Человек и технизированный мир: экологический вектор философского осмысления
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-181-191Ключевые слова:
человек, техника, технизированный мир, экологический вектор, экологическое измерение, экология бытия человека, экогуманистикаАннотация
В условиях технизации практически всех сторон жизни и жизненного мира человека экология непосредственного, живого переживания им отношений со всеми элементами мира есть проблема, связанная как с реальным существованием современного человека, так и с теоретическим знанием о нем. В статье представлен опыт философской рефлексии, необходимой при поиске оптимального пути решения ряда принципиальных вопросов, ставших вновь актуальными: как возможен человек в технизированном мире? каково общее (т.е. философское — на предельно общем уровне его осмысления) основание отношений человека с технизированным миром? как возможно знание о человеке, каким оно должно быть в новых условиях технизированного мира? Человек в технизированном мире возможен как человек — необходимо развивать и укреплять экологический способ их взаимоотношений, сохранять/воспроизводить эти отношения в целом как отношения естественного и искусственного, «живого» и «неживого». Экологический подход строится на основе логики взаимосоразмерности человека и мира, на удержании соразмерности, соотнесении возможностей полноценного воспроизводства и развития каждого «начала» — человеческого и технического — в их ориентации друг на друга. Экологический подход — это подход, основанный на принципе оптимальности в отношениях между сторонами, когда создаются наилучшие возможности для развития, реализации внутреннего потенциала каждой из сторон. Экологический подход имеет методологическое значение в теоретическом и практическом смыслах: может быть рассмотрен и как подход в теоретических исследованиях, и как подход в организации и осуществлении практических отношений человека с технизированным миром.Библиографические ссылки
Апухтина Н.Г., Дыдров А.А., Емченко Е.П., Соломко Д.В. Экологизация человека как диалог ценностей сохранения и изменения // Социум и власть. 2019. № 1(75). С. 102–111.
Барышников П.Н. Типология бессмертия в теоретическом поле французского трансгуманизма // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2014. № 1(7). С. 98–127.
Болонкин А.А. Бессмертие людей и электронная цивилизация: сб. статей. N.Y.: Lulu Press, 2007. 130 с.
Бостром Н. FAQ по трансгуманизму. URL: https://coollib.com/b/326779/read (дата обращения: 19.03.2020).
Вишев И.В. Современная научная революция: переход от смертнической парадигмы к парадигме бессмертнической // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008. № 6(106).С. 112–116.
Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты: материалы Первой Всерос. конф. (Белгород, 11–12 апреля 2013 г.) / под ред. Д.И. Дубровского, С.М. Климовой. М.: Канон+: Реабилитация, 2014. 352 с.
Жукова Е.А. Высокие технологии под углом зрения экологии человека // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 11(152). С. 199–205.
Казеннов Д.К. Концептуальные основания трансгуманизма: автореф. дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2011. 19 с.
Кутырев В.А. Философский образ нашего времени (безжизненное пространство постчеловечества). Смоленск: Изд-во СГУ, 2006. 301 с.
Лем С. Фантастика и футурология: в 2 кн. Кн. 1. М.: АСТ: Хранитель, 2008. 591 с.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. 536 с.
Смирнов С.А. Антропологическая платформа для национальной технологической инициативы (приглашение к дискуссии) // Философская антропология. 2018. Т. 4, № 2. С. 69–80. DOI: https://doi.org/10.21146/2414-3715-2018-4-2-69-80
Теренций. Самоистязатель // Теренций. Комедии. М.: Худ. лит-ра, 1985. С. 109–190.
Хайдеггер М. Отрешенность // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: сб. М.: Высш. школа, 1991. С. 102–111.
Эпштейн М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Новое лит. обозрение, 2004. 864 с.
Эпштейн М.Н. От знания к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.; СПб.: Центр гуманит. инициатив, 2016. 480 с.
Эпштейн М.Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: Новое лит. обозрение, 2017. 609 с.
References
Apukhtina, N.G., Dydrov, A.A., Emchenko, E.P. and Solomko, D.V. (2019). Ekologizatsiya cheloveka kak dialog tsennostey sokhraneniya i izmeneniya [Human ecologization in terms of conservation and change value]. Sotsium i vlast [Society and Power]. No. 1(75), pp. 102–111.
Baryshnikov, P.N. (2014). Tipologiya bessmertiya v teoreticheskom pole frantsuzskogo transgumanizma [A typology of immortality in the theoretical field of French transhumanism]. Filosofskiye problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva [Philosophical Problems of IT and Cyberspace]. No. 1(7), pp. 98–127.
Bolonkin, A.A. (2007). Bessmertiye lyudey i elektronnaya tsivilizatsiya: sb. statey [Immortality of people and electronic civilization: collected papers]. N.Y.: Lulu Press Publ., 130 p.
Bostrom, N. FAQ po transgumanizmu [FAQ on transhumanism]. Available at: https://coollib.com/b/326779/read (accessed 19.03.2020).
Dubrovskiy, D.I. and Klimova, S.M. (eds.) (2014). Global’noe buduschee 2045: Antropologicheskiy krizis. Konvergentnye tekhnologii. Transgumanisticheskie proekty: materialy Pervoy Vseros. konf. (Belgorod, 11–12 aprelya 2013 g.) [Global future 2045: anthropological crisis. Converged technologies. Transhumanist projects: Materials of the First All-Russian conf. (Belgorod, April 11–12, 2013)]. Moscow: Kanon+ Publ., Reabilitatsiya Publ., 352 p.
Epshteyn, M.N. (2016). Ot znaniya k tvorchestvu. Kak gumanitarnye nauki mogut izmenyat’ mir [From knowledge to creativity. How the humanities can change the world]. Moscow, Saint Petersburg: Tsentr Gumanitarnykh Initsiativ Publ., 480 p.
Epshteyn, M.N. (2017). Proektivnyy slovar’ gumanitarnykh nauk [Projective dictionary of the humanities]. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 609 p.
Epshteyn, M.N. (2004). Znak probela: o buduschem gumanitarnykh nauk [Space bar: The future of the humanities]. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 864 p.
Heidegger, M. (1991). Otreshennost’ [Detachment]. Razgovor na proselochnoy doroge [Country Path Conversations]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., pp. 102–111.
Kazennov, D.K. (2011). Kontseptual’nye osnovaniya transgumanizma: avtoref. dis. … kand. filos. nauk [Conceptual foundations of transhumanism: Abstract of Ph.D. dissertation]. Saratov, 19 p.
Kutyrev, V.A. (2006). Filosofskiy obraz nashego vremeni (bezzhiznennoe prostranstvo postchelovechestva) [The philosophical image of our time (lifeless space of post-humanity)]. Smolensk: SSU Publ., 301 p.
Lem, S. (2008). Fantastika i futurologiya: v 2 kn. Kn. 2 [Fiction and futurology: in 2 books. Book 2]. Moskow: AST Publ., Khranitel’ Publ., 591 p.
Marx, K. (1974). Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda [Economic and philosophical manuscripts of 1844]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 42, 536 p.
Smirnov, S.A. (2018) Antropologicheskaya platforma dlya natsionalnoy tekhnologicheskoy initsiativy (priglasheniye k diskussii) [Anthropological platform for national technological initiative (invitation to discussion)]. Filosofskaya antropologiya [Philosophical Anthropology]. Vol. 4, no. 2, pp. 69–80. DOI: https://doi.org/10.21146/2414-3715-2018-4-2-69-80
Terence (1985). Samoistyazatel’ [Self- Tormentor]. Terentsiy. Komedii [Terence. Comedies]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publ., pp. 109–190.
Vishev, I.V. (2008). Sovremennaya nauchnaya revolyutsiya: perekhod ot smertnicheskoy paradigmy k paradigme bessmertnicheskoy [The modern scientific revolution: the transition from the mortal paradigm to the immortal paradigm]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial’no-gumanitarnyye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series «Social Sciences and the Humanities»]. No. 6(106), pp. 112–116.
Zhukova, E.A. (2014). Vysokie tekhnologii pod uglom zreniya ekologii cheloveka [High technologies from the point of view of human ecology]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. No. 11(152), pp. 199–205.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.