Диалектика формирования и развития пространственно-временной структуры человеческой личности. Открытие и крах экзистенциального горизонта для-себя

Философия

Авторы

  • Андрей Викторович Политов Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-531-540

Ключевые слова:

хронотоп, пространство, время, локус, личность, человек, культура

Аннотация

Цель данной статьи — исследование сущности диалектических принципов для-другого и для-себя и присущих им модусов, формирующих один из уровней пространственно-временной структуры человеческого бытия — личностную хронотопологию. Теоретическая и методологическая база обусловлена синтезом культур-центристской программы, диалектической и органицистской моделей мироздания, реляционистского истолкования времени-пространства, хронотопологической концепции А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина. В результате раскрыты диалектические основания формирования пространственно-временного каркаса человеческой личности согласно принципам для-другого и для-себя. Принцип для-другого формирует личностный мир-хронотоп человека, помещая его в ситуацию коммуникации с другими, лишая личностное бытие самостоятельности, обособленности, погружая его в сферу отчужденности и заботы, характеризующую публичное пространство социальной хронотопологии. Но именно в событии отчуждения и экзистенциальной падшести коммуникации для-другого личностный мир посредством деформации и разрушения реконструируется в сферу, которая обладает способностью к соприсутствию с личностными мирами Других, впервые обнаруживаемых в качестве равноправных и самостоятельных акторов общественной жизни. На стадии для-другого личность приобщается к социальной хронотопологии, получает способность ориентирования в окружающем мире и открывает путь к обретению следующей стадии — для-себя. Хронотопологический принцип для-себя служит заключительной порождающей моделью пространства и времени человеческой личности, согласно которой личностному миру открывается возможность экзистирования, свободы, приобщения к трансцендентному, катарсического и экстатического переживания, полноты бытия, экзистенциально подлинного со-бытия с Другим. Принцип для-себя окончательно конструирует личностный хронотоп человека, обогащая его этическим, эстетическим, аксиологическим и экзистенциальным горизонтом.

Биография автора

Андрей Викторович Политов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

кандидат философских наук,доцент кафедры философии и права

Библиографические ссылки

Аврелий Августин. Исповедь. М.: Ренессанс: ИВО–СиД, 1991. 488 с.

Азаренко С.А. Социальная онтология и топологическое философствование // На философских перекрестках. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2019. С. 6–39.

Амлинский В.И. Нескучный сад // Амлинский В.И. Московские страницы. М.: Моск. рабочий, 1982. С. 109–309.

Ахматова А.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2, кн. 1: Стихотворения, 1941–1959. М.: Эллис Лак, 1999. 640 с.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Рус. словари: Языки славянской культуры, 2003. Т. 1. С. 69–263.

Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Рус. словари; Языки славянской культуры, 2003. Т. 1. С. 7–68.

Железняк В.Н. Мышление и воля. Принцип тождества мышления и воли в классическом рационализме и его историческая эволюция. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. 616 с.

Железняк В.Н. Урбанизация и рустическая экзистенция // Уральская философская школа: 50 лет — 50 имен. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та управления – филиала РАНХиГС, 2016. С. 285–293.

Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. СПб.: Алетейя, 2007. 736 с.

Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Августин: pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2002. С. 707–722.

Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями // Хрестоматия по философской антропологии. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. С. 114–152.

Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Улитка на склоне // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Пикник на обочине. Отель «У погибшего альпиниста». Улитка на склоне. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1999. С. 379–613.

Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра (критический очерк). М.: Наука, 1977. 290 с.

Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Долгопрудный: Вестком, 2000. 464 с.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1–64. М.: Издатель Савин С.А., 2006. 870 с.

Фуко М. История сексуальности III: забота о себе. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-Бук, 1998. 288 с.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: Высш. религ.-филос. шк., 1998. 303 с.

Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 2001. 460 с.

Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013. 336 с.

Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. М.: Канон+; РООИ «Реабилитации», 2012. 384 с.

Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. 296 с.

References

Akhmatova, A.A. (1999). Sobranie sochineniy: v 6 t. T. 2, kn. 1. Stikhotvoreniya. 1941–1959 [Collected works: in 6 vols. Vol. 2, pt. 1: Poems. 1941–1959]. Moscow: Ellis Lak Publ., 640 p.

Amlinskiy, V.I. (1982). Neskuchnyy sad [Boring garden]. Moskovskie stranitsy [Moscow pages]. Moscow: Moskovskiy Rabochiy Publ., pp. 109–309.

Aquinas, Thomas (2000). Summa protiv yazychnikov. Kn 1 [Summa against the Gentiles. Book 1]. Dolgoprudny: Vestkom Publ., 464 p.

Aquinas, Thomas (2006). Summa teologii. Chast’ pervaya. Voprosy 1–64 [Summa of theology. Pt. one. Questions 1–64]. Moscow: Savin S.A. Publ., 870 p.

Augustinus (1991). Ispoved’ [Confessions]. Moscow: Renessans Publ., IVO–SiD Publ., 488 p.

Azarenko, S.A. (2019). Sotsial’naya ontologiya i topologicheskoe filosofstvovanie [Social ontology and topological philosophy]. Na filosofskikh perekrestkakh [At philosophical intersections]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., Yekaterinburg: Delovaya Kniga Publ., pp. 6–39.

Bakhtin, M.M. (2003). Avtor i geroy v esteticheskoy deyatel’nosti [Author and hero in aesthetic activity]. Sobranie sochineniy: v 7 t. [Collected works: in 7vols]. Moscow: Russkie Slovari Publ., Yazyki Slavyanskoy Kul’tury Publ., vol. 1, pp. 69–263.

Bakhtin, M.M. (2003). K filosofii postupka [To the philosophy of the act]. Sobranie sochineniy: v 7 t. [Collected works: in 7vols]. Moscow: Russkie Slovari Publ., Yazyki Slavyanskoy Kul’tury Publ., vol. 1, pp. 7–68.

Chernyakov, A.G. (2001). Ontologiya vremeni. Bytie i vremya v filosofii Aristotelya, Gusserlya i Khaideggera [Ontology of time. Being and time in the philosophy of Aristotle, Husserl and Heidegger]. Saint Petersburg: HRPS Publ., 460 p.

Filippov, L.I. (1977). Filosofskaya antropologiya Zhan-Polya Sartra (kriticheskiy ocherk) [Philosophical anthropology of Jean-Paul Sartre (critical essay)]. Moscow: Nauka Publ., 290 p.

Foucault, M. (1998). Istoriya seksual’nosti III: zabota o sebe [The history of sexuality III: self-care]. Kiev: Dukh i Litera Publ., Grunt Publ., Moscow: Refl-Buk Publ., 288 p.

Heidegger, M. (1998). Vvedenie v metafiziku [Introduction to metaphysics]. Saint Petersburg: HRPS Publ., 303 p.

Jaspers, K. (2013). Razum i ekzistentsiya [Reason and existence]. Moscow: Kanon+ Publ., ROOI «Reabilitatsiya» Publ., 336 p.

Jaspers, K. (2012). Filosofiya. Kniga pervaya. Filosofskoe orientirovanie v mire [Philosophy. The first book. Philosophical orientation in the world]. Moscow: Kanon+ Publ.; ROOI «Reabilitatsiya» Publ., 384 p.

Jaspers, K. (2012). Filosofiya. Kniga tret’ya. Metafizika [Philosophy. The third book. Metaphysics]. Moscow: Kanon+ Publ.; ROOI «Reabilitatsiya» Publ., 296 p.

Komarov, S.V. (2007). Metafizika i fenomenologiya sub’ektivnosti: istoricheskie prolegomeny k fundamental’noy ontologii soznaniya [Metaphysics and phenomenology of subjectivity: historical prolegomens to the fundamental ontology of consciousness]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ., 736 p.

Nesterova, O.E. (2002). Istoriko-filosofskie predposylki ucheniya Avgustina o sootnoshenii vremeni i vechnosti [Historical and philosophical background of the teachings of Augustinus on the relationship of time and eternity]. Avgustin: pro et contra. Lichnost’ i ideynoe nasledie blazhennogo Avgustina v otsenke russkikh mysliteley i issledovateley. Antologiya [Augustinus: pro et contra. The personality and ideological heritage of St. Augustinus in the assessment of Russian thinkers and researchers. Anthology]. Saint Petersburg: RCHI Publ., pp. 707–722.

Sartre, J.-P. (2008). Za zakrytymi dveryami [Behind closed doors]. Khrestomatiya po filosofskoy antropologii [Anthology on philosophical anthropology]. Perm: PSTU Publ., pp. 114–152.

Strugatskiy, A.N. and Strugatskiy, B.N. (1999). Ulitka na sklone [Snail on the slope]. Piknik na obochine; Otel’ «U pogibshego al’pinista»; Ulitka na sklone [Roadside picnic; Hotel «At the deceased climber»; Snail on the slope]. Moscow: AST Publ., Saint Petersburg: Terra Fantastica Publ., pp. 379–613.

Zheleznyak, V.N. (2015). Myshlenie i volya. Printsip tozhdestva myshleniya i voli v klassicheskom ratsionalizme i ego istoricheskaya evolyutsiya [Thinking and will. The principle of the identity of thinking and will in classical rationalism and its historical evolution]. Perm: PNRPU Publ., 616 p.

Zheleznyak, V.N. (2016). Urbanizatsiya i rusticheskaya ekzistentsiya [Urbanization and rustic existence]. Ural’skaya filosofskaya shkola: 50 let — 50 imen [Ural School of Philosophy: 50 years — 50 names]. Yekaterinburg: Ural Institute of Management – a branch of RANEPA Publ., pp. 285–293.

Загрузки

Опубликован

30-12-2020

Выпуск

Раздел

Статьи