Когнитивные основания информационного взаимообмена в процессах культурной коммуникации

Философия

Авторы

  • Владимир Александрович Сидоренко Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки, Украина, 91045, Луганск, кв. 50 лет Обороны Луганска, 1 г

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-215-222

Ключевые слова:

культурное пространство, глобализация, информационная трансляция, коммуникативные механизмы, ассимиляция, аккомодация, интериоризация информации, принцип когнитивной экономичности, творчество

Аннотация

Когнитивные процессы, лежащие в основе взаимообмена культурной информацией, носят двоякий характер: с одной стороны, антропосферный уровень организации культурного знания позволяет реципиенту получать его в максимально обработанном и готовом к использованию виде, с другой — такое получение из культуры готовых решений встающих перед ним проблем приводит к снижению способности индивида к созданию собственных творческих наработок. Процессы обработки культурной информации подразделяются на ассимилятивные (направленные на включение входящих данных в ментальную систему получателя) и аккомодационные (направлены на адаптацию собственного мировоззрения к информации, поступающей извне). Поступающая в процессе культурной коммуникации информация интериоризуется реципиентом в той мере, в которой он обладает сензитивностью к ней. Под сензитивностью в данном случае понимается способность гармонично встроить входящие данные в уже существующую систему когнитивных схем. При этом акт информационной трансляции выступает в роли стимула, а интериоризация данных — в качестве реакции на него. Основополагающим принципом усвоения культурной информации выступает когнитивная экономичность — стремление получить наиболее эффективное решение возникшей задачи с минимальными затратами мыслительных ресурсов. Результатом зачастую становится развитие когнитивной лени, неспособности и нежелания применять высвободившиеся ресурсы для творческих наработок, которые затем можно будет использовать в роли донора культурной информации. С увеличением объема усваиваемой информации повышается уровень адаптированности ее получателя к системе культуры как в локально-групповом, так и в глобальном смысле, применимом к человечеству в целом в качестве наибольшей из культурных групп. В то же время повышение степени культурной адаптации ведет к снижению творческого потенциала субъекта, поскольку творчество выводит человека за рамки общегруппового вектора культурного развития.

Биография автора

Владимир Александрович Сидоренко , Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки, Украина, 91045, Луганск, кв. 50 лет Обороны Луганска, 1 г

кандидат философских наук, доцент,доцент кафедры философии, правоведения, социальных и гуманитарных наук

Библиографические ссылки

Гончаров В.С. Психолого-педагогическое проектирование когнитивного развития школьников: дис. … д-ра психол. наук. Курган, 2006. 407 с.

Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-центр, 1997. 432 с.

Лазарев Ф.В., Сыропятов О.Г., Яновский С.С. Психосоматическая антропология: теория и практика. Симферополь: Н. Ореанда, 2012. 152 с.

Прокопчук Ю.А. Информационная структура теории естественной предметной области // Вестник Херсонского национального технического университета. 2010. № 2(38). С. 11–19.

Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2006. 589 с.

Теоретическая социология: антология / пер. с англ., фр., нем., ит.; cост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Кн. дом «Университет», 2002. 424 с.

Хаксли О. Вечная философия. М.: Эксмо, 2004. 464 с.

Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие. М.: Академ. проект, 2007. 472 с.

Gazzaniga M.S., Reuter-Lorenz P.A., Baynes K. The Cognitive Neuroscience of Mind: a Tribute to Michael S. Gazzaniga. Cambridge, MA: MIT Press, 2010. 256 p. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/9780262014014.001.0001

Guilford J.P. Cognitive Psychology’s Ambiguities: Some Suggested Remedies // Psychological Review. 1982. Vol. 89, iss. 1. Р. 48–59. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295x.89.1.48

Haggbloom S.J., Warnick R., Warnick J.E., Jones V.K. et al. The 100 Most Eminent Psychologists of the 20th Century // Review of General Psychology. 2002. Vol. 6, iss. 2. Р. 139–152. DOI: https://doi.org/10.1037/1089-2680.6.2.139

Harlow H.F., Harlow P. Human Model: Primate Perspective. Great Falls, MT: Winston, 1999. 366 р.

Hayes J.R. Three Problems in Teaching General Skills // Thinking and Learning Skills. Vol 2: Research and Open Questions / ed. by S.F. Chipman, J.W. Segal, R. Glaser. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1985. 640 p.

Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. Chicago, IL: Chicago University Press, 1987. 596 p. DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/9780226471013.001.0001

Park R. Assimilation // Introduction to the Science of Sociology / ed. by R. Park, E. Burgess. Chicago, IL: Chicago University Press, 1989. P. 734–739.

Rosch E. Principles of Categorization. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1978. 328 р.

References

Bankovskaya, S.P. (ed.) (2002). Teoreticheskaya sotsiologiya: Antologiya, per. s angl., fr., nem. [Theoretical sociology: Anthology, trans. from English, French, German, and Italian]. Moscow: Knizhnyy dom «Universitet» Publ., 424 p.

Cole, M. (1997). Kulturno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural psychology]. Moscow: Cogito-Centre Publ., 432 p.

Gazzaniga, M.S., Reuter-Lorenz, P.A. and Baynes, K. (2010). The cognitive neuroscience of mind: a tribute to Michael S. Gazzaniga. Cambridge, MA: MIT Press, 256 p. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/9780262014014.001.0001

Goncharov, V.S. (2006). Psikhologo-pedagogicheskoe proektirovanie kognitivnogo razvitiya shkol’nikov: dis. … d-ra psikhol. nauk [Psychological and pedagogical projecting for cognitive development of schoolchildren: dissertation]. Kurgan, 407 p.

Guilford, J.P. (1982). Cognitive psychology’s ambiguities: some suggested remedies. Psychological Review. No. 89, iss. 1, pр. 48–59. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295x.89.1.48

Haggbloom, S.J., Warnick, R., Warnick, J.E., Jones, V.K. et al. (2002). The 100 most eminent psychologists of the 20th century. Review of General Psychology. Vol. 6, iss. 2, pр. 139–152. DOI: https://doi.org/10.1037/1089-2680.6.2.139

Harlow, H.F. and Harlow, P. (1999). Human model: primate perspective. Great Falls, MT: Winston Publ., 366 р.

Hayes, J.R. (1985). Three problems in teaching general skills. Thinking and learning skills. Vol. 2: Research and open questions, ed. by S.F. Chipman, J.W. Segal, R. Glaser. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Publ., 640 p.

Huxley, A. (2004). Vechnaya filosofiya [The perennial philosophy]. Moscow: Eksmo Publ., 464 p.

Lakoff, G. (1987). Women, fire, and dangerous things: what categories reveal about the mind. Chicago, IL: Chicago University Press, 596 p. DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/9780226471013.001.0001

Lazarev, F.V., Syropyatov, O.G. and Yanovskiy, S.S. (2012). Psikhosomaticheskaya antropologiya: teoriya i praktika [Psychosomatic anthropology: theory and practice]. Simferopol: N. Oreanda Publ., 152 p.

Park, R. (1989). Assimilation. Introduction to the Science of Sociology, ed. by R. Park, E. Burgess. Chicago, IL: Chicago University Press, pp. 734–739.

Prokopchuk, Yu.A. (2010). Informatsionnaya struktura teorii estestvennoy predmetnoy oblasti [Informational structure of the natural subject theory]. Vestnik Khersonskogo natsional’nogo tekhnicheskogo universiteta [Scientific Bulletin of Kherson State University]. No. 2(38), pp. 11–19.

Rosch, E. (1978). Principles of categorization. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Publ., 328 р.

Solso, R. (2006). Kognitivnaya psikhologiya [Cognitive psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 589 p.

Yudina, T.N. (2007). Migratsiya: slovar’ osnovnykh terminov [Migration: the basic term dictionary]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 472 p.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Выпуск

Раздел

Статьи