Polya Sartra (kriticheskiy ocherk) [Philosophical anthropology of Jean-Paul Sartre (critical essay)]. Moscow: Nauka Publ., 290 p.
Foucault, M. (1998). Istoriya seksual’nosti III: zabota o sebe [The history of sexuality III: self-care]. Kiev: Dukh i Litera Publ., Grunt Publ., Moscow: Refl-Buk Publ., 288 p.
Heidegger, M. (1998). Vvedenie v metafiziku [Introduction to metaphysics]. Saint Petersburg: HRPS Publ., 303 p.
Jaspers, K. (2013). Razum i ekzistentsiya [Reason and existence]. Moscow: Kanon+ Publ., ROOI «Reabilitatsiya» Publ., 336 p.
Jaspers, K. (2012). Filosofiya. Kniga pervaya. Filosofskoe orientirovanie v mire [Philosophy. The first book. Philosophical orientation in the world]. Moscow: Kanon+ Publ.; ROOI «Reabilitatsiya» Publ., 384 p.
Jaspers, K. (2012). Filosofiya. Kniga tret’ya. Metafizika [Philosophy. The third book. Metaphysics]. Moscow: Kanon+ Publ.; ROOI «Reabilitatsiya» Publ., 296 p.
Komarov, S.V. (2007). Metafizika i fenomenologiya sub’ektivnosti: istoricheskie prolegomeny k fundamental’noy ontologii soznaniya [Metaphysics and phenomenology of subjectivity: historical prolegomens to the fundamental ontology of consciousness]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ., 736 p.
Nesterova, O.E. (2002). Istoriko-filosofskie predposylki ucheniya Avgustina o sootnoshenii vremeni i vechnosti [Historical and philosophical background of the teachings of Augustinus on the relationship of time and eternity]. Avgustin: pro et contra. Lichnost’ i ideynoe nasledie blazhennogo Avgustina v otsenke russkikh mysliteley i issledovateley. Antologiya [Augustinus: pro et contra. The personality and ideological heritage of St. Augustinus in the assessment of Russian thinkers and researchers. Anthology]. Saint Petersburg: RCHI Publ., pp. 707–722.
Sartre, J.-P. (2008). Za zakrytymi dveryami [Behind closed doors]. Khrestomatiya po filosofskoy antropologii [Anthology on philosophical anthropology]. Perm: PSTU Publ., pp. 114–152.
Strugatskiy, A.N. and Strugatskiy, B.N. (1999). Ulitka na sklone [Snail on the slope]. Piknik na obochine; Otel’ «U pogibshego al’pinista»; Ulitka na sklone [Roadside picnic; Hotel «At the deceased climber»; Snail on the slope]. Moscow: AST Publ., Saint Petersburg: Terra Fantastica Publ., pp. 379–613.
Zheleznyak, V.N. (2015). Myshlenie i volya. Printsip tozhdestva myshleniya i voli v klassicheskom ratsionalizme i ego istoricheskaya evolyutsiya [Thinking and will. The principle of the identity of thinking and will in classical rationalism and its historical evolution]. Perm: PNRPU Publ., 616 p.
Zheleznyak, V.N. (2016). Urbanizatsiya i rusticheskaya ekzistentsiya [Urbanization and rustic existence]. Ural’skaya filosofskaya shkola: 50 let — 50 imen [Ural School of Philosophy: 50 years — 50 names]. Yekaterinburg: Ural Institute of Management – a branch of RANEPA Publ., pp. 285–293.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.