Гермотим Клазоменец как предшественник Анаксагора
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-355-364Ключевые слова:
история философии, Древняя Греция, Гермотим Клазоменский, Анаксагор, Нус, проблема духовного и материального, шаманизм, Э. Роде, Э. ДоддсАннотация
Анализируется свидетельство Аристотеля о возможной преемственности между учениями Гермотима из Клазомен и его соотечественника Анаксагора. Это свидетельство останется одиноким среди более поздних античных сообщений о Гермотиме, представляющих его скорее как волшебника и духовидца, нежели философа. В этом виде его образ сохраняется и до XIX в.; Гегель, Целлер, Виндельбанд и другие относятся к его фигуре с нескрываемым скепсисом. Положение дел начало меняться к концу XIX – началу XX в., когда интерес исследователей стала привлекать иррациональная сторона античной мысли. Э. Роде обращает внимание на глубокую трансформацию в VII–VI вв. до н.э. представлений о душе, которая представляется теперь существующей отдельно от тела в качестве особой, не сводимой к телу субстанции. Э. Доддс обнаруживает истоки этой новой концепции в северных странах, открывшихся греческому миру в связи с колонизацией побережья Черного моря и обогативших культуру Эллады элементами шаманизма. Способность переживать разделение души и тела была отличительной чертой особого рода магов и духовидцев, появившихся именно тогда, в VII–VI вв.: Абариса, Аристея, Эпименида и других. Наиболее ярким примером такого мага Роде считает Гермотима, и именно из своего личного опыта Гермотим мог сделать вывод о несводимости друг к другу материи и духа и, как следствие, сепаратности Ума как мирового принципа. Различение духа (души) и материи (тела) станет основополагающим принципом греческой философии, понятие Ума (Нуса) выступит фундаментом для системы Анаксагора, первого афинского философа, с которого, собственно, и начнется история классической греческой философии.Библиографические ссылки
Аристотель. Метафизика // Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 63–367.
Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 369–448.
Беляков А.В., Матвейчев О.А. Гиперборея: приключения идеи. М.: Книжный мир, 2019. 416 с.
Беляков А.В., Матвейчев О.А. Троянский конь западной истории. СПб.: Питер, 2014. 224 с.
Виндельбанд В. История древней философии. Киев: Тандем, 1995. 368 с.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб.: Наука, 1993. 352 с.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 571 с.
Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. 507 с.
Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). СПб.: Наука, 2014. 533 с.
Лосев Α.Φ. Диоген Лаэрций и его метод // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С. 3–54.
Лукиан Самосатский. Похвала мухе // Лукиан Самосатский. Соч.: в 2 т. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 1. С. 78–80.
Матвейчев О.А. Аристей Проконнесский — духовидец, свидетель Гипербореи // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 4. С. 256–266.
Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях ранней греческой философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 41–66.
Матвейчев О.А. К дискуссии о генезисе древнегреческой философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 5–16.
Матвейчев О.А. К дискуссии о происхождении древнегреческой философии в русской и советской философской мысли // Вопросы философии. 2016. № 6. С. 185–199.
Матвейчев О.А. Плагиат Древней Греции // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 188–202.
Матвейчев О.А. Семь чудес гиперборейца Абариса // Философская мысль. 2016. № 5. С. 26–34. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8728.2016.5.18701
Пиндар. Отрывки // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980. С. 275–284.
Плиний Старший. Естественная история. Кн. VII // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН, 2009. № 17. С. 211–242.
Плутарх. О демоне Сократа // Плутарх. Сочинения. М.: Худ. лит., 1983. С. 501–536.
Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М.: Наука, 1972. 320 с.
Секст Эмпирик. Против ученых // Секст Эмпирик. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 61–376.
Стреттон-Кент Дж. Геософия: магия подземного мира. М.: Телема, 2019. 720 с.
Тертуллиан К.С.Ф. О душе. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. 256 с.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I / сост. А.В. Лебедев. М.: Наука, 1989. 576 с.
Carus F.A. Nachgelassene Werke. Bd. IV: Ideen zur Geschichte der Philosophie. Leipzig: I.A. Barth und P.G. Kummer, 1809. 766 S.
Detienne M. Les origines religieuses de la notion d’intellect: Hermotimus et Anaxagore // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger. 1964. T. 154. P. 167–178.
Meuli K. Scythica // Hermes. 1935. Bd. 70. S. 121–176.
Rohde E. Die Religion der Griechen. Heidelberg: Universitäts-Buchdruckerei von J. Hörning, 1895. 47 S.
Rohde E. Psyche: The Cult of Souls and the Belief in Immortality among the Greeks. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1925. 650 p.
Zeller E. A history of Greek philosophy from the earliest period to the time of Socrates. Vol. II. London: Longmans, Green, and Co, 1881. 541 p.
References
Aristotle (1976). Metafizika [Metaphysics]. Aristotel’. Sobranie sochineniy: v 4 t. [Aristotle. Collected works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 1, pp. 63–367.
Aristotle (1976). O dushe [On the soul]. Aristotel’. Sobranie sochineniy: v 4 t. [Aristotle. Collected works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 1, pp. 369–448.
Belyakov, A.V. and Matveychev, O.A. (2019). Giperboreya: priklyucheniya idei [Hyperborea: idea’s adventures]. Moscow: Knizhnyy Mir Publ., 416 p.
Belyakov, A.V. and Matveychev, O.A. (2014). Troyanskiy kon’ zapadnoy istorii [Trojan horse of western history]. Saint Petersburg: Piter Publ., 224 p.
Carus, F.A. (1809). Nachgelassene Werke. Bd. IV: Ideen zur Geschichte der Philosophie [Postponed works. Vol. 4: Ideas on the history of philosophy]. Leipzig: I.A. Barth und P.G. Kummer Publ., 766 p.
Detienne, M. (1964). Les origines religieuses de la notion d'intellect: Hermotimus et Anaxagore [The religious origins of the notion of intellect: Hermotimus and Anaxagora]. Revue Philosophique de la France et de l’Étranger [Philosophical Review of France and Abroad]. Vol. 154, pp. 167–178.
Diogenes Laertius (1986). O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov [Lives, teachings, and sayings of famous philosophers]. Moscow: Mysl’ Publ., 571 p.
Dodds, E.R. (2000). Greki i irratsional’noe [The Greeks and the irrational]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ., 507 p.
Hegel, G.W.F. (1993). Lektsii po istorii filosofii. T. 1 [Lectures on the history of philosophy. Vol. 1]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 352 p.
Lebedev, A.V. (ed.) (1989). Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Ch. I [Fragments of early Greek philosophers. Pt. 1]. Moscow: Nauka Publ., 576 p.
Lebedev, A.V. (2014). Logos Geraklita. Rekonstruktsiya mysli i slova [The logos of Heraclitus. A reconstruction of thought and speech]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 533 p.
Losev, A.F. (1986). Diogen Laertsiy i ego metod [Diogenes Laertius and his method]. Diogen Laertsiy. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov [Diogenes Laertius. Lives, teachings, and sayings of famous philosophers]. Moscow: Mysl’ Publ., pp. 3–54.
Lucian of Samosata (2001). Pokhvala mukhe [The fly (praising a fly)]. Lukian Samosatskiy. Sochineniya: v 2 t. [Lucian of Samosata. Works: in 2 vols]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ., vol. 1, pp. 78–80.
Matveychev, O.A. (2017). Aristey Prokonneskiy — providets, svidetel’ Giperborei [Aristeas Prokonnessky — visionary, witness Hyperborea]. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge]. No. 4, pp. 256–266.
Matveychev, O.A. (2016). K diskussii o genezise drevnegrecheskoy filosofii [To discussion on genesis of Ancient Greek philosophy]. Nauchnyy yezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural’skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk [Research Yearbook, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 16, iss. 4, pp. 5–16.
Matveychev, O.A. (2016). K diskussii o proiskhozhdenii drevnegrecheskoy filosofii v russkoy i sovetskoy filosofskoy mysli [To the discussion of genesis of Ancient Greek philosophy in Russian and soviet philosophical thought]. Voprosy filosofii [Russian Studies in Philosophy]. No. 6, pp. 185–199.
Matveychev, O.A. (2015). K voprosu o maloaziyskikh kornyakh ranney grecheskoy filosofii [On the problem of Asia minor’s origins of early Greek philosophy]. Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural’skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk [Research Yearbook, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 15, iss. 4, pp. 41–66.
Matveychev, O.A. (2018). Plagiat Drevney Gretsii [Plagiarism of Ancient Greece]. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge]. No. 1, pp. 188–202.
Matveychev, O.A. (2016). Sem’ chudes giperboreytsa Abarisa [Seven wonders of Abaris the Hyperborean]. Filosofskaya mysl’ [Philosophical Thought]. No. 5, pp. 26–34. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8728.2016.5.18701
Meuli, K. (1935). Scythica [Scythian]. Hermes. Vol. 70, pp. 121–176.
Pindar (1980). Otryvki [Excerpts]. Pindar. Vakkhilid. Ody. Fragmenty [Pindar. Bacchilides. Odes. Fragments]. Moscow: Nauka Publ., pp. 275–284.
Pliny the Elder (2009). Estestvennaya istoriya. Kn. VII [The natural history. Book 12]. Adam i Eva. Al’manakh gendernoy istorii [Adam and Eve. Almanac gender history]. Moscow: IGH RAS Publ., no. 17, pp. 211–242.
Plutarch (1983). O demone Sokrata [On the Daimonion of Socrates]. Plutarkh. Sochineniya [Plutarch. Essays]. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura Publ., pp. 501–536.
Rohde, E. (1895). Die Religion der Griechen [The religion of the Greeks]. Heidelberg: Universitäts-Buchdruckerei von J. Hörning Publ., 47 p.
Rohde, E. (1925). Psyche: the cult of souls and the belief in immortality among the Greeks. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co Publ., 650 p.
Rozhanskiy, I.D. (1972). Anaksagor. U istokov antichnoy nauki [Anaxagoras. At the origins of ancient science]. Moscow: Nauka Publ., 320 p.
Sextus Empiricus (1976). Protiv uchenykh [Against the scientists]. Sekst Empirik. Sochineniya: v 2 t. [Sextus Empiricus. Works: in 2 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 1, pp. 61–376.
Stratton-Kent, J. (2019). Geosofiya: magiya podzemnogo mira [Geosophia: The argo of magic]. Moscow: Telema Publ., 720 p.
Tertullian, K.S.F. (2004). O dushe [On the soul]. Saint Petersburg: Oleg Abyshko’s Publ., 256 p.
Windelband, W. (1995). Istoriya drevney filosofii [History of ancient philosophy]. Kiev: Tandem Publ., 368 p.
Zeller, E. (1881). A history of Greek philosophy from the earliest period to the time of Socrates. London: Longmans, Green, and Co Publ., vol. II, 541 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.