Города Мордовии: идентичность в медийном дискурсе

Социология

Авторы

  • Ираида Адольфовна Пакшина Научный центр социально-экономического мониторинга, 430009, Республика Мордовия, Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 39а
  • Елена Степановна Руськина Научный центр социально-экономического мониторинга, 430009, Республика Мордовия, Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 39а

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-328-343

Ключевые слова:

город, малый город, городское сообщество, образ города, городская идентичность, репрезентация, печатные СМИ, социальная сеть «ВКонтакте»

Аннотация

В настоящее время объектом внимания современных городских медиа становится город с его уникальной локальной и исторической спецификой. В медийном тексте осуществляется вербализация результатов субъективного восприятия человеком окружающего городского пространства, происходит репрезентация городской идентичности. Целью настоящей статьи стало выявление представленности понятия «городская идентичность» в массмедиа Республики Мордовия — городских и республиканских газетах и социальных сетях. Авторами был проведен контент-анализ публикаций в городских газетах и комментариев к постам участников локальных интернет-сообществ, касающихся представлений о городе. Анализ печатных СМИ показал понимание муниципальными властями актуальности проблем формирования городской идентичности в конкурентной борьбе за человеческие, информационные и экономические ресурсы. Редакции газет многое делают для создания положительного имиджа города. Мощное влияние на общественное мнение оказывают локальные городские интернет-сообщества, относительно недавно появившиеся в медиапространстве региона. Коммуникация в них строится в основном вокруг частных проблем повседневной городской жизни и сопровождается негативно-оценочными характеристиками. Установлено, что активное обсуждение проблем провоцируют пост-обсуждение, пост-провокация, пост-хайп, пост-фотография, пост – критика власти, пост – диалог с представителем власти, пост-вопрос или пост-игра. Выявлена асимметрия репрезентации образа города, создаваемой, с одной стороны, печатными СМИ, а с другой — участниками интернет-сообществ. В ходе исследования определены значимые для горожан идентификационные маркеры. Установлена зависимость особенностей конструирования идентичности городов Мордовии и ее репрезентации от коммуникативных практик горожан.

Биографии авторов

Ираида Адольфовна Пакшина , Научный центр социально-экономического мониторинга, 430009, Республика Мордовия, Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 39а

кандидат культурологии, ведущий научный сотрудникредакционно-издательского отдела

Елена Степановна Руськина , Научный центр социально-экономического мониторинга, 430009, Республика Мордовия, Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 39а

старший научный сотрудник отдела-социопарка «Регионология»

Библиографические ссылки

Абашев В.В., Печищев И.М. Городские сетевые издания как агенты урбанизации // Город и медиа: материалы Междунар. науч. конференции «Новые городские медиа в медиаландшафте России», Пермь, 1–2 июня 2018 г. / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2018. С. 9–29.

Анхольт С., Хильдрет Дж. Бренд Америка: мать всех брендов. М.: Добрая книга, 2010. 232 с.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. М.: Academia-центр: Медиум, 1995. 323 с.

Василенко И.А. Современный имидж российских регионов: проблемы формирования // Мир и политика. 2012. № 12(75). С. 75–79.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. А.Д. Ковалева. М.: Канон-ПРЕСС-ц: Кучково поле, 2000. 304 с.

Дягилева Н.С. Теоретические аспекты городской идентичности // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. конф. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2013. С. 54–59.

Евстифеев Р.В., Задорин И.И., Крупкин П.Л., Лебедев С.Д. Городские локальные идентичности: Проблемы дифференциации и факторы консолидации местных сообществ // Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: V Сухаревские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саранск, 2015. С. 368–373.

Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 11–23.

Замятин Д.Н. Локальные истории и методика моделирования гуманитарно-географического образа города // Гуманитарная география: научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 2. М.: Институт наследия, 2005. С. 276–323.

Коржов Г. Территориальные идентичности: концептуальные интерпретации в современной зарубежной социологической мысли // Социология: теория, методы, маркетинг. 2010. № 1. С. 107–124.

Крылов М.П. Региональная идентичность в Европейской России. М.: Новый хронограф, 2010. 240 с.

Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство. М.: Ин-т медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 2014. 392 с.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска? СПб.: Речь, 2011. 160 с.

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 119–129.

Пакшина И.А. Репрезентация малых городов Мордовии пользователями социальных сетей // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Т. 10, № 2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK219.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

Полонский А.В. Медийный текст и его статус в современной культуре // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: II Междунар. науч.-практ. конф. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: II Междунар. науч. семинар. Белгород, НИУ «БелГУ», 5–7 октября 2016 г.: сб. науч. работ. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. С. 68–74.

Радина Н.К. Город в пространстве и времени: проблемы территориальной идентичности в контексте социально-экономических изменений. Н. Новгород: Деком, 2015. 344 с.

Современные массмедиа: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 21 апреля 2016 г. / Кубан. соц.-экон. ин-т, Краснодар, 2016. 224 с.

Социальные представления (социальные репрезентации) // Социология: Энциклопедия. 2003. URL: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/221/socialnye-predstavleniya-socialnye.htm (дата обращения: 26.11.2019).

Федотова Н.Г. Территориальная идентичность как символический ресурс региона // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 7(90). С. 105–108.

Федотова Н.Г. Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. 20, № 3. С. 32–49.

Jenes B. Theoretical and Practical Issues in Measuring Country Image Dimensions and Measurement Model of Country Image and Country Brand: Ph.D. Dissertation / Corvinus University of Budapest Doctoral School of Business Administration. Budapest, 2012. 167 p.

Parente M. Designing the City Identity: Strategic and Product Design for New Experiential Ways of Living, Enabling, and Interacting with the Urban Context // Design Management Journal. 2016. Vol. 10, iss. 1. P. 62–71. DOI: https://doi.org/10.1111/dmj.12023

References

Abashev, V.V. and Pechischev, I.M. (2018). Gorodskie setevye izdaniya kak agenty urbanizatsii [Urban network publications as agents of urbanization]. Gorod i media. Materialy Mezhdunar. nauch. konf. «Novye gorodskie media v medialandshafte Rossii» [City and media. Proceedings of the international scientific conference «New urban media in the Russian media landscape»]. Perm: PSU Publ., pp. 9–29.

Anholt, S. and Hildreth, D. (2010). Brend Amerika: mat’ vsekh brendov [Brand America: the mother of all brands]. Moscow: Dobraya Kniga Publ., 232 p.

Berger, P. and Luckmann, T. (1995). Sotsial’noe konstruirovanie real’nosti: Traktat po sotsiologii znaniya [The social construction of Reality. A treatise on sociology of knowledge]. Moscow: Academia-tsentr Publ., Medium Publ., 323 p.

Dyagileva, N.S. (2013). Teoreticheskie aspekty gorodskoy identichnosti [Theoretical aspects of urban identity]. Brending malykh i srednikh gorodov Rossii: opyt, problemy, perspektivy [Branding of small and medium-sized cities of Russia: experience, problems, prospects]. Yekaterinburg: UrFU Publ., pp. 54–59.

Evstifeev, R.V., Zadorin, I.I., Krupkin, P.L. and Lebedev, S.D. (2015). Gorodskie lokal’nye identichnosti: problemy differentsiatsii i faktory konsolidatsii mestnykh soobschestv [Urban local identities: problems of differentiation and factors of consolidation of local communities]. Regional’naya differentsiatsya i konsolidatsiya sotsial’nogo prostranstva Rossii: V Sukharevskie chteniya [Regional differentiation and consolidation of the social space of Russia: 5th Sukharev Readings]. Saransk, pp. 368–373.

Fedotova, N.G. (2017). Formirovanie gorodskoy identichnosti: faktornyy i institutsional’nyy aspekty [The formation of urban identity: factor and institutional aspects]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 20, no. 3, pp. 32–49.

Fedotova, N.G. (2015). Territorial’naya identichnost’ kak simvolicheskiy resurs regiona [Territorial identity as a symbolic resource in the region]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik NovSU]. No. 7(90), pp. 105–108.

Goffman, I. (2000). Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoy zhizni, per. s. angl. [The presentation of self in everyday life, trans. from Eng.]. Moscow: Kuchkovo Pole Publ., 304 p.

Jenes, B. (2012). Theoretical and practical issues in measuring country image dimensions and measurement model of country image and country brand: dissertation. Budapest, 167 p.

Korzhov, G. (2010). Territorial’nye identichnosti: kontseptual’nye interpretatsii v sovremennoy zarubezhnoy sotsiologicheskoy mysli [Territorial identities: conceptual interpretations in modern foreign sociological thought]. Sotsiologiya: teoriya, metody, marketing [Sociology: Theory, Methods, Marketing]. No. 1, pp. 107–124.

Krylov, M.P. (2010). Regional’naya identichnost’ v Evropeyskoy Rossii [Regional identity in European Russia]. Moscow: Novyy Hronograf Publ., 240 p.

McQuire, S. (2014). Mediynyy gorod: media, arkhitektura i gorodskoe prostranstvo [The media city: media, architecture and urban space]. Moscow: Strelka Publ., 392 p.

Miklyaeva, A.V. and Rumyantseva, P.V. (2011). Gorodskaya identichnost’ zhitelya sovremennogo megapolisa: resurs lichnostnogo blagopoluchiya ili zona povyshennogo riska? [Urban identity of a resident of a modern metropolis: a resource of personal well-being or a high-risk zone?]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 160 p.

Newman, L. (1998). Neoprosnye metody issledovaniya [Unexplored research methods]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 6, pp. 119–129.

Pakshina, I.A. (2019). Reprezentatsiya malykh gorodov Mordovii pol’zovatelyami sotsial’nykh setey [Representation of small towns in Mordovia by social network users]. Mir nauki. Sotsologiya, filologiya, kul’turologiya [World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies]. Vol. 10, no. 2. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK219.pdf (accessed 10.12.2019).

Parente, M. (2016). Designing the city identity: strategic and product design for new experiential ways of living, enabling, and interacting with the urban context. Design Management Journal. Vol. 10, iss. 1, pp. 62–71. DOI: https://doi.org/10.1111/dmj.12023

Pavlova, O.A. (ed.) (2016). Sovremennye massmedia: problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern mass media: problems and prospects: proceedings of the International scientific-practical conference]. Krasnodar, 224 p.

Polonskiy, A.V. (2016). Mediynyy tekst i ego status v sovremennoy kul’ture [Media text and its status in modern culture]. Diskurs sovremennykh mass-media v perspektive teorii, sotsial’noy praktiki i obrazovaniya: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Aktual’nye problemy sovremennoy medialingvistiki i mediakritiki v Rossii i za rubezhom [The discourse of modern media in the perspective of theory, social practice and education: proceedings of the 2nd International scientific-practical conference «Actual problems of modern media linguistics and media criticism in Russia and abroad»]. Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BSU» Publ., pp. 68–74.

Radina, N.K. (2015). Gorod v prostranstve i vremeni: problemy territorial’noy identichnosti v kontekste sotsial’no-ekonomicheskikh izmeneniy [City in space and time: problems of territorial identity in the context of socio-economic changes]. Nizhny Novgorod: Dekom Publ., 344 p.

Sivukha, S.V. and Zubkovskaya O.N. (eds.) (2003). Sotsial’nye predstavleniya (sotsial’nye reprezentatsii) [Social representations]. Sotsiologiya: Entsiklopediya [Sociology: Encyclopedia]. Available at: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/221/socialnye-predstavleniya-socialnye.htm (accessed 26.11.2019).

Vasilenko, I.A. (2012). Sovremennyy imidzh rossiyskikh regionov: problemy formirovaniya [The modern image of the Russian regions: problems of formation]. Mir i politika [World and Politics]. No. 12(75), pp. 75–79.Zamyatin, D.N. (2005). Lokal’nye istorii i metodika modelirovaniya gumanitarno-geograficheskogo obraza goroda [Local histories and methods of modeling the humanitarian and geographical image]. Gumanitarnaya geografiya: nauchnyy i kyl’turno-prosvetitel’skiy al’manakh [Humanitarian Geography: Scientific, Cultural and Educational Almanac]. Moscow: Institut Naslediya Publ., iss. 2, pp. 276–323.

Zamyatin, D.N. (2013). Geokul’turnyy brending territoriy: kontseptual’nye osnovy [Geocultural branding of territories: conceptual foundations]. Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnykh issledovaniy [Labyrinth. Journal of Social and Humanitarian Studies]. No. 5, pp. 11–23.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Выпуск

Раздел

Статьи